Урок «Энергозатраты человека и пищевой рацион»


Урок: « Энергозатраты человека и пищевой рацион»
Учитель: Мастюхина Анна Александровна
МОУ «СОШ имени генерала Захаркина И.Г.»

Образовательная: обобщить и систематизировать знания о обмене веществ и энергии. Сформировать представление о энерготратах человека и нормах рационального питания.
Развивающая: в целях развития навыков практического труда выполнить задания по расчету калорийности продуктов питания .Для развития познавательного интереса выполнить кроссворд « Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион» . Вспомнит изученные ранее понятия и провести проверку знаний по компьютерной программе.
Воспитательная: в целях формирования научного мировоззрения доказать значимость знаний о сохранении здоровья, бережном к нему отношении, здорового образа жизни. Убедится в важности использования биологических знаний на практике.






Ф.О.У.Д.: урок.

Тип урока: обобщающий с проверкой знаний.

Вид урока: с презентацией «Обмен веществ и энергии».

Оборудование: презентация «Обмен веществ и энергии», компьютер, экран.








Ход урока:
Методы и методические приемы:

I.Организация класса.
II.Проверка знаний:
Что такое обмен веществ?
Обмен веществ -это  совокупность протекающих в живых организмах химических превращений, обеспечивающих их рост, развитие, процессы жизнедеятельности, воспроизведение потомства, активное взаимодействие с окружающей средой.
Что является подготовительной фазой обмена веществ?
Это пищеварение, транспортировка питательных веществ и кислорода.
3)Что такое пластический обмен?
Под пластическим обменом понимают такие процессы, в ходе которых в клетках создаются новые соединения и новые структуры, характерные для данного организма.
4)Что такое энергетический обмен?
Под энергетическим обменом понимают такие превращения энергии, в ходе которых в результате биологического окисления выделяется энергия, необходимая для жизнедеятельности клеток, тканей и всего организма в целом. 
5) Какие функции в организме выполняют белки?
Структурно-пластическую,опорную,каталитическую, защитную,транспортную,антитоксическую и энергетическую.
6) Какие функции в организме выполняют жиры?
Структурно-пластическую, регуляторную, теплоизоляционную и энергетическую.
7) Какие функции в организме выполняют углеводы?
Структурно-пластическую и защитную,энергетическую.
III.Изучение нового материала:
Тема нашего урока «Энерготраты человека и пищевой рацион»
В зависимости от интенсивности работы мышц, от времени, которое прошло с момента приема [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], от температуры обмен веществ и энерготраты организма все время  изменяются. Как определить постоянный уровень обмена веществ, который позволяет судить о некой  физиологической норме? Для данной цели было принято измерять самые маленькие энерготраты [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в стандартных определенных условиях. Такие условия: измерение должно проводиться по прошествии каждодневного голодания и исключения из рациона белков на протяжении трех дней после сна, утром при температуре комфорта (то есть когда не жарко и не холодно). Человек должен находиться в состоянии полнейшего психического покоя: писать, читать и совершать некую физическую или умственную работу нельзя, спать также нельзя, потому что во время сна уровень энерготрат может понизиться. 

При соблюдении стандартных условий интенсивность обмена веществ есть основным обменом. Зависит он от пола, возраста и генетических особенностей организма. При некоторых болезней основной обмен имеет возможность становиться ниже или выше  нормы, что может послужить важным диагностическим признаком. У мужчин основной обмен немного выше, нежели у женщин. У детей он больше, нежели у взрослых, что связано с процессами развития и роста. К старости основной обмен понижается.
Давайте посмотрим на картинку, где изображено суточное потребление продуктов при нормально основном обмене веществ.
Общий обмен питания
Фактические энерготраты, которые совершает [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] за единицу времени, называются общим обменом. Они значительно большего основного обмена, так как часть энергии расходуется на работу мышц, еду и ее [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], на борьбу с холодом и жарой.
Организм, усваивая углеводы, жиры и белки, получает не только необходимые вещества, однако и энергию, которая содержится в данных веществах.    
На следующем слайде мы наблюдаем энергозатраты в зависимости от характера нагрузки.
 Усваивая белки, жиры и углеводы, организм получает не только необходимые вещества, но и энергию, которая в этих веществах содержится. Молекулы простых углеводов, аминокислот и глицерина с жирными кислотами обладают довольно большой энергией. Установлено, что при распаде 1 г белка или 1 г углеводов освобождается 4,1 ккал, или 17,18 кДж, а при распаде 1 г жиров 9,3 ккал, или 38,96 кДж.
Нормы питания.
Количество питательных веществ и их состав определяются исходя из энерготрат человека, состояния его [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], возраста, пола, характера выполняемой работы. Так, здоровому взрослому человеку, выполняющему работу средней тяжести, необходимо получать в сутки с пищей 100 110 г белков, 6080 г жира, 400500 г углеводов. При тяжелой физической работе питательных веществ требуется примерно в полтора раза больше. Для ребенка или подростка в связи с ростом и развитием требуется примерно на 30% энергии больше, чем затратил организм. Это необходимо для образования новых веществ, клеток и тканей.
Помимо энергоемкости пищи необходимо учитывать ее качественный состав, особенно содержание незаменимых аминокислот, так как вторые могут синтезироваться печенью, а первые нет.Незаменимых аминокислот много в белках животного происхождения, таких как мясо, творог, куриные яйца. В пище растительного происхождения этих аминокислот значительно меньше. Поэтому белки злаковых растений, например пшеницы, ржи, кукурузы, считаются неполноценными. Белки бобовых растений по составу незаменимых аминокислот ближе к белкам мяса.



IV.Закрепление изученного материала:
Задание в рабочей тетради № 153 на странице 63 .
И задание в компьютере.
V.Домашнее задание: параграф 38 (читать),задания в рабочей тетради № 154 ,страница 64.























-до 2*
-10* фронтальная беседа
-слайд 1
-слайд 2


-слайд 3
-слайд 4

-слайд 5
-слайд 6


-слайд 7
-слайд 8



-слайд 9
-слайд 10

-слайд 11
-слайд 12

-слайд 13
-слайд 14
-15*
-слайд 15




















-слайд 16












-слайд 17





















-15*


-3*
-слайд 18
-на карточках


15