Методический семинар по теме «Влияние внеурочной деятельности на формирование личностных УУД у младших школьников через использование ИКТ»


(слайд 1)
Методический семинар по теме
«Влияние внеурочной деятельности на формирование личностных УУД у младших школьников через использование ИКТ»
(слайд 2)
Современное общество предъявляет новые требования к личности гражданина. С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения наравне с урочной системой, акцентируется внимание на внеурочную деятельность. Именно во внеурочной работе можно наиболее качественно построить процесс формирования маленькой личности. А воспитанию такой личности помогают универсальные учебные действия, и здесь особая роль отводится личностным УУД.
Ещё одним двигателем в становлении личности младшего школьника становится бурное развитие информационных технологий. В связи с этим в устоявшуюся систему «учитель-ученик-учебник» включается ещё одно важное звено – «компьютер». Всё чаще в учебно-воспитательном процессе используются информационные технологии, призванные формировать целостное представление об окружающем мире.
Все три компонента: внеурочная деятельность, личностные универсальные учебные действия и информационно-коммуникационные технологии являются актуальными и направлены на реализацию ФГОС НОО.
Эта тема заинтересовала меня еще в педагогическом колледже и во время прохождения преддипломной практики на базе МБОУ гимназии г. Зернограда во 2 «В» классе (классный руководитель Годовикова Галина Александровна) мною был разработан и проведен цикл внеурочных занятий с использованием средств ИКТ для развития личностных УУД.
Были выбраны три области внеурочной деятельности, которые посещали обучающиеся этого класса: «Доноведение», «Этика и культура общения», «Инфознайка». Наиболее значимыми стали для реализации следующие проекты
(слайд 3)
«Добро творить – дороже злата»
«Генеалогическое древо»
«ВОВ в жизни города и моей семьи»
«Улицы г. Зернограда»
(слайд 4)
Первым проектом стала совместно организованная «социальная акция» под названием «Добро дарить дороже злата». На вводном занятии велось обсуждение значимости добра в жизни людей, благородные поступки, приводились примеры из жизни, разбирались ситуации. Подобная деятельность являлась мотивирующей к дальнейшей работе. На втором занятии, уже ознакомившись с возможными вариантами организации акции и обсудив собственные, велась работа над созданием листовок, раздаточных карточек, «добрых» солнышек.
(слайд 5)
Подготовив необходимый материал к раздаче, нами была проведена акция на территории гимназии и города. Итог: отличное настроение, счастливые люди, удовлетворение от проделанной работы, проба новых социальных ролей, определение себя как помощника, важной части общества.
(слайд 6)
Второй проект был посвящён семье. На него было отведено три занятия. Работа началась с разговора о значении семьи для каждого ребёнка. Проблемные вопросы, видеоролики, мнения других людей – позволили ребятам определить важность семьи. Второе занятие послужило мощным толчком для осознания необходимости создания собственного древа семьи, как важного исторического документа. Заранее ребята узнавали от родителей о своих семьях, предках, дальних родственниках. На заключительном этапе велась работа по созданию генеалогического древа.
Данный проект позволил осознать не только ценность членов семьи в собственной жизни, но также послужил поводом для активного общения родителей и детей, узнаванию новых сведений из жизни, позволил разобрать и определить семейные ценности.
(слайд 7-9)
Третий проект приурочен ко Дню защитника Отечества и к 70-летию Великой Победы. Тема звучит как «ВОВ в жизни города и моей семьи». Перед началом проекта класс посетил музей дома культуры. Ребята были там в первый раз, и всё увиденное и услышанное существенно повлияло на их дальнейшее отношение к проекту. В ходе первой встречи мы много уделили времени просмотру видео о военных действиях тех лет, в фильме рассказывалось об их сверстниках, стойко сражающихся против фашистов. Увиденное ни кого не оставило равнодушным. Обсуждение видео, примеры подвигов членов семьи, обращение к историческим фактам вызвало бурные эмоции у детей. Возникла идея создания Страниц Вечной Памяти Героям ВОВ, которые были и остаются простыми людьми, родственниками ребят. Предварительно они собирали информацию о дедушках и бабушках, тем, кто не мог найти такую информацию, предлагалось выяснить о жизни города в те страшные военные годы. На второй встрече, уже в рамках внеурочной деятельности по информатике, дети приступили к созданию задуманных страниц. В итоге были получены одиночные слайды презентации с текстами о воевавших родственниках, где это было возможным, присутствовали фотографии.
Содержание и практическая работа позволили ребятам пережить чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое России, а также воспитывали уважение к старшим, закладывались основы духовно-нравственных ценностей.
(слайд 10)
Заключительным проектом стал исследовательский проект «Улицы г. Зернограда». На одном из занятий возникла проблема, почему улица Красноармейская называется именно Красноармейской. Затем появился интерес к истории названий других улиц. Именно тогда мы решили выяснить эти вопросы на занятии по информатике. Просмотрели фотографии города, пытаясь узнать те или иные места. Затем каждый из присутствующих нашел информацию о названии улицы, на которой живет, пользуясь ресурсами сети Интернет. В итоге получились небольшие информационные сообщения о названиях улиц города Зернограда. При выполнении работ некоторые ребята решили проявить творчество. Этот проект направлен на воспитание чувства патриотизма и любви к малой Родине.
Разработанные и проведённые занятия позволили получить не только положительные результаты среди обучающихся, пополнить их портфолио, но и послужили примером для других педагогов. Мои публикации, отзывы и участие во Всероссийских конкурсах педагогических разработок позволили зарекомендовать внеурочную деятельность как благоприятную среду для творчества и развития личности.
(слайд 11)
Получив в 2015 году диплом учителя начальных классов, я продолжила работу над этой темой «Влияние внеурочной деятельности на формирование личностных УУД у младших школьников через использование ИКТ» в 1 «В» классе МБОУ гимназии г. Зернограда. В данный момент ведется работа по интеграции некоторых направлений внеурочной деятельности в рамках двух проектов: социального «Добрые дела» и патриотического «Моя малая Родина».Когда только начинались занятия во внеурочной деятельности, с целью мотивации, мною были представлены работы детей прошлого года. Среди фотографий первоклассники заметили социальную акцию, которая стала основой первого проекта «Добрые дела». На подготовку и воплощение понадобилось две недели. Работа велась на занятиях «Волшебная книга», «Этика и культура общения», «Инфознайка». Их цикл направлен на формирование таких личностных качеств как отзывчивость, мягкость, заботливость и в тоже время ответственность, трудолюбие. Также ребята имели возможность перенести на себя различные социальные роли.
В содержании первой встречи прорабатывались ситуации из жизни, касающиеся личного опыта детей, вёлся просмотр и анализ притчи о добре. Ставились проблемные вопросы о настроении, общении между людьми. Имел место диалог о возможностях человека, видах помощи и средствах.
На втором занятии определили результат работы – проведение акции «Подари улыбку миру», утвердили время и ход выполнения работы. Данный этап работы позволил обличить эмоциональную заинтересованность в практическую деятельность. Когда ребёнок осознаёт, что от него требуется, чтобы помочь человеку, и он понимает важность своих действий, именно тогда приходят идеи, позволяющие обрести уверенность и осознать собственную значимость. Разумеется, в коллективе есть дети, которым, в силу определённых обстоятельств, трудно сформулировать своё видение, тогда после обсуждения идей школьников, предлагается посмотреть итоговые работы других людей, как взрослых, так и детей, с использованием средств ИКТ.
(слайд 12)
Третье занятие проходило в кабинете информатики. Возможность проявления творчества и предоставление ПК для осуществления замысла дало положительный результат и выражалось в создании эксклюзивных призывов, иллюстрированных подходящими картинками, многие из которых ребята рисовали самостоятельно. Сама акция «Подари улыбку миру» проведена на территории школы и города.
(слайд 13)
В ходе проекта «Добрые дела» обучающиеся предложили провести акцию «Моей маме». На занятии «Этика и культура общения» мы просмотрели видео фрагменты о мамах, разобрали проблемные ситуации, провели конкурс на оригинальную идею подарка. Одним из них оказалась идея необычной открытки, которую мы реализовали на «Инфознайке». Ребёнка, который предложил идею, мы единогласно сделали руководителем проекта. В его обязанности входило выслушивать идеи, давать комментарии, просматривать работы. Открытка выполнена с энтузиазмом и с учётом возрастных особенностей.
Работа над акцией помогла в развитии эмоциональной отзывчивости, заложила основы для осознания семейной идентичности, а также ориентировала на моральные нормы, несение ответственности за себя и близких.
(слайд 14).
Проект «Отражение событий великой Отечественной Войны в истории моей семьи» имеет патриотическую направленность. Первый этап включает в себя теоретическую часть. Для знакомства с истоками истории города мы побывали в школьном музее МБОУ гимназии г. Зернограда. Там провели ознакомительную экскурсию. Работали по группам из 4-5 человек. У каждой группы своё задание. Первая рассматривала стенд с фотографиями, вторая - макет, третья - содержание витрин. Затем в классе произошёл обмен впечатлениями и сделан вывод о необходимости музеев.
(слайд 15-16)
На втором этапе велась работа по поиску информации о ветеранах Великой Отечественной Войны среди членов своей семьи. Выступления детей прозвучали в рамках круглого стола. А выставка детской литературы, посвящённая теме ВОВ позволила наглядно доказать человеческое неравнодушие по отношению к героям. По окончанию встречи многие захотели самостоятельно прочитать произведения, а также найти более подробный материал о героях в своей семье.
Таким образом, можно сделать вывод, что если учитель в процессе проведения занятий во внеурочной деятельности использует средства ИКТ, учитывает возрастные особенности младших школьников и ориентируется на критерии при определении уровня сформированности личностных универсальных учебных действий, то организованная, таким образом, внеурочная деятельность будет благоприятной средой для становления личности ребёнка.
(слайд 17)