Использование технологии проблемного обучения как средства формирования познавательной самостоятельности младших школьников


Использование технологии проблемного обучения как средства формирования познавательной самостоятельности младших школьников «Не мыслям надобно учить, а мыслить»Иммануил Кант (1724 - 1804), немецкий философ НаблюденияЦель: выявить уровень познавательной активности учащихся, определить соотношение отвлекаемости и познавательной активности, выяснить эмоциональное отношение к учебе. Показатели: активностьсамостоятельность выполнения заданийотвлекаемость РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЯ НАД УРОВНЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В 1 КЛАССЕ Проблема: низкая активность детей Решение: использование проблемного обучения Уровни самостоятельности:Учитель сам ставит проблему и решает ее.Учитель создает проблемную ситуацию, а учащиеся включаются в ее разрешение.Проблемная ситуация создается учителем, решение ее происходит в ходе самостоятельной деятельности учащихся.Нахождение проблемы учащимися на основе представленных учителем неупорядоченных знаний. типы создания проблемной ситуации{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Тип проблемной ситуацииТип противоречияПриемы создания проблемной ситуацииС удивлениемМежду двумя (или более) фактамиОдновременно предъявить противоречивые факты, теории Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действиемМежду житейским представлением учеников и научным фактом- обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с «ловушкой»;- предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией С затруднениемМежду необходимостью и невозможностью выполнить задание учителяДать практическое задание, не выполнимое вообщеДать практическое задание, сходное с предыдущим- дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;- доказать, что задание учениками не выполнено проблемные ситуации Проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными с заведомо допущенными ошибкамиПоиск истины (способы, приемы, правила решения) Противоречия практической деятельности пути, приводящие к проблемной ситуации:побуждающий диалог – помогает формулировать учебную задачуподводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросовприменение мотивирующих приемов: сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), «актуализация» - обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся Какой домик должен быть следующим? Нарисуй его. Задача с противоречивыми даннымизаяц, хитрая, бежит, лисаФиксируем затруднение:…Определяем тему и цели урока:… Тема: Тела и вещества (окружающий мир)Вопрос: «Если все, что нас окружает - это предметы, то мы с вами и рыбки в аквариуме - тоже предметы? Исследовательская деятельностьОПЕРАЦИЯ «Ы»IV ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯШКОЛЬНИКОВ «ПЕРВЫЕ ЛАСТОЧКИ»Автор: Косова Ульяна Денисовна, ученица 1 класса МБОУ ООШ №269ЗАТО АлександровскРусские блиныИсследовательская работаПашкова Алиса1-Г классМБОУ ООШ №269ЗАТО Александровск2015 год Сравнительный анализ НАБЛЮДЕНИЯ НАД УРОВНЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В 1 КЛАССЕ Результаты участия в конкурсах и олимпиадах{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Проект «Креативность. Интеллект. Талант»(КИТ)ВсероссийскийКосова Ульяназаочноhttp://future4you.ru/ ноябрьПолякова Л.К.Лауреат 3 место{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Открытая российская интернет-олимпиада по русскому языку для школьников «Зима,февраль2015,русский язык,1 класс»ВсероссийскийКосова Ульянадистанционноhttp://metaschool.ruфевральПолякова Л.К.Диплом 1 степениКосова УльянаДиплом 3 степениКушин Данил Международная дистанционная олимпиада «15вопросов о жизни»Международный7 человекдистанционноhttp://konkurs.infourok.ruфевральПолякова Л.К.Победитель1 местоАртемьев ДенисВозисова ВикторияИвановская ВиталинаМалькова Мария2 местоКушин Данил3 местоРыбин Никита Всероссийская олимпиада «Я люблю тебя, Россия»ВсероссийскийАртимович Екатеринаонлайнhttp://www.online.ya-geniy.ruянварьПолякова Л.К.Диплом 1 степени Артимович ЕкатеринаВсероссийская олимпиада «Эти забавные животные»Всероссийский11 человеконлайнhttp://www.online.ya-geniy.ruянварьПолякова Л.К.Диплом 1 степени Косова УльянаАртимович Екатерина Возисова ВикторияАртемьев ДенисИвановская ВиталинаРыбин НикитаОлонкин ДмитрийСкурту АлисаПашкова АлисаДиплом 2 степени Кучинская АнастасияДиплом 3 степени Кушин Данил Спасибо за внимание