Презентация по русскому языку на тему Общее понятие о самостоятельных частях речи.


Тема урока:«Общее понятие о самостоятельных частях речи (11 класс)
Цели урока:1) Повторить и обобщить изученное о самостоятельных частях речи, закрепить орфографические и пунктуационные навыки учащихся 2)Развивать логическое и образное мышление, коммуникативную деятельность учащихся. 3) Воспитательная: нравственное воспитание, развитие исторической памяти.

Р А З М И Н К А-Урок начнём с теоретической разминки.-Итак, как называется наука о языке?...-Правильное написание слов изучает…..-Раздел науки о языке, изучающий состав слова.style.colorfillcolorstroke.colorfill.typestyle.colorfillcolorstroke.colorfill.typestyle.colorfillcolorstroke.colorfill.typestyle.colorfillcolorstroke.colorfill.typestyle.colorfillcolorstroke.colorfill.type Устный опрос-Какие самостоятельные части речи вы знаете?-На какие вопросы отвечают имена прилагательные?-Глагол отвечает на вопросы…….. .-Наречие отвечает на вопросы……..-Местоимение отвечает на вопросы….-Причастие отвечает на вопросы….-Деепричастие отвечает на вопросы…. ОдушевленныеКто? ЧеловекРебенокКошкаПтицаНеодушевленные Что?ЁлкаКопилкаГрозаПодсолнух









Конкретные существительныеКарандашТелефонКолесоСветофор Абстрактные существительныеМодаИскусствоКультураЛюбовьДружбаВещественные СуществительныеМолокоКеросинМаслоВоздухСметанаТворогСобирательные СуществительныеМолодежьЛистваБратваТраваНарод














прилагательноесуществительноенаречиедеепричастиечислительноеместоимениеСамостоятельные части речиглаголпричастие ……..– это слова одной и той же части речи с противоположным значением.………………добро – зло, сила – слабость, лето – зима, верх – низ, мир – война, молодость – старость.……………….хороший – плохой, толстый – тонкий, весёлый – печальный, близкий – далёкий, большой – маленький. ……………работать – отдыхать, любить – ненавидеть, смеяться – плакать, расцветать – увядать, приходить – уходить.…………..рано – поздно, близко – далеко, впереди – сзади, здесь – там, сюда – туда.Задание
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_yfill.onrrrrrfill.onrrrrrfill.onrrrrr


Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным значением.Имена существительные: добро – зло, сила – слабость, лето – зима, верх – низ, мир – война, молодость – старость.Имена прилагательные: хороший – плохой, толстый – тонкий, весёлый – печальный, близкий – далёкий, большой – маленький. Глаголы: работать – отдыхать, любить – ненавидеть, смеяться – плакать, расцветать – увядать, приходить – уходить.Наречия: рано – поздно, близко – далеко, впереди – сзади, здесь – там, сюда – туда.Антонимы
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_yfill.onrrrrrfill.onrrrrrfill.onrrrrrfill.onrrrrr



Работа над темой урокаУпражнение 92. Списать, вставляя пропущенные буквы. Выделить графически грамматические основы предложений. Сонный туман на лугах серебр…тся.Крепко она задел…. За сердце Зобара, очень крепко.Будущее его был… ещё неясно.В представлении Феди настоящий писатель был существом лег…ндарнымТанцующие теснил…сь и толкал… друг друга    I. Лингвистическая разминка-            Обозначьте части речи в предложениях:Вот уже третью ночь мне, увы, не спалось из-за встревожившего меня известия.Чуть-чуть подмораживает, и на лужах, ломаясь под ногой, хрустит тонкий ледок. Комментарий. Имена существительные - ночь, известия, лу­жах, ледок; имена прилагательные - тонкий; имена числи­тельные - третью; местоимения - мне, меня; глаголы -хрустит; причастия - встревожившего; деепричастия -ломаясь; наречия -уже, чуть-чуть; слова категории состояния - спалось, подмора­живает; предлоги - из-за, на, под; частицы - вот, не; союзы - и; междометия -увы.Эти предложения содержат все существующие части речи - А сейчас еще раз повторим название частей речи, я вам буду называть слова, а вы ставить к ним вопрос и определять, к какой части речи оно относится.Окно, рисовать, ученик, прилежный, написать, огромное (небо), тетрадь, школьная (парта)4)Распределите слова в три колонки: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Дом, работа, прекрасный, ушел, лето, прыгать, удивленный, чувство, замечательный, небо, рыба, лягушка, весенняя, помогать, учиться, унылое, учитель, программа, стул, военные, погода, прошлый, убежал, отвечать, Радостное, осеннее, настроение. Части речи, изучаемые на урокеИмя существительноеИмя прилагательноеГлаголДождьДевочкаУрокОкноКрасиваяДобрыеЛасковоеУдивительныеБегаетПриходилУважатьПридумала
Задание7. Определите, какими частями речи являются главное и зависимое слово в данных словосочетаниях. Белая ночь. Простиралась вокруг, впервые видел, низко висела, бесшумно убегали, эта ночь, убегали вдаль, было далеко, долетел до нас, томительный свет, зеленеющее небо, другие места, вся земля, моя память, Онежское озеро. Задание8. Объяснить смысл пословиц, перевести на казахский язык.1.Дело веди, а безделье гони.2.Большому кораблю – большое плавание.3.Без обеда не красна беседа.4.Бери в работе умом, а не горбом.5.Без языка и колокол нем.6.Всякая лисица свой хвост хвалит7.Родина –мать, чужбина - мачеха8.Береги Родину, зеницу ока. Задание 9. Какие части вы знаете в этих слова 1.Гореть, горец, горный, загореться, гора.2.Вводить, водитель, водник, вода, перевод.3.Всемирный, мир, мирок, помириться, мировой.4.Добро, добрый, добродетель Игра «Найди лишнее слово»Докажи, что это слово лишнее.ЗемляВодаКоньСлонПисатьНочьПартаСтолЖурналДуматьСтенаКольцо Игра «Кто быстрее?»Задание: напиши 5 глаголов 1 вариант Глаголы совершенного вида2 вариант Глаголы несовершенного вида Умный, мясник, сарай,ночь, завтракСестра, программа,страна, люди, околоМама, работать, учеба, урок, ножницыКомпьютер, учебник,тетрадь, школа, класс 1.Что? Работа – сущ.2. Нач. форма – работа3. Пост.: нариц., ж.р., 1 скл. , неодуш. 4.Непост.: ед. ч., И.п.5. ПодлежащееУкажи ряд, где все слова существительныеУкажите ряд, где правильно произведен морфологический разбор слова «работа»1.Что? Работа – сущ.2. Нач. форма – работа3. Пост.: нариц., ж.р. 1 скл.неодуш. 4.Непост.: ед. ч., В.п.5. Дополнение1.Что? Работа – сущ.2. Нач. форма – работа3. Пост.: нариц., неодуш., ж.р., 3 скл4.Непост.: ед.ч., Р.п. 5. Дополнение1.Что? Работа – сущ.2. Нач. форма – работа3. Пост.: собств., ж.р. неодуш., 1 скл. 4.Непост.: мн.ч., И.п.5. Подлежащее !





Тест1. Назовите самостоятельные части речи.а). Имя существительное в). Предлогб). Имя прилагательное г). Глагол2. Выберите имена существительныеа). Погода в). Утреннееб). Туча г). Чувство3. Какие слова не являются глаголами?а). Здание в). Увиделб). Прыгать г). Запрыгали4. Сколько прилагательных в этом предложении? Ребята шли по узким тропинкам неизвестного леса.а). 1 в). 3б). 2 г). 0 Какие части речи имеются в предложениях?СолнцеДед МорозСнеговикМорковкаСолнце небо греет слабо,По ночам трещит мороз,Во дворе у снежной бабыПобелел морковный нос/Т. Ладонщиков/





Зимний пейзаж…Какие предметы изображены на картине?Назовите их признаки и действия.К какой части речи относятся названные слова?

Распределите слова в три колонки: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Дом, работа, прекрасный, ушел, лето, прыгать, удивленный, чувство, замечательный, небо, рыба, лягушка, весенняя, помогать, учиться, унылое, учитель, программа, стул, военные, погода, прошлый, убежал, отвечать, радостное, осеннее, настроение.
Распределение по частям речиИмя существительноеИмя прилагательноеГлаголДом, работа, лето,чувство, небо, рыба, лягушка, учитель, программа, стул, погода, настроение.Прекрасный, удивленный, замечательный, весенняя, унылое, военные, прошлый, радостное, осеннее.Ушел, прыгать, помогать, учиться, убежал, отвечать.
Отвечали вы активно,Хорошо себя вели,Чтобы гости дорогиеЗахотели вновь прийти!