Урок по развитию речи. Подготовка к сочинению по картине А.М. Шилова Непобедимый, 6класс

Урок развития речи в 6 классе
Тема «Подготовка к сочинению по картине А.М. Шилова «Непобедимый»

Оборудование: медиопроектор, флеш- диск с презентацией, экран, ноутбук, иллюстрации, словари и раздаточный материал

Ход урока

Этапы урока
Учитель
Ученики

Орг. момент: создание позитивного настроя

1.Актуализа
ция
знаний
- Вы уже знаете, ребята, что картины бывают разные по жанру. Определите жанр картин на экране (Демонстрация 4 разных по жанру картин)
- Сегодня мы будем готовиться к сочинению по картине А.М. Шилова «Непобедимый».Определите ее жанр.
- Дайте объяснение этого слова
-Чтобы убедиться в правильности своего ответа, к какому источнику мы должны обратиться?
-Зачитайте толкование слова
-В центре внимания будет работа по картине А.М. Шилова «Непобедимый»
-Познакомимся с автором картины (сообщение о художнике -подготовленный ученик) -3 мин.
- Выбор картины мной не случаен. Вдумайтесь в название , в его лексическое значение, Помогут в этом и однокоренные слова.(1 мин)
Теперь догадались

Определяют жанр






Это портрет
Дети объясняют

К толковому словарю
Чтение по словарю о слове портрет


Во время рассказа показ слайдов: портреты художника, его работы

Демонстрация картины



Ответы


Вывод: да, действительно 2010 год- год шестидесятипятилетия Победы, доставшейся нашему народу большой ценой. Именно им, нашим прадедам, дедам и бабушкам посвящена эта картина, это благодарность художника непобедимому русскому солдату, сумевшему отстоять Родину, защитить родную землю. А тот , кто борется за Родину,, непобедим. Сегодня тоже особенный день – день окончания Сталинградской битвы( она длилась 8 дней и ночей) была одной из самых кровопролитных и судьбоносных . С нее начался коренной перелом в ходе войны..


2 Работа по картине




















































3. Отработка лексических, грамматических норм
А теперь давайте рассмотрим картину , увидим на ней все, что нарисовано, поймем содержание и идею картины, а потом будем думать , как написать сочинение.
- открываем тетради и записываем число , классная работа, тема (какая тема урока?)

-Кто герой картины?
Ветеран и продолжите ряд, объясните написание т в слове участник.
Как изображен ветеран?
-Объясните значение слова «гимнастерка»
Вывод: гимнастерка- это не только военная форма, которую бережно хранит герой и надевает по торжественным дням, но прежде всего память о лихих годах, о сражениях, о бойцах-товарищах, которые остались лежать на полях сражений.
Об ордене, о медали- сообщение
Значок гвардейский .
Подберите синонимы к «гвардейские»
Отборные, элитные, прославленные

-Какими словами можно описать внешность?
Лицо в морщинках, доброе, загорелое; украшают усы большие, пышные,закрученные кверху
Брови густые, седоватые
Глаза свело-серые, улюбающиеся, открытые ,веселые , с легкой грустинкой
Улыбка лукавая, добродушная
Волосы волнистые седые

Что служит фоном для портрета?
Почему художник выбрал такой пейзаж.Можно было показать ветерана и в другом окружении.
Вывод: Это не случайно, За спиной воина родная земля, которую он любит. Он готов встать на ее защиту в любую минуту, но он не захватчик, а мирный житель Земли . Поле и голубое небо- тому свидетели. Также фон картины помогает выразить художнику основную мысль: человек, защищающий родную землю, непобедим.
Выполним несколько упражнений, которые также помогут в написании сочинения.
1. Продолжите синонимичный ряд
-Выглядит крепким (подтянутым,,молодцеватым)
-Смотрит спокойно (открыто, по-доброму
2.Какие пословицы и крылатые выражения можно использовать для характеристики героя?
-Прошел огонь, воду и медные трубы
-Один в поле не воин
-Друзья познаются в беде
-Не отдаст ни пяди родной земли
3.Продолжите мысль:
Картина названа так потому, что(солдат, защищающий родную землю,
непобедим
Помня о павших, не будем забывать ( о живых ветеранах.)
Будем чтить память тех, кто (одержал победу, защитил русскую землю от захватчиков)
Хочется поклониться ветеранам за то что (подарили нам. мирную жизнь)







Подготовка к сочинению по картине


Ветеран, участник Великой Отечественной войны, старый воин

По пояс, вполоборота, одет в гимнастерку, грудь украшают награды: слева - медали,справа - орден Красного Знамени, гвардейский значок

Работа со словарем




Сообщения учащихся




Ученики подбирают слова, помогающие лучше описать героя ( Лучшие записываются в тетрадь)










Ответы
















Работа в тетради




4. Работа с планом сочинения
Теперь предстоит обдумать план сочинения. С чего начать?. Чем продолжить? Как закончить?- вот вопросы . на которые вам предстоит ответить. Учтите , что надо написать сочинение-описание, т.е. Вам не нужно ничего придумывать, а писать только о том, что вы видите. Вспомним . что план состоит из 3 частей, каких?
Пишем план:I. Вступление. Название картины, автор
II. Основная часть. 1. Кто главный герой ?
2.Как он выглядит?
3, На каком фоне изображен герой?
III.Какую мысль хотел выразить своей картиной автор?

Попробуйте сформулировать 1 предложение сочинения?







Верно, Вступление., основная часть, заключение









Передо мной картина А.М. Шилова « Непобедимый»















План.

I. Вступление. Название картины, автор.

II. Основная часть. 1. Кто главный герой ?
2.Как он выглядит?
3. На каком фоне изображен герой?

III. Какую мысль хотел выразить своей картиной автор?