СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА V ВИДА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА V ВИДА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
Инклюзивное образование подразумевает включение в единый образовательный процесс  всех категорий детей (обычно развивающихся учеников и детей с ОВЗ),  признание ценности их различий и способности к обучению, которое, в свою очередь, ведется наиболее подходящим способом для каждого ребенка [3].
    Рассматривая процесс инклюзии, можно выделить следующие его основные принципы:

·        всестороннее планирование инклюзии и распространение ее философии на все стороны жизни школы;

·        включение в процесс создания инклюзивной школы учителей, администрации школы, родителей, активное взаимодействие субъектов образовательного процесса;

·        формирование понимания понятий «инвалидность», «лицо с ограниченными возможностями здоровья» у работников школы (включая охранников, поваров и пр.) и учеников;

·        обучение всего персонала школы стратегиям работы в рамках инклюзивного образования.
Как отмечает Сабельникова С.И. [4], педагоги и администрация образовательного учреждения, принявшие идею инклюзии,  особенно остро нуждаются в отработке механизмов взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является  ребенок. Подобное сотрудничество делает идею инклюзивного образования жизнеспособной и результативной, поскольку направленно на выявление индивидуальных особенностей учащегося и учет их в процессе обучения и воспитания.
Результатами тесного контакта между специалистами может быть:

·        выделение положительных особенностей учащегося;

·        определение методов взаимодействия с учащимся;

·        выявление ближайших перспектив развития детей;

·        фиксация навыков, приобретенных школьниками за конкретный период;

·        соотношение поставленных целей с результатами достижений [4].
Взаимодействие между специалистами должно носить системный характер, способствовать накоплению информационной базы для обеспечения возможности проведения качественного анализа результатов коррекционно-образовательного процесса.
Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, должен путем тщательного специального обследования выяснить характер нарушения речевой деятельности с учетом специфических особенностей учащегося и его потенциальных возможностей.
Наряду с этим, особенно важным является получение информации от специалистов ДОУ, характеризующей актуальный уровень развития и потенциальные возможности ребенка. Тесный контакт между специалистами ДОУ и школы позволяет осуществить преемственность в реализации принципов и технологий психолого-педагогического сопровождения, применения обучающих и развивающих программ, предназначенных как для обычных, так и для "особых" детей. Важно, чтобы педагоги и учитель-логопед  имели возможность познакомятся со своими предполагаемыми учениками и особенностями их развития, наблюдать за ними в ходе занятий в дошкольном учреждении, продумать и составить вместе со специалистами ДОУ дальнейший план индивидуальной работы с такими учениками. В целом, знакомство педагогов и детей до поступления в школу является залогом успешности всего образовательного процесса [4].
В содержание работы учителя-логопеда и педагога-психолога входит проведение психолого-медико-педагогического обследования. Данные специалисты  организуют обсуждение в момент приема ребенка в школу, при составлении или изменении индивидуального образовательного маршрута.
Немаловажным является анализ ситуации обучения и развития «особого» ребенка учителем-логопедом  совместно с учителями школы, выработка стратегии и мер по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.
Подготовка к коррекционным занятиям также обладает своей спецификой. Учитель-логопед делает акцент на подборе речевого материала, в основе которого лежит развитие терпимости, милосердия, взаимопонимания, а также положительный опыт нахождение своего места в обществе людей  с ОВЗ.
Так, например, на этапе работы над связной речью можно  использовать сказку по произведению В. Катаева «Цветик-семицветик», в которой волшебный цветок исполняет любые желания: 6 лепестков маленькая девочка Женя потратила на минутные и, в целом, бесполезные желания, пока не сделала доброе дело – вылечила больного мальчика.
В настоящее время введение в программу обучения ребенка компьютерных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка. Информационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме [5].
Поскольку дети с ОВЗ овладевают грамотой значительно труднее, чем их нормально развивающиеся сверстники, учителю-логопеду необходимо вызвать и сохранить у таких детей желание совершенствовать свою письменную речь.  Например, применение различного рода компьютерных обучающих игр дает возможность изменить эмоциональное отношение ребенк
·а к трудной для него работе над речью, а использование текстовых редакторов (О.И. Кукушкина [2]) исключает утомительное переписывание, возникает возможность быстро и без следа устранить допущенные ошибки, получить, в конечном счете, безупречную и достойную похвалы работу.
При работе с клавиатурой у детей развивается пространственная ориентировка, а для успешной работы учащимся приходится внимательно слушать и выполнять инструкции педагога, что развивает слуховое восприятие и память. При работе у учащихся совершенствуются функции концентрации и распределения внимания.
Включение в процесс коррекции компьютерных программ позволяет стимулировать интерес детей к обучению путем организации их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений, укреплению межпредметных связей, а так же формирует у учащихся интерес к учению, активизирует их, обеспечивает каждому возможность работы в оптимальном для него темпе, повышает самооценку учащихся.
Решение задач инклюзивного обучения детей со специальными образовательными потребностями невозможно также без привлечения к работе их родителей. Учитель-логопед в своей работе с семьями учащихся, помимо проведения консультационных мероприятий, осуществляет  анкетирование родителей на предмет их отношения к инклюзивному образованию и на основе этого проводит просветительскую работу по формированию адекватного понимания инвалидности, развитию навыков толерантности.  Формами включения родителей могут быть индивидуальные консультации, мастер-классы и семинары. Включение родителей в качестве равных партнеров в образовательный процесс предполагает также  издание специальных пособий с играми и упражнениями по проведению занятий с ребенком дома, информационных листов. Родители могут принимать участие в групповых, и, в отдельных случаях, индивидуальных занятиях, расширяя запас педагогических компетенций, отмечая динамику в развитии ребенка [1].
Также свою работу учитель-логопед строит таким образом, чтобы результаты деятельности детей с ОВЗ были интересны и доступны для ближайшего окружения. Это может быть создание выставок творческих работ, помощь по изготовлению пособий и многое другое.
В конце каждого полугодия рационально составлять письменный отчет об "особом" ребенке, в котором соотносятся поставленные педагогом цели с результатами достижений ученика. Письменный отчет – это своего рода содержательная оценка результата совместной деятельности ребенка, учителя, учителя-логопеда, педагога-психолога и родителей. Главное в отчете – выявить индивидуальные положительные особенности в каждом ученике, зафиксировать его успехи, приобретенные за определенное время, наметить возможные ближайшие перспективы совершенствования приобретенных знаний, умений и навыков. Подобный отчет – своего рода показатель оптимистического отношения педагога к каждому отдельному ученику, способствующий его самоутверждению, стимулирующий его к дальнейшему развитию и обучению [4].
С целью повышения профессиональной компетентности учителя-логопеда в русле инклюзивного образования, необходимо проведение тренингов, междисциплинарных консилиумов среди узких специалистов, стажировок, мастер-классов,  открытых мероприятий.
Таким образом, создание условий для полноценного воспитания и образования детей с ОВЗ, адекватного их состоянию и здоровью, является условием успешной реализации инклюзии, которая является одним из решающих и эффективных механизмов  построения общества для всех и каждого конкретного человека.
 
Литература
1.       Бородин М.В. Особенности образовательного пространства в инклюзивном детском саду [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  
2.       Кукушкина О.И. "Текстовый редактор Microsoft Word и развитие письменной речи детей”, 2004.
3.       Прочухаева М.М., Панкратова М.В. На пути от интеграции к инклюзии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.       Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.       Сардина Т.Г.Коррекция письменной речи у учащихся с ОВЗ с применением компьютерных программ Microsoft Word Microsoft и Office PowerPoint [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   
Заголовок 115