Методический семинар на конкурс Учитель года — Развитие мышления младших школьников


Добрый день уважаемые коллеги, члены жюри!Я, ………, учитель начальных классов ……… школы.
Проработав в школе, совсем немного времени я поняла, в школу дети приходят с огромным желанием учиться, но, к сожалению, не у всех это получается. Они обладают достаточным уровнем знаний, позволяющим показывать стабильные результаты, тем не менее, теряются в новом потоке информации, ограничены в гибкости логического мышления, что в современном информационном мире необходимо.
Для решения проблемы с обучением необходимо развивать логическое мышление. (Слайд тема и цель) Именно эта тема и стала проблемой над которой я работаю и сегодня. (цели на слайде)
Основная задача, которую я ставлю перед собой слайд - это создать такую образовательную среду, которая способствовала бы развитию логического мышления.
Я начала свою работу с диагностики. (слайд) Использовала методики-тесты, ориентированные на определение уровня овладения логическими операциями: это способность выделять существенный признак, и способность сравнивать, и способность классифицировать и последнее - уровень сформированности операций анализа и синтеза.
(слайд) Проведённые диагностики показали, что логическое мышление у ребят развито слабо. На диаграммах видно, что самый лучший результат не поднимается выше отметки 40 %, а это значит, что ребята с трудом справляются с заданиями, направленными на умение анализировать, классифицировать, сравнивать, выделять существенное.
Отталкиваясь от этих результатов, я стала выстраивать свою дальнейшую работу. Для меня стало очевидным – работа должна носить системный характер на всех этапах обучения.
Развивать логическое мышление нужно на каждом предмете, но особенно на уроках математики. Ведь математика - именно тот предмет, который позволяет детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
(слайд) Понятно, что этот процесс длительный, трудный, но чтобы он был познавательным и интересным для детей, я в своей работе определила основные виды деятельности, которые буду использовать.
(слайд) А так же методы и средства, которые помогут достичь цели.
На мой взгляд, самым эффективным средством для развития логического мышления – является задача. Потому что, любая мыслительная деятельность над задачей начинается с вопроса, который ставит перед собой ученик, не имея готового ответа на него.
(слайд) Часто использую сюжетные логические задачи. Пример вы видите на слайде. Для решения которой, просто необходимо «включить» логику. (Незнайка решил искупаться. Он разделся, сложил одежды и поплыл. « Сейчас переплыву реку три раза и оденусь, и пойду домой». Как вы думаете, нашел ли Незнайка свою одежду? Объясни ответ. (нет, т.к. три раза это значит оказаться на другом берегу)
Для развития мыслительных операций учу детей составлять дополнительные условия и вопросы к задаче. (слайд) Например: задачи с наращиванием условия.
«К Новому году вырезали 90 снежинок. 10 мальчиков вырезали по 3 снежинки каждый». Предлагаю дополнить условие и поставить вопрос.. «А остальные снежинки вырезали девочки. Сколько снежинок вырезали девочки? На сколько больше снежинок вырезали девочки, чем мальчики?». «Сколько снежинок вырезала каждая из девочек?» (Количество девочек может быть разным. Главное, дети должны найти второе число, на которое бы делилось 60. Это может быть и 6, и 10). На сколько снежинок больше или меньше вырезала девочка, чем мальчик? «А 5 девочек вырезали по 10 снежинок каждая. Сколько снежинок вырезали взрослые?» (Дополненная так задача уже будет решаться в несколько действий). Таким образом, дети не только находятся в творческом поиске, но усложняют эту задачу.
Еще одним важным средством развития логического мышления выступает дидактическая игра. (слайд) Играя, ребёнок закрепляет ранее полученные знания, приобретает новые навыки, умения, развивает умственные способности.
Дидактические игры, я условно разделила на 4 модуля. (Щелчок)
Дидактические игры, направленные на формирование умения сравнивать;
Дидактические игры, направленные на формирование умений анализировать и синтезировать;
Дидактические игры, направленные на формирование умения обобщать;
Дидактические игры, направленные на формирование умения классифицировать)(слайд) Приведу пример дидактической игры. Все эти фигуры необходимо разбить на группы по общему признаку. По какому признаку и на сколько групп не сообщаю, они должны сами догадаться. Сразу это вызывает затруднения – ребята делят только по одному признаку, но в результате работы мы видим, что их можно разбить и по форме, и по размеру, и по цвету.
(Слайд) Для разнообразия учебной деятельности на уроках математики использую нестандартные задания.
Это логические игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций. (слайд) Например, вот такое упражнение – нарисуй «кошечку» в пустой клетке таблицы.
Эти задания настолько нравятся ребятам, что они начинают придумывать собственные логические задачки, кроссворды, шарады для одноклассников. (слайд) Конечно, сразу получается не у всех, но я стараюсь каждому оказать помощь в их составлении, даю шанс поверить в свои силы. И в результате такой работы у нас уже собрана настоящая копилка головоломок, которая не перестает пополняться. (Слайд) А самое главное это помогает мне развивать у детей все основные приемы логического мышления.
Эта система работы дала свои результаты – наблюдается динамика в развитии логического мышления моих учеников. (слайд) Сравнительные результаты вы можете увидеть на слайде. …..
А как следствие и следующие результаты деятельности:
Повышение у учащихся мотивации к обучению.
Стабильность и рост качества знаний.
(Слайд) Участие и победы моих учеников в школьных и во Всероссийских олимпиадах школьников.
Понимание учащимися значимости предмета математики, как следствие:
Выпуск сборников творческих работ учащихся
Создание собственной копилки логических идей
В итоге я пришла к выводу, что успешное формирование мышления младших школьников зависит от соблюдения следующих трёх психолого-педагогических условий: (слайд)
Формировать. Необходимо формировать словесно-логическое, абстрактное мышление на уроках в тесной связи с развитием практически-действенного и наглядного - образного мышления.
Учитывать. Нужно учитывать уровень индивидуального развития ребенка и в связи с этим осуществлять индивидуальную и дифференцированную работу с учащимися.
Применять. На каждом уроке применять специальные задания, направленные на формирование мышления.
Таким образом, работа по развитию и формированию логического мышления младших школьников – помогло моим детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Но говорить о полной реализации моей цели слишком рано, я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении.