Презентация к выступлению на МО классных руководителей Родительское собрание как одна из форм работы с родителями


Родительское собрание как одна из форм работы с родителями * Требующие и вечно занятые родители Методики обучения Приемы воспитания Приказы администрации - Классный руководитель Воспитательный процесс Неуправляемые дети Рабочие программы Родительское собрание. Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А.С. Макаренко “семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание”.     И сегодня, современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива школы должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание.     Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрои на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. Виды родительских собраний Организационные, установочные, или инструктивные, направленные на ознакомление с изменениями жизнедеятельности школы, класса Внеплановые, посвященные чрезвычайным ситуациям, требующие коллективного совета взрослых людейСовместные с учениками и родителямиОтчетныеТематические, информационно-просветительскиеДифференцированные (специально приглашенная группа родителей) Общешкольное родительское собрание проводится два раза в год Цель- знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы. Тематика таких собраний носит характер отчёта школы за определённый период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Классные родительские собрания проводятся 1-2 раза в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей. В течение учебного года классный руководитель обязан провести четыре обязательных родительских собраний. Первое, как правило, является организационным и проводится в сентябре. Последующие собрания являются тематическими. Их тематика определяется потребностями родителей, классного руководителя, школы, актуальностью обсуждаемой темы. Последнее собрание является итоговым и проводится в мае месяце. По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми. Текущие - это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости, результаты проводимых мероприятий и праздников.Тематические родительские собрания – это собрания, которые посвящены актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Такие собрания направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.Итоговое родительское собрание- это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определённое время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребёнка, сравнить прошлые результаты с теми, которые есть. Итоговые собрания можно проводить в различной форме, в зависимости от темы и цели. Это могут быть праздники, концерты, торжественные собрания. Содержание педагогического просвещения родителей Цели, задачи и методы образования и воспитания учащихсяПсихологические, физиологические и педагогические основы воспитания детей в семье, особенности детей в этом возрастеОбязанности членов семьи, содержание, формы методы, трудности, недостатки и ошибки семейного воспитания Содержание педагогического просвещения родителей (продолжение) Взаимоотношения детей и родителей, способы регулирования отношений между школой и семьейПроблемы свободного времени и занятости детей, пропаганда здоровья и здорового образа жизни Формы собраний Мастерская Педагогическая дискуссияДеловая играКонсультацияКонкурсПрактикумКонференцияПраздники др. Методы СловесныеБеседаРассказИллюстративныеРабота с таблицамиДемонстрация слайдовПоказ диафильмовПросмотр учебных кинофильмовИспользование компьютераПрактическиеРабота с тестамиТренинги Основные этапы подготовки родительского собрания Этап 1. Выбор темы собрания Определить тему, цель, повестку собранияИзучение научно-методической литературыПроведение микроисследованияПродумать организацию явки родителейСобеседование классного руководителя с учителями-предметниками Этап 2.Подготовка сценария и проведение собрания Информация общего характераАнализ развития детей за определенный период (личностные изменения, учебная деятельность)Психолого-педагогическое просвещениеОбсуждение организационных вопросовИндивидуальные консультации с родителями Этап 3.Осмысление итогов родительского собрания Сделать выводы, раздать памяткиСформулировать необходимые решенияДать информацию о следующем собранииДовести итоги собрания до администрации и коллег-педагогов Рекомендации по проведению родительских собраний Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебеТема собрания должна учитывать возрастные особенности детейСобрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей детей. Советы по проведению родительского собрания Выберите наиболее благоприятный день и час для проведения собранияПеред началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроениеОтведите на проведение собрания не более 1,5 часовСамый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.Перед началом собрания объявите повестку Советы по проведению родительского собрания (продолжение) Начинайте собрание с позитивного, затем говорите о негативном, завершайте разговор предложениями на будущееПредупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детейПоблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов) Советы по проведению родительского собрания (продолжение) В ходе собрания используйте игры и групповые формы взаимодействия родителейИспользуйте наглядные средства, иллюстрации, фотографии детей классаПри обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей Советы по проведению родительского собрания (продолжение) В личной беседе оценивайте успехи детей относительно его потенциальных возможностейДоведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не значит «плохой человек»Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку На собрании не стоит: Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующихСравнивать успехи отдельных учащихся и разных классовДавать негативную оценку всему классуПереоценивать значение отдельных предметовИзбирать для общения назидательный тон Как сообщить родителям об успеваемости ребенка, не афишируя его неуспех на весь класс С хорошего начать и хорошим закончитьВыдать оценки на листочках, а на обороте советы и рекомендации для родителейО плохом сказать в общем, не называя фамилийВ плохих учениках найти хорошее и похвалить за что-то при всехО хорошем – при всех, о плохом - индивидуально Как сообщить родителям об успеваемости ребенка, не афишируя его неуспех на весь класс (продолжение) Показать родителям хорошие тетради с хорошими и плохими работами, не называя фамилийНаписать благодарность в дневнике за учебу, трудовые дела и др.Награждение родителей грамотамиПредставление детей по номинациямАнализ дел (отметить каждого) Общение школьных и домашних воспитателей - шаг к взаимопониманию, усвоение педагогического опыта, который учитель и родители передают друг другу Педагогам и родителям на заметку Если:– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;– ребенка хвалят, он учится быть благородным;– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в   этом мире. Тематика родительских собраний Поощрения и наказания в семьеПроблемы отцов и детейРоль семьи в развитии моральных качеств подростка10 ошибок в воспитании, которые все когда нибудь совершаютУберечь подростка.Проблемы наркоманииО нашем классе Примерная тематика консультаций для родителей: 1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?2. Плохая память ребенка. Как ее развить?3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.4. Наказания детей. Какими им быть?5. Тревожность детей. К чему она может привести?6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.7. Грубость и непонимание в семье.8. Талантливый ребенок в семье.9. Друзья детей – друзья или враги?10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения. Спасибо за внимание!