Новые подходы к оцениванию


«Новые подходы к оцениванию учебной деятельности в начальной школе»
Конкина Наталья Владимировна
учитель начальных классов Аккольской средней школы №1 им.П.ИсаковаМы привыкли выставлять оценку после изучения материала, т.е. при оценивании результата обучения, зачастую оценивая не саму работу, а отношение к ученику: его поведение на уроке, мое субъективное отношение к нему. Наша традиционная система оценивания, как известно нам, нынешним учителям, нашим старшим коллегам и нашим родителям является довольно «относительной», об этом писали ведущие педагоги в недалеком прошлом (Шаталов, Выготский). Недостатком деятельности учителя по контролю и оценке является его эгоцентричность. Он только сам имеет право оценить, похвалить, исправить ошибки. Ученик не принимает участие в этой деятельности. Такой подход формирует у школьника убеждение в том, что оценка-проявление отношения учителя не к его деятельности, а к нему самому.
Очень важно при оценивании учитывать понимание учебного материала учеником, процесс приобретения знаний. При этом учитель не должен быть единственным оценивающим лицом, ученикам нужно предоставлять возможность участвовать в оценивании.
Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов форм реализации этих возможностей, является формативным, иначе оцениванием для обучения ОдО.
Именно этому оцениванию учитель должен уделить внимание, потому что больше мы применяем суммативное оценивание.
Формативное оценивание, проводимое в начальных классах, направлено на работу с каждым учеником, выявление достижений младших школьников и определение уровня сформированности навыков, умений, а также систематическое измерение образовательного прогресса учащихся, которое позволяет более точно и объективно оценивать достижения каждого ребенка, способствует росту ребенка, учитывая интересы и способности ученика.
Учитель принципиально меняет процедуру оценивания и свою позицию в ней: организует оценивание как совместное действие, постепенно передавая инициативу оценивания ученического действия в руки самого ребенка.
Взаимооценивание и самооценивание.
«Ученики должны уметь сами оценивать свои знания». П. Блэк и Д. Уильям
Одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Для достижения этой цели необходимо использовать методы взаимооценивания и самооценивания. Оценка одноклассниками является полноценным обучающим приемом оценивания. Кроме того, взаимное оценивание дает учащимся возможность закреплять изученный материал посредством оценивания работ друг у друга. Преимущество взаимооценивания состоит в том, что учащиеся учатся отмечать сильные и слабые стороны других работ и, таким образом, анализируют собственный прогресс.
Я заметила, что самооценка является важнейшим показателем развития личности. Начальным периодом для становления самооценки является младший школьный возраст, поэтому начинать формирование объективной самооценки необходимо в этом возрасте, с моими детьми.
При проведении уроков с использованием методов самооценивания и взаимооценивания я использовала следующие формы работы: работа в парах; работа в творческих группах; самостоятельная работа учащегося. Я подготавливала листы оценивания, где дети по критериям сами выставляли оценки: оценки за работу в группе, за самостоятельную работу(готовила тесты к уроку «Многообразие животных», «Проверь себя», «Третий лишний» и ставили оценку себе . Далее выводилась суммативная оценка, которая была выставлена в дневники учащихся и журнал
Варианты взаимоконтроля/взаимооценивания:
ƒ обмен работами,
ƒ взаимоопрос по специальному плану,
ƒ взаимообмен заданиями,
ƒ проверка определений, правил,
ƒ комментирование.
Представление образца для взаимоконтроля/взаимооценивания:
ƒ таблица,
ƒ запись на доске,
ƒ запись на экране,
ƒ устно,
ƒ по работе, выполненной кем-то,
ƒ шифровка,
ƒ сравнение с ответом.
Письменная обратная связь
Письменная обратная связь – это предоставление конкретных рекомендаций ученику по итогам проверки работ в письменной форме. Она используется при проверке письменных работ учеников таких, как домашние работы, самостоятельные, контрольные работы, порфолио.
Пример 1.
Ниже представлен пример письменной обратной связи. Мы видим «стандартную», принятую в практике учителей деятельность по проверке ученических работ. Работа ученика проверена. Учитель исправил ошибки ученика, не предоставляя ученику возможности самостоятельно изучить материал и внести исправления. Учителем выставлена отметка.
17284702667000
Пример 2.
Ниже представлен пример обратной связи с комментариями учителя и шагами, которые рекомендованы ученику по исправлению ошибок:
Учитель по итогам проверки работы ученика выделяет:
1. Правильные (отвечающие требованиям критериев оценивания) места. Рекомендуется писать ученику похвалу. «Молодец. Выполнил задание правильно» и др.;
2. В случае, когда ученик допустил ошибку (и), учитель должен написать конкретные рекомендации для улучшения работы.
25012651206500171451270000
Сбор и регистрация результатов формативного оценивания
По итогам формативного оценивания учителя получают информацию об уровне учебных достижений учащихся. Они должны зафиксировать полученные результаты. Для этого учителя могут использовать различные формы регистрационных журналов (за исключением «Классного журнала»).
Это могут быть специально заведенные журналы, такие как «Журналы комментариев», «Учетные листы бесед», и др. Учитель может записывать комментарии в тетрадях для поурочных планов.
В дальнейшем учителям нужно просмотреть все собранные факты, которые они собрали на каждого ученика, и затем решить, достаточно ли доказательств, чтобы сказать, что ученик достиг результата. Эти записи позволят вести учет достижений каждого ученика в течение длительного времени. Кроме того, сравнительный анализ результатов позволит составлять индивидуальную карту развития учеников.
Анализ
Один из важнейших этапов оценивания – это проведение анализа результатов оценочных работ.
Учитель должен уметь анализировать результаты оценивания/наблюдения на протяжении всей учебной деятельности. Анализ результатов проверочных работ позволит выявить:
ƒ группы учеников, для которых определенные задания представляют сложность;
ƒ отдельных учеников, испытывающих проблемы по теме, разделу;
ƒ наиболее трудные, проблемные для учеников вопросы, задания.
Анализируя, в общем, результаты проверочных работ класса, учитель может определять темы, подтемы и задачи, где ученики проявили себя хорошо и те моменты, которые требуют дальнейшего улучшения в обучении.
Необходимо осуществлять анализ хода и результата учебной деятельности учащихся, но не только учителем, а совместно с учениками, развивая у них умение видеть достоинства и недостатки, возможные пути их совершенствования или преодоления.
Очень важно сформировать положительное отношение детского коллектива к каждому ученику, так как каждый имеет свой темп развития, свои успехи.
Результаты аналитической работы должны влиять на принятие дальнейших решений по совершенствованию процесса обучения младших школьников.
Рефлексия учебной деятельности
Умение оценить результаты учебной деятельности и определить, насколько они зависят от её содержания, позволяет научить школьника планировать свою дальнейшую деятельность, выстраивать программу саморазвития и становится залогом успеха изучения английского языка на последующих ступенях обучения. 
Приемы рефлексии результатов учебной деятельности, или оценки личностных учебных достижений достаточно широко известны: «Оценочная лесенка», «Диаграмма успешности», «Эссе», различные виды Портфолио, «Письмо самому себе», «Лист достижений».
ВЫВОДЫ
1. Для повышения качества образования необходимо систематическое, целенаправленное использование различных техник формативного оценивания.
2. Учитель должен уметь отбирать различные техники, исходя из цели оценивания.
3. Сбор данных (результатов) – обязательный элемент использования техник формативного оценивания. Учитель должен вести журнал регистрации достижений учащихся.
4. Анализируя результаты проверочных работ, учитель должен выявить отдельных учеников или группы учеников, для которых определенные задания представляют сложность, а также наиболее трудные, проблемные для учеников вопросы, задания. На основании полученных результатов он должен внести изменения, корректировки в свои планы.
«Сентиментальная прогулка внутрь»
Ученик, как на плаху, выходит к доске.
Две шпаргалки запрятаны в левом носке.
Отчужденность в глазах – глубже спрятать свечу.
(Я идти не хочу, не хочу, не хочу,
Ведь меня не зовут, чтоб – любить, чтоб – лечить,
А зовут – уличить, уличить, уличить!).
Вам не нравится эта картинка, как крик? -
Класс. Учитель. Зевота. Стоит ученик.
Как мне вам объяснить, чтоб смогли Вы понять,
что нельзя Вам ни строить его, ни ломать,
как нельзя изготовить цветка лепесток,
если в Вашей руке – молоток, молоток.
(Если б вместо него Вам бы тоже - свечу,
Я на этот огонь – захочу! Полечу!).
Как прекрасен итог: сколько знаний всего
Вы вложили в него! А всего – ничего
чур от сих до сих – истин сто прописных,
нудных правил-законов пустой хоровод.
Из учебной программы решёток стальных
Отпустите его- пусть душа оживёт.
Пусть в воскресший душе закружит карнавал:
Пушкин, Ключевский, Тарковский, Шагал…
Отпустите его – пусть душа воспарит,
Если в спящий душе что – то горит,
Если Вы не успели свечу затушить…
А иначе нет смысла и повода жить!
Сережа Краснянский.