Презентация к методическому семинару Проблемное обучение и имитационная технология как средство формирования УУД


Муниципальный конкурс «Педагог – мастер» 2016Конкурсное задание «Методический семинар»«Проблемное обучение и имитационная технология как средство формирования универсальных учебных действий.»Н.М.ЕрмаковаУчитель математикиМБОУ«гимназия им. А.Н. Островского» Предпосылки возникновения и становления опыта Требования государства к системе образованияРеальная ситуацияФГОС ОООКонцепция развития математического образования в РФСнижение успеваемости и качества знаний по предметуНизкий уровень учебной мотивации и самостоятельности обучающихся Технология проблемного обучения и имитационная технология.Цели:активизацию и интенсификацию деятельности обучающихся;формирование новых знаний и умений путем создания проблемных ситуаций;повышение интереса к предмету;воспитание всесторонне развитой личности, готовой умело ориентироваться в меняющихся жизненных обстоятельствах и адаптироваться к ним;создание условий для самореализации личности; воспитание и развитие исследовательских навыков;формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся.  История развития проблемного обученияДж. ДьюиС.Л. РубинштейнСократИ. ПесталоцциЯ.А.КоменскийФ.А. ДистервегК.Д. УшинскийВ.ОконьА.М. МатюшкинИ.Я. ЛернерТ.В. КудрявцевА.В. БрушлинскийВ.А. КрутецкийМ.И. Махмутов Определение проблемного обученияПроблемное обучение - это особый вид взаимодействия педагога и обучающихся, который характеризуется созданием педагогом проблемных ситуаций, подведением обучающихся к желанию разрешить поставленные проблемы (психологическая проблемная ситуация), активной самостоятельной учебно-познавательной деятельностью обучающихся по их разрешению, умелом руководстве этой деятельностью педагога, в результате чего и происходит усвоение новых знаний и способов действий. Проблемное обучениеПроблемное преподавание основано на проектировании учебной деятельности, системы познавательных ситуаций, а также психолого-педагогическом управлении их разрешением со стороны учащихся.Проблемное учение может быть рассмотрено как полная структура учебной деятельности по усвоению знаний и способов действий, в которой представлен анализ задачи-ситуации с позиции информационного состава, целей и условий для решения, заканчивающийся формулировкой проблемы, выдвижением гипотезы и ее обоснованием, принятием решения и рабочей программы действий, исполнительской деятельностью и анализом полученных результатов. Основные понятия проблемного обучения Проблемная (педагогическая) ситуация создается педагогом с помощью проблемных вопросов, проблемных заданий, проблемных задач.Проблемная (психологическая) ситуация – это интеллектуальное затруднение, которое возникает у обучаемого, когда он не знает, как объяснить то или иное явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия, что побуждает его искать новый способ объяснения или действия.Проблема - это некое препятствие, затруднение, мешающее нам добиться желаемого. Сущность проблемы для человека такова, что требует анализа, оценки, формирования идеи, концепции для поиска ответа (решение проблемы) с проверкой и подтверждением на практике. Проблема содержит проблемную ситуациюПроблемная задача служит способом решения (преодоление, избегание) проблемы.. Типы проблемных ситуаций{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Тип ситуацииУсловия возникновения1 типпроблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи2 типпроблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых условиях3 типтретий тип – проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа4 типчетвертый тип – проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования. Требования к постановке проблемы1. Проблема должна быть доступной пониманию учащихся.2. Посильность выдвигаемой проблемы.3. Формулировка проблемы должна заинтересовать учащихся.4. Естественная постановка проблемы.. Структура урока1. Актуализация знаний.2. Проблемная ситуация педагогическая.3. Проблемная ситуация психологическая4. Постановка учебной проблемы (осознание, формулировка)5. Поиск способов решения проблемы (гипотезы)6.Доказательство гипотезы.7. Решение учебной проблемы 8. Рефлексия: проверка решения на практике Уровни проблемного обученияуровень обычной активности (обусловливающий репродуктивную деятельность ученика (действия по образцу) – самую низкую степень познавательной самостоятельности); уровень полусамостоятельный (обеспечивающий применения прежних знаний в новой ситуации); самостоятельный (продуктивный) уровень творческой активности. Условия достижения максимального эффекта при использовании технологии проблемном обучении:Системно-деятельностный подход к организации урока; Отбор педагогом наиболее актуальных и сущностных задач, подготовку проблемных вопросов и ситуаций, предварительное прохождение всех этапов урока и предвидение различных вариантов его хода;Педагогическая проблемная ситуация должна обязательно «породить» психологическую проблемную ситуацию, т.е. поставленная проблема должна стать значимой для обучающихся; удивить их своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью, содержать посильное познавательное затруднение;Главное - это не сам факт получение нового знания или способа решения, а путь их получения и действия обучающихся на протяжении «этого пути»;Все учащиеся должны испытать радость открытия новых знаний или способов решения, для этого проблемные задачи должны содержать различные уровни подсказки для слабых учащихся. Имитационные технологии кейс -методТехника обучения, использующая описание социальных ситуаций (от англ. case — «случай»).Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации. Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. Условия создания кейса1) Кейс должен содержать необходимую достоверную актуальную информацию (отрывки из литературных произведений, статистические данные, таблицы, прайс-листы и т.п.); возможность привлечения дополнительной или справочной литературы должна быть сведена к минимуму;2) Кейс должен быть ориентирован на возраст обучающихся и реальные временные рамки (не более 45 минут);3) К каждому кейсу прилагается список вопросов для его анализа;4) Кейс может содержать несколько альтернативных вариантов решения. Проблемное обучение и кейс метод:Реализуют системно- деятельностный подход в обучении математике.Развивают:личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация;регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль,  коррекция, оценка, саморегуляция;познавательные универсальные действия:общеучебные универсальные действия (умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, поиск информации, смысловое чтение, моделирование);логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, доказательство);коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Результаты опроса учащихся 5,6,8 классов «Понравился ли вам урок» Проверка прочности усвоения понятийКлассыПроблемный урокНе проблемный урок5аТема «Распределительный закон умножения»91%Тема «Окружность и круг»79%5бТема «Распределительный закон умножения»84%Тема «Окружность и круг»72%6аТема «Прямая и обратная пропорциональность»86%Тема «Круговые диаграммы»79%6бТема «Прямая и обратная пропорциональность»83%Тема «Круговые диаграммы»74%8аТема «Теорема Виета»67%Тема «Множество чисел»61%8бТема «Теорема Виета»65%Тема «Множество чисел»61% Анализ показателей качества знаний учащихся 5, 6, 8 классов Трансляция опыта1. ШМО, ГМО учителей математики. 2016г.2. Городской практико-ориентированный семинар «Конструирование учебного занятия в условиях внедрения ФГОС ООО». 2015г.3. Сеансы видеоконференцсвязи в рамках «Гимназического союза России», проводившихся на базе гимназии( Бинарный сеанс: Методы, эффективные приемы и средства (межпредметные) формирования УУД в ООО) 2015г.