Конкурс Творческий учитель-2016 заявка на участие и текст


Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Актуальность проблемы грамотной организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на сегодняшний день у каждого из нас не вызывает сомнений. На основании Федеративного Закона «Об образовании РФ» №273-ФЗ от 29. 12. 12.ст.11 гл. 79. не только обозначены права лиц с ограниченными возможностями здоровья на качественное образование, но и подчеркивается необходимость учитывать их возможности и особые образовательные потребности.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. В нашей гимназии мы стараемся разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.
Целью инклюзивного образования является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.
Задачи:
создание адаптивной образовательной среды, которая обеспечит образовательные потребности ребенка с ОВЗ;
обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, помощь ребенку и его семье, педагогам;
разработка программно-методических комплексов (индивидуальных) для обучения детей с ОВЗ;
формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.
К сожалению, в данный момент, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.
Развитие системы инклюзивного образования в нашей стране, требует принципиальных изменений в системе не только среднего, но и профессионального и дополнительного образования. До сих пор у нас отсутствуют общегосударственные правовые и финансово-экономические нормы, касающиеся основ инклюзивного образования детей с особенностями развитияалидНа сегодняшний момент можно выделить несколько основных проблем в инклюзивном образовании:
Отсутствие гибких образовательных стандартов;
Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка;
Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии;
Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей;
Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.);
Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников;
Средств и оборудования, низкая заработная плата, неравномерное распределение ресурсов;
Безграмотность, отсутствие доступа к зданиям, слабая политика или ее отсутствие, отсутствие коллективного опыта в обсуждении и решении проблем.
Основные сложности связаны с материальными затратами по созданию в общеобразовательной школе условий для обучения детей с ограниченными возможностями. Требуются значительные средства на обеспечение школы специальными программами, учебниками, подготовку специальных учебных помещений (классы для социально-бытовой ориентировки (СБО), учебно-производственные мастерские).
При организации специального обучения в общеобразовательной школе психологи и педагоги сталкиваются с трудностями образовательной интеграции, обусловленными и социальными факторами. Наше общество еще не вполне готово к принятию интеграции, в общественном сознании существуют определенные стереотипы и предрассудки в восприятии детей с психофизическими нарушениями. Некоторые учителя, прежде всего учителя-дефектологи, считают, что общеобразовательная школа не готова принять таких детей: обычные ученики станут их унижать, и дети с особенностями психофизического развития будут чувствовать себя дискомфортно.
Также нужно помнить, что интеграция особых детей в массовые образовательные учреждения не снимает проблемы их коррекционной поддержки, без нее ученики с ОВЗ вряд ли смогут учиться наравне со своими обычными одноклассниками и реализовать свое право на образование. Ввиду нестандартности ситуации, интегрированный ребенок будет также нуждаться в услугах службы психологической поддержки, и ей предстоит осуществлять контроль за успешностью его обучения, помогать ему справляться с эмоциональными трудностями.
Следовательно, для успеха интеграции в образовательном пространстве страны должна сложиться и функционировать четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной педагогической и психологической помощи особым детям, обучающимся в общеобразовательном учреждении. Поэтому одним из условий эффективности отечественной версии интеграции должно стать обязательное специальное психолого-педагогическое сопровождение особого ребенка в общеобразовательном учреждении. Необходимо создание коррекционного блока, дополняющего и тесно связанного с общеобразовательным.
В специальной педагогике строятся "обходные пути" обучения, используются специфические средства и методы, которые не применяются в традиционном образовании.
В соответствии с распространенной классификацией методов обучения на основе целостного деятельностного подхода в процессе обучения детей с отклонениями в развитии выделяются методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; ее стимулирования и мотивации; методы контроля и самоконтроля. Дидактика специального обучения применяет как общепедагогические методы и приемы обучения, так и свои специфические для каждой категории обучающихся с особыми образовательными потребностями методы и приемы коррекционно-педагогической работы.
Существуют следующие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: перцептивные (методы словесной передачи и слухового или зрительного восприятия учебного материала и информации по организации и способу его усвоения; наглядные, практические методы); логические (индуктивный и дедуктивный); гностические (репродуктивные, проблемно-поисковые, исследовательские).
Методы могут реализовываться в практике образования общего назначения как под руководством учителя, так и самостоятельно обучающимися; в условиях специального образования возможности обучающихся далеко не всегда позволяют реализовать методы самостоятельной работы.
Неотъемлемыми компонентами, направленными на работу с детьми с ОВЗ обязательно служат совместные усилия педагогического коллектива, родителей, социальных служб, учреждений дополнительного образования. Эти компоненты в массовой школе включают следующие направления: диагностико-консультативный этап, физкультурно-оздоровительный, воспитательно-образовательный, коррекционно-развивающий, социально-педагогический. Формы организации по работе с такими детьми представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и обучающегося, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Конкретными формами организации работы являются урок, практикумы, учебные экскурсии, собеседования, индивидуальные и групповые консультации, внеурочные формы организации трудового обучения, домашняя учебная работа учащихся.
Подробнее хотелось бы остановиться на таких базовых формах как игротерапия и арттерапия.
В игровой деятельности дети развивают коммуникативные навыки: начинают делиться своими впечатлениями, чувствами, мыслями, осознают их и соотносят с чувствами, мыслями значимого взрослого, других детей. И, что очень важно, начинают планировать деятельность и самостоятельно находить способы решения игровых задач.
Другим важным направлением в работе с детьми с ОВЗ является арттерапия. Арттерапия позволяет выявить возможности ребенка в общении, идентификации, эмпатии. Во время рисования развивается способность осознавать свое настроение, чувства, эмоции; развивается способность соотносить свои чувства, настроение, действия с ситуацией, чувствами и действиями других людей. Занятия должны быть построены таким образом, что можно их прервать в любой момент. Это позволяет избежать лишнего психического дискомфорта у детей и исключить элементы принуждения. Занятие должно, в соответствии с желаниями и мотивами поведения ребенка, проводиться частями, вкрапленными в другую (лучше продуктивную) деятельность. Неустойчивое внимание детей может быть организовано переключением на параллельную деятельность, таким образом, внимание не рассеивается и дети фактически не выходят из ситуации общения с взрослым. Содержание травмирующего занятия следует проанализировать с учетом социальной ситуации развития ребенка и по возможности подобрать другую форму проведения, другое содержание, соответствующее целям данного занятия. По мере продолжения работы устойчивость «социального внимания» детей повышается. Ребенок с ОВЗ способен воспроизводить исключительно те ситуации, которые относятся только к его собственному опыту. Раз за разом ребенок воспроизводит те способы поведения, которые приносят ему успех.
В заключении можно сказать, что инклюзивные процессы, безусловно, находятся в развитии, идут по нарастающей. Им уделяется огромное внимание со стороны государства. Инклюзивное образование приобретает всё более широкие масштабы. Но, несмотря на это, это ещё достаточно «сырая» система, а поэтому требует немало работы, сил и вложений. Всё это будет способствовать расширению доступности образования для детей с особыми образовательными потребностями.
Список литературы:
1.Ковалев Е.В., Староверова М.С. Образовательная интеграция (инклюзия) как закономерный этап развития системы образования // Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М, 2010.- C. 26- 36.
2.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
3.Шилов В. С. Инклюзивное образование: российская специфика // Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: материалы международной конференции. 19–20 июня 2008 года. — СПб, 2008. — C. 47- 48.