Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Шумидуб Н. С.

Личностные универсальные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Можно выделить три вида личностных действий:
-самоопределение;
смыслообразование;
-нравственно-этическая ориентация.
Урок литературного чтения - особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен.
«Литературное чтение» это предмет, задачей которого является знакомство с произведениями словесного искусства, развитие интеллектуальных и художественно-эстетических способностей, осмысление и получение жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность и др.), которые даются в доступной для них эмоционально-образной форме. У детей появляется возможность не только осмыслить морально-этические понятия, но и вместе с героями литературных произведений пережить все разнообразие их чувств, приобщиться к духовно-нравственным ценностям художественного произведения. В современном обществе роль художественной литературы и искусства с подлинно духовно-нравственными ценностями значительно возрастает.
Разрешение возникших на уроке противоречий, это рождение иного читательского взгляда на авторскую идею, главную мысль. Учитель видит, как изменяются его ученики, что каждый из них открыл нового лично для себя в произведении, почувствовал ли красоту авторского слова.
Наконец, на уроке может быть поставлена точка особого рода. Это развязка урока. Этот момент является рефлексией, которая выявляет изменения, произошедшие на уроке с каждым читателем. Ученики рассуждают о том, как изменились именно они, внутренне и внешне, нашли ли ответы на поставленные ранее вопросы, пришли ли к новому пониманию авторской идеи, открыли ли для себя новые литературные законы. Такое обсуждение отличается логичностью, конструктивным, деловым характером. Каждый читатель старается пояснить, какой вклад внес именно он в общую деятельность класса, группы. Каждый ученик стремится понять и пояснить важность его участия в исследовании литературного текста, авторского замысла. На развитие ЛУУД направлены задания:
на интерпретацию текста;
высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией;
анализ характеров и поступков героев;
формулирование концептуальной информации текста (В чём мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? Найди слова, где выражена главная мысль рассказа).
Личностные УУД формируются, когда:
учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирования интереса. Например: «Как бы вы поступили...»; «Что бы вы сделали...»;
очень важно сказать ученику: «За что мы можем себя сегодня похвалить?» в этот момент и происходит формирование личностных УУД т.е. личного эмоционального отношения учащихся к происходящему.Обычно этому способствуют и вопросы: «Как вы относитесь...»; «Как вам нравится...».
Для формирования личностных универсальных учебных действий могут
использоваться следующие формы работы:
участие в проектах;
творческие задания;
зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
самооценка события, происшествия;
- дневники достижений.
Все задания на уроках, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят», взаимопроверка учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано; позволяет повышать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.
Для развития личностных УУД возможно использование разных образовательных технологий:
-технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения;
проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений,
позитивных поведенческих стереотипов;
-ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации;
технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;
технология продуктивного чтения формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения;
технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели.

15