Специфика реализации ФГОС на уроках французского языка

Селявкина Наталья Николаевна














Тема: Специфика реализации ФГОС на уроках французского языка. Из опыта работы.
Ключевые слова: ФГОС, роль предмета, ценностные ориентиры, планируемые результаты освоения учебного предмета, оценка достижения планируемых результатов


« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное образование.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей отечественного образования, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
При сформированности коммуникативной компетентности выпускник научится:
* представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление; * представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка; * владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; * владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо). Коммуникативная компетентность, в свою очередь, включает предметные компетенции:
* речевую
* языковую
* социокультурную
* компенсаторную
* учебно - познавательную
За основу мы взяли речевую компетенцию.
Речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности:
говорение
аудирование
чтение
письмо
С принятием стандарта нового поколения меняется отношение к субъекту учебного процесса, он становится центром учебного процесса. В требованиях основной образовательной программы основного общего образования не употребляется термин «должен», а Выпускник научится и Выпускник получит возможность научиться.
В стандарте 2004 года, основное внимание уделялось предметным умениям, а в стандарте нового поколения большое значение уделяется метапредметным умениям. И если рассмотреть данную таблицу, то можно увидеть, что при сформированности речевой деятельности, обучающийся, получив определённые умения на одном предмете (т. е. Выпускник научится), сможет их применить на любом другом (Выпускник получит возможность научиться).
Предметная компетенция
виды речевой деятельности
Выпускник научится
(предметные умения)
Выпускник получит возможность научиться
(метапредметные умения)

речевая
















говорение

Монологическая речь
* Делать сообщения по теме
* Кратко передавать содержание полученной информации
* Рассуждать о фактах /событиях, приводя аргументы, делая выводы
Диалогическая речь
* Осуществлять запрос информации
* Выражать свое мнение по обсуждаемой теме
 делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
 комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, аргументировать своё отношение к прочитанному/прослушанному;
 кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
 кратко излагать результаты выполненной работы.



Аудирование

* понимать основное содержания текстов по теме

* выборочно понимать необходимую информации
 выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
 отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных;
 использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова;
 игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания воспринимаемого на слух текста.



чтение

* понимать основное содержания текстов по теме

* выборочно понимать необходимую информации* понять текст полностью
 читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные в основном на изученном языковом материале;
 догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским/родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту;
 игнорировать в процессе чтения незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста;
 пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником.



письмо

* делать выписки из текста

* писать короткие
поздравления

* заполнять формуляр

* писать личное письмо
 делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
 составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
 кратко излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности;
 писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец.


Мы обучаем детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам. Чтобы сформировать у обучающихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика.
Мы предоставляем учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей.
формулируем на языке, доступном пониманию ученика;
учитываем актуальный уровень развития учащихся и их подготовки для создания реальных условий выполнения коммуникативной задачи;
ставим многоуровневые задачи, т.е. предполагающие возможность оценить общий подход к решению и выбор необходимой стратегии;
модульные задачи, т.е. предполагающие возможность менять некоторые из условий.

В стандарте нового поколения также большое значение уделяется самостоятельной работе обучающегося. В связи с этим мы используем в урочной деятельности такие технологии как, метод проектов, технология критического мышления, проблемное обучение как способ развития коммуникативной компетентности, дифференцированное обучение и др. Эти технологии направлены на то, чтобы развивать активное мышление у обучающихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.
Приведу вам примеры Нетрадиционных форм уроков могут быть:
· урок  лекция («Традиции и обычаи проведения праздников во Франции»);
· урок  путешествие («Путешествия различными видами транспорта»);
· урок  игра («Путешествие по зоопарку»);
· урок- соревнование («Что вы знаете о Франции?»);
· урок-викторина («Занимательная грамматика»);
· видео-урок («Путешествие по франкоговорящим странам»);
·урок конференция («Система образования в России и Франции»)
· урок- брейн- ринг («Достопримечательности Парижа», «Политическая система Франции»);
· урок-разговор по душам («Внешность»)
· урок-защита проекта («Средства массовой информации»)
· урок-зачет («Планы на будущее»)
· урок-экскурсия («Мой город).
Использование активных методов обучения способствует развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.
Новый стандарт предполагает также и внеурочную деятельность обучающихся.
Одним из приемов нашей работы выступает работа с драматизацией, театрализованной деятельностью обучающихся в рамках Недели и проекта «Авиньонский мост». Драматизация – уникальный способ реализовать и продемонстрировать все намеченные цели изучения ИЯ (личностные, метапредметные и предметные).
Предметная неделя. Неделя французского языка – В рамках лицейского марафона.
Целью интеллектуального марафона является формирование у учащихся умений проявить свои умственные способности в условиях соревновательного характера, формирование стремления к интеллектуальным победам, как необходимому условию самоуважения для умственно развитого человека, развитие положительной учебной мотивации, формирование уважения к интеллектуальным возможностям других людей и умения радоваться успехам других.
ФРАНЦУЗСКИЕ ПРАЗДНИКИ
Такие французские праздники как «Noлl» «St.Valentin» всё больше внедряются в нашу жизнь. Ученики не хотят оставаться в стороне и активно принимают участие в проведении праздничных мероприятий в школе на французском языке. Цель таких мероприятий – расширить знания о традициях и обычаях франкоговорящих стран, активизировать умения и навыки учеников, таким образом повысить интерес к языку.

ВИКТОРИНЫ
Викторины обладают большими возможностями, которые необходимо использовать в учебном процессе по созданию благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учащегося, повышению учебной мотивации и положительного отношения к предмету; использованию возможностей межличностной коммуникации учащихся; развитию умений сотрудничать, проявлять смекалку, эрудицию, убеждать и соотносить свои действия с действиями своих товарищей.
В настоящее время мы используем в образовательном процессе приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный , т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
-создание условий для развития рефлексии способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Исходя из требований стандарта, меняем подход к современному уроку.
Современный урок отражает владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Современный урок строим на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
По-новому организуем урок - как основную форму организации учебного процесса.
Основными методическими принципами современного урока являются:
субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);
метапредметность (формируются универсальные учебные действия);
деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);
рефлексия (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);
импровизация (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).
В современном уроке выделяем шесть основных этапов:
мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить узнать научиться»);
осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
взаимопроверка, взаимоконтроль;
рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
На уроке используем следующие виды учебной рефлексии:
Физическая (успел – не успел)
Сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно)
Интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)
Духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других)
Ребенок учится лучше и научится большему, когда он изучает то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям; когда в процессе обучения он может активно использовать имеющийся у него личный опыт;
если он может реализовать свои знания и опыт в активной деятельности.
Библиография:
Кулигина А.С. УМК Твой друг французский язык. 5 класс. М. Просвещение 2013.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
начальная школа.2-е изд., перераб. М. : Просвещение, 2010. 204 с
Проект федеральный государственный образовательный стандарт общего образования// http://standart.edu.ru
Проект федеральный государственный образовательный стандарт общего образования// http://standart.edu.ru
Концепция духовно1нравственного развития и воспитания личности гражданина россии// зав. редакцией Л. И. Льняная// http://standart.edu.ru.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815




15