Технологическая карта урока географии 6 класс Урок №2. Тема: ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ.


Технологическая карта урока географии 6 класс
Урок №2. Тема: ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ.Тип урока Урок актуализации знаний и умений
Цели деятельности учителя Способствовать формированию представлений учащихся о науке географии, основных этапах накопления знаний о Земле, современных исследованиях; создать условия для формирования умений работать с текстом учебника, электронным приложением к нему и картой
Образовательные ресурсы Электронное приложение к учебнику: Как люди изучали Землю. Великие географические открытия.
План урока Земля – планета Солнечной системы.
Вращение Земли. Луна.
Методы и формы обучения Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальные, фронтальные
Основные понятия Солнечная система, планета Земля.
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Научатся называть планеты Солнечной системы, объяснять значение понятий «Солнечная система», «планета», приводить примеры географических следствий движения Земли. Познавательные: строят логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной и письменной форме, делают выводы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении познавательных задач.
Регулятивные: составляют план и последовательность действий, оценивают результат. Работают в соответствии с поставленной учебной задачей, оценивают собственную учебную деятельность.
Организационная структура урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке Формы
контроля
I. Мотивация к учебной деятельности Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность Слушают учителя и включаются в учебную деятельность Фронтальная работа II. Актуализация знаний Беседа по вопросам для подготовки восприятия нового материала Организует беседу по вопросам: «Какую форму имеет Земля? Какой ее себе представляли древние люди? Каких путешественников вы знаете?» Отвечают на вопросы Индивидуальная работа III. Изучение нового материала Беседа Беседует с учащимися по вопросам: «Какие примеры шарообразности Земли вам известны? Почему происходит смена дня и ночи, времен года?» Приводят примеры шарообразности Земли, отвечают на вопрос Фронтальная работа Устные ответы
Работа по рисунку 4, с. 8 Организует работу по рисунку «Планеты Солнечной системы» (Приложение 1) Отвечают на вопросы, сравнивают планеты по разным параметрам Фронтальная и индивидуальная работа Устные ответы
Работа по рисунку 5, с. 9 Организует работу по рисунку (Приложение 2) Объясняют рисунок «Вращение Земли вокруг Солнца» Фронтальная работа Устные ответы
IV. Первичное осмысление и закрепление изученногоРабота с тетрадью Организует работу с тетрадью. Задание: заполнить таблицу. Заполняют таблицу. Индивидуальная работа Проверка выполнения задания
V. Итоги урока. Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений Организует работу по закреплению основных понятий урока Отвечают на вопросы Фронтальная работа Оценивание работы учащихся на уроке
Домашнее задание § 2. Конкретизирует домашнее задание Записывают домашнее задание Индивидуальная работа Приложение 1
Работа по рисунку 4, с. 8
Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему.
Планеты делятся на две группы: планеты земной группы и планеты-гиганты.
Планеты земной группы намного меньше по размерам и самые близкие к Солнцу. Назовите их. (Меркурий, Венера, Земля, Марс.)
Планеты-гиганты (они состоят из газов, в первую очередь из водорода, не имеют твердых поверхностей, удалены от Солнца). Перечислите их. Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.)Ни в одну из этих групп не входит Плутон - самая маленькая и самая удаленная от Солнца планета. Плутон мало изучен, открыт был только в 1930 г. Это единственная планета, которую не посетили земные космические аппараты.
Какая самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер.)
Назовите общее количество планет. (9.)
Назовите самую близкую к Солнцу планету. (Меркурий.)
Какая планета имеет кольца? (Сатурн.)
Назовите планеты земной группы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс.)
Назовите планеты-гиганты. (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.)
Назовите соседей Земли. (Венера, Марс.)
Какая планета занимает третью орбиту? (Земля.)
Что является центром Солнечной системы? (Солнце.)
Приложение 2
Работа по рисунку 5, с. 9
Земля, подобно другим планетам, движется вокруг Солнца. Этот путь Земли называется орбитой. Орбита Земли - это эллипс.
Одновременно с движением вокруг Солнца Земля вращается вокруг своей оси (против часовой стрелки). Земная ось - это воображаемая прямая, проходящая через центр Земли.Ось пересекает поверхность Земли в двух точках: Северном и Южном полюсах.
По поверхности Земли проходит экватор - воображаемая линия, равноудаленная от географических полюсов. Экватор делит Землю на Северное к Южное полушария.
Задание 1. Покажите на рисунке все новые понятия.
Задание 2. Используя текст учебника (§ 2, п. 2, с. 9) и рисунок, объясните смену времен года.
Наклон земной оси к плоскости орбиты обусловливает различный угол падения солнечных лучей и, соответственно, различия в поступлении тепла на земную поверхность, а также неодинаковую продолжительность дня и ночи в течение года на всех территориях, кроме экватора.
22 июня - день летнего солнцестояния, когда земная ось северным концом обращена к Солнцу (см. рисунок слева). В этот день все территории севернее экватора до 66,5° с. ш. большую часть суток освещены, на этих широтах день длиннее ночи. Северный полюс освещен целиком - там полярный день.
В этот же день на территории южнее экватора до 66,5° ю. ш. день короче ночи. На Южном полюсе - полярная ночь.
Задание. Опишите по рисунку, чем характеризуется день зимнего солнцестояния.
Вопросы:
1) Что влияет на смену времен года? (Вращение Земли вокруг Солнца и наклон земной оси.)
2) Когда в Северном полушарии (в котором мы живем) лето, а когда зима?
3) К чему приводит вращение Земли вокруг своей оси, период которого равен 24 часам?