Выступление на конференции на тему «Современные подходы к преподаванию литературы в средней школе»


Выступление на научно-практической конференции
«Литература в современном мире»

«Современные подходы к преподаванию литературы в средней школе»

В российской школе преподавание литературы традиционно рассматривалось как основа образования. Любовь к чтению, умение точно и доказательно выражать свои мысли, осмыслить произведение в литературном, историко-культурном контексте, грамотно и литературно писать всегда оценивались как необходимые составляющие образованности в широком смысле. Современная школа продолжает ставить перед собой те же задачи. Основные цели современного школьного литературного образования определяются как формирование читательской культуры ученика и одновременное формирование его личности.
Как отмечает В. А. Горский, основное образование является полным «в пределах госстандартов; дополнительное – с учетом индивидуальных образовательных потребностей и интересов в том или ином направлении творчества. В сфере дополнительного образования сложилась многоступенчатая система организационных форм, каждая из которых имеет свое особенное функциональное назначение: кружки, учебные факультативы и практикумы, элективные курсы, студия, клуб, научное общество, малая академия наук, профильные школы.
Отличительной особенностью школы при переходе к профильному обучению является ряд элективных курсов, которые представляют собой обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Элективные курсы выполняют три основные функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение профильных предметов на стандартном уровне. Другие – служат для внутрипрофильной специализации обучения. Третьи – способствуют удовлетворению познавательных интересов обучающихся в различных образовательных областях и сферах деятельности
Среди многообразия учебных программ по литературе следует выделить некоторые, построенные на строго выдержанном жанровом подходе в изучении и преподавании данного предмета (например, "Новая технология литературного образования", разработанная В. И. Тюпой, авторский курс Л. А. Малиновой и другие). Такой подход плодотворен и актуален.Истоки жанрового подхода к анализу литературных произведений были определены русской филологической мыслью, работами А. Н. Веселовского, Д. С. Лихачева, М. М. Бахтина, А. Ф. Лосева, Г. Н. Поспелова и других ученых-литературоведов. Этот подход позволяет школьникам отработать и закрепить сложнейшие понятия о жанре, жанровом слове, жанровом содержании, дать представление о структуре художественного произведения, о тех законах, по которым оно строится, и нарушение которых приводит к смене жанровой форме, разрушает ее или выводит на новый жанровый уровень.
Примером элективного спецкурса в рамках преподавания литературы по данной программе в 11 классе может быть спецкурс по теории современных прозаических жанров. Основная его задача – разрешить проблему знакомства выпускников с важнейшими явлениями современной литературы, так как в настоящее время в школе очень остро стоит проблема изучения русской литературы последних лет.
Проанализировав имеющиеся программы по литературе (11-й класс) под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, А. Г. Кутузова, М. Б. Ладыгина, проф. В. Г. Маранцмана, Г. И. Беленького и Ю. И. Лысого, В.Я.Коровиной, Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева я отметила, что русская литература начиная с 1960-х годов и до настоящего времени даётся обзором: предлагается несколько десятков имён и фамилий, из которых учителю предлагается самому отобрать ряд произведений для изучения. Необходимо также учитывать тот факт, что литература данного периода включает в себя три большие группы: официальная литература, литература русского зарубежья (три волны эмиграции) и «возвращенная» литература. В рамках нескольких часов, отведенных на изучение такого обширного пласта литературы, невозможно качественно и продуктивно преподавать весь материал.
Таким образом, выделив изучение лучших прозаических произведений наиболее значительных писателей последних десятилетий, творчество которых позволяет судить об основных художественных исканиях нашего времени, в отдельный спецкурс, можно предложить его в качестве варианта изучения современного литературного процесса в 11 классе. А выбранный аспект рассмотрения данных произведений (жанровый аспект) представляется методологически продуктивным и актуальным.
На современном этапе развития литературного процесса особенно актуальной становится проблема жанровых модификаций романа. Поэтому в число изучаемых произведений включены романы Б. Пастернака «Доктор Живаго», А. Солженицына «В круге первом», Ч. Айтматова «И дольше века длится день» и «Плаха», А. Битова «Пушкинский дом», Вен. Ерофеева «Москва-Петушки», Саши Соколова «Школа для дураков», Г. Владимова «Генерал и его армия», В. Пелевина «Жизнь насекомых», «Чапаев и пустота», Т. Толстой «Кысь».
Остановимся на конкретном примере жанрового анализа романа – романа «Школа для дураков» Саши Соколова. Рассмотрение данного произведения в рамках элективного курса поможет учащимся совершенствовать и развивать умения творческого чтения, интерпретации художественного произведения, а кроме того познакомиться с особенностями современного романа, отличного от классических романов XIX века.
Для этого сначала уточним теоретические понятия, лежащие в основе анализа. Так, в современном литературоведении классификация жанров проводится по различным критериям: формальным, содержательным, функциональным и другим. Каждая из концепций имеет право на существование, так как служит инструментом для анализа того или иного литературного материала. Однако наиболее плодотворной является та жанровая модель, которая представлена в работах Л. Г. Кихней.
Исследовательница выдвигает в качестве формообразующего начала жанра понятие авторской установки, которая «включает в себя и методологию художественного мышления, и стратегию общения автора с потенциальной аудиторией, на которую рассчитан текст, и те целевые и прагматические намерения, которые формируют определенный набор конвенций, воплощаемых в формально-содержательной структуре произведения.
В ряду функциональных установок важнейшей является ориентация на определенный тип общения автора с реальным или потенциальным адресатом. Адресация может быть прямой, а может быть и подразумеваемой, «латентной». Яркий пример латентной адресации – жанр пародии. В произведении данного жанра нет прямых апелляций к собеседнику, но есть апелляция к тексту, а через него – и к личности автора. Текст пародии как бы вступает в диалог с пародируемым текстом и одновременно несет в себе оценочную функцию, то есть имеет место акт скрытой коммуникации.
Как отмечает В. Новиков: «Все жанры без исключения могут стать объектом пародии: от многотомной эпопеи до афоризма. Любой их жанров может включать в себя пародию как часть, образуя с ней единое целое. Более того – пародия способна объективировать самый феномен жанра, со стороны смотреть на любую жанровую сущность».
Действительно, сама категория жанра в пародийной интерпретации приобретает условный характер. Собственно жанр как таковой, а точнее, одна из его разновидностей, пользуясь удачным выражением М. М. Бахтина, становится «героем», то есть объектом пародии.Так, в романе «Школа для дураков» пародируется традиционный жанр романа воспитания.
Определяющим фактором в постановке проблемы романа воспитания для М. М. Бахтина является «момент существенного становления человека», которого лишены другие отмеченные им разновидности романного жанра. Сам герой, его характер является переменной величиной в формуле романа воспитания: «изменение самого героя приобретает сюжетное значение».
Саша Соколов избирает объектом изображение жизни «как опыта, как школы, через которую должен пройти всякий человек...». Цитатно-пародийно в данном случае уже само название: «Дорогой автор, я назвал бы вашу книгу ШКОЛА ДЛЯ ДУРАКОВ; знаете, есть Школа игры на фортепиано, Школа игры на барракуде, а у вас пусть будет ШКОЛА ДЛЯ ДУРАКОВ, тем более что книга не только про меня или про него, другого, а про всех нас, вместе взятых, учеников и учителей, не так ли?».
«Это книга об утонченном и странном мальчике, страдающем раздвоением личности..., который не может примириться с окружающей действительностью», – так пишет о романе «Школа для дураков» автор. Он изображает конфликт героя против внешнего мира, что, на первый взгляд, характерно для романа воспитания. Но стандартный мотив «принимает специфические формы». Герой бунтует не только против косной системы, представленной в виде школы для умственно отсталых детей (и особенно ярко в образе «тапочной системы имени Н. Г. Перилло»), но и «против самой истории, которая тащит его не туда, куда ему надо». Соколов изображает не «становление героя, которое отражает в себе историческое становление самого мира», а попытку ухода героя из истории в собственную реальность с иными, отличными от объективных законами.
Многочисленны у Соколова пародийные цитирования на уровне сюжетных положений, что имеет целью деконструкцию самой структуры романа воспитания. Так, например, подростковый идеализм заменяется медицинским диагнозом – инфантильность, отставание в умственном развитии, шизофрения. Отсюда вместо традиционных героев-двойников в романе один главный герой, но страдающий раздвоением сознания: «ученику такому-то» показалось, что одна из его двух личностей превратилась в сорванную им лилию «нимфея альба». На пародийном уровне представлено и описание влюбленности героя в свою учительницу биологии, причем alter ego «ученика такого-то» выступает как соперник в его любви к Вете Аркадьевне. Вероятно, из-за своеобразия его восприятия мира, практически все персонажи начинают существовать в нескольких ипостасях: Виолетта Аркадьевна/Вета Акатова/ветка акации/станционная проститутка/«простая девочка», профессор Акатов/Леонардо да Винчи; учитель географии Павел/Савл Норвегов/бессмертный пророк; почтальон Михеев/Медведев/ Насылающий Ветер.
Школа как образовательное учреждение теряет свое назначение: в ней учат тех, кого заведомо нельзя научить, учеников не воспитывают, а скорее «муштруют». Традиционный образ наставника – учителя жизни осмысляется автором в ироническом плане: показательна история увольнения «по щучьему велению» и странная смерть учителя Норвегова, о которой он сам рассказывает своим ученикам, пришедшим навестить его на даче.
Наконец, самый широкий пласт пародийного цитирования приходится на лексический уровень. Основными источниками, из которых почерпнуты цитаты, являются Библия, философская и художественная литература, периодическая печать.
В пародийном плане использует автор и элементы других жанров (мемуары, письма, дневники и др.). Глава четвертая «Савл» фактически полностью состоит из разножанровых сочинений «ученика такого-то»: сказки («Скирлы»), клятвы, утопии, идиллии и, наконец, собственно сочинения «Мое утро».
Таким образом, в структуре романа «Школа для дураков», если учитывать определения пародии Ю. Тынянова, отмечается второй план, отсылающий нас к традиции романа воспитания (как зарубежной, так и российской), отчего «все детали произведения носят двойной оттенок, воспринимаются под двойным углом». Именно поэтому предлагается определять жанр романа Саши Соколова как пародию на роман воспитания.
Подобный анализ, проделанный на уроках литературы, позволит учащимся с помощью учителя постичь, что такое природа жанра, познакомиться с особенностями жанра романа, рассмотреть, какими существенными признаками обладает пародия и как они воплощаются в конкретном тексте.
Кроме того, в процессе жанрового анализа у учащихся формируется видение генезиса жанров, мотивов и образов мировой и, особенно, русской литературы. Важно привить учащимся способность видеть динамику литературных жанров и быть способными предполагать характер литературного развития, опираясь на знание литературных особенностей предшествующих периодов и исторических особенностей настоящего времени. Это повышает интерес к изучаемому материалу, формирует гностические способности.


Цђ Заголовок 1Цђ Заголовок 2Цђ Заголовок 315