Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальных классах


Департамент образования и науки Приморского края Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Владивостокская специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад IVвида».
Формирование
универсальных учебных действий
на уроках математики
в начальных классах
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Карташева М.А.
г. Владивосток
2015 – 2016 уч. г.
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.
  Ребенок поступил в школу. Он начинает заниматься впервые социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все его отношения с внешним миром определяются его новой социальной позицией - ролью ученика, школьника.
В наше время дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась  социальная ситуация развития детей нынешнего века:
 - резко возросла информированность детей;
- современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
- несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
- ограниченность общения со сверстниками.
        И в настоящее время учитель начальных классов решает очень сложные задачи, пересматривая свой педагогический опыт, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Таким образом, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.  Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий, которые группируются в четыре основных блока:
1) личностные; 2) регулятивные; 3) коммуникативные действия; 4) познавательные
Как может быть выражено универсальное учебное действие на уроках математики.
   На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково – символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения.
С этой целью обучающимся предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу на установление логической модели, определяющей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.
Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечить возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
С целью формирования регулятивного универсального учебного действия     - действия контроля – проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Ученикам предлагаются задания для проверки, содержащие различные виды ошибок. Для решения этой учебной задачи целесообразно задать вопрос: что я должен знать, чтобы исправить ошибку?
 Приведу примеры заданий УУД.
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
-         участие в проектах;
-         подведение итогов урока;
-         творческие задания;
-         зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
-         мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
-         самооценка события, происшествия;
-         дневники достижений;
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
-         «найди отличия» (можно задать их количество);
-         «на что похоже?»;
-         поиск лишнего;
-         «лабиринты»;
-         упорядочивание;
-         «цепочки»;
-         хитроумные решения;
-         составление схем-опор;
-         работа с разного вида таблицами;
-         составление и распознавание диаграмм;
-         работа со словарями;
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий
-         «преднамеренные ошибки»;
-         поиск информации в предложенных источниках;
-         взаимоконтроль;
-         «ищу ошибки»
-         КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
-         составь задание партнеру;
-         отзыв на работу товарища;
-         групповая работа по составлению кроссворда;
-         «отгадай, о ком говорим»;
-         диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
-         «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...»
Формирование личностных УУД
Задание №1 Задача: Сестра нашла 27 грибов, а брат *  грибов. Среди этих грибов было 3 несъедобных. Сколько грибов нашли дети?
Задание №2 Помоги Маше отыскать котенка. Приходите на улицу Абрикосовую. Найдите дом, который выше, чем дом с ромашкой, но ниже, чем дом с колокольчиком. Поднимитесь на этаж,  ниже, чем третий, на выше, чем первый.  Нажмите кнопку звонка, который находится ниже квадратного звонка, но выше круглого. Мы вас ждем!
– Так что же ты расстраиваешься, иди скорее за котенком.
Маша: – Но я никак не могу разобраться что значит «выше чем», что значит «ниже чем»… Что же означают эти странные слова?
Задание №3 Итог урока – Когда используют слова «выше чем», «ниже чем»?
– При помощи каких слов – помощников  мы обозначали место нахождения предметов?
Вывод: личностные УУД позволяют учителю не навязывать правильное отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности, в результате происходит развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Формирование регулятивных УУД.
Задание №1 В каждой паре найди пример с меньшим ответом и закрась прямоугольник, в котором он записан. Проверь вычислением.
4+4         7-2
5+4         7-3
Задание №2     5+2=7-3
                           4+1=7-2
Задание №3    
Синий – «Я – молодец, справился сам»Зеленый – « Я молодец,  мне сегодня было трудно, но я справился»Желтый – «Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение,  я растерялся.»Вывод: регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности, посредством постановки целей, контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном,
  Формирование познавательных УУД.
Задание №1 Покажи ежику самый короткий путь. См. с.12
Задание №2    1+3+5+1
                         2+3+1+2
Задание №3  5-2 * 3+4
                        10-3 * 4+5
Вывод: познавательные УУД позволят ученику овладеть широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач; они выбирают наиболее эффективные способы решения, находят отличия, занимаются поиском лишнего.
Формирование коммуникативных УУД.
Задание №1 - Работаем в группах. Задание: Загадайте свои загадки со словами Выше и Ниже своему соседу по парте, выслушайте ответ, послушайте его загадку, ответьте.
Задание №2  Составь задание однокласснику на тему: как прибавить или вычесть 3?
Задание№3 Работа в парах. Раскрась рисунок, решив примеры.
Вывод: коммуникативные действия обеспечивают учёт позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблемы в паре (в коллективе).
        Что делать учителю. Какие же действия учителя позволяют сформировать УУД?
Для развития умения оценивать свою работу школьники вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Учитель не сравнивает учеников между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
Учитель привлекает школьников к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
Учитель обучает школьников приемам работы в группах. Они вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке школьниками своих работ, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.
На каждом уроке используется рефлексия…