Рефлективный отчет об использовании модуля Программы «Новые подходы в преподавании и обучении»


Рефлективный отчет
об использовании модуля Программы «Новые подходы в преподавании и обучении»
Работа учителем предполагает непрерывный рост критического мышления, чтобы быть готовым к новым, а иногда хорошо забытым идеям, подходам в системе образования. И это понятно, учитель с 20-30-летним стажем должен уметь успевать конструктивно перестраиваться в своих представлениях о современном преподавании. Актуальность данной педагогической проблемы содержит много факторов: огромная скорость изменений в нанотехнологиях, не всегда полезная интернетзависимость учащихся, загруженность учителя, психологическое здоровье учащихся и их родителей и т.д. При всем этом, дети не всегда способны добывать нужную информацию, отфильтровывать его для своего развития. Роль учителя- заинтересовать, вовлечь ученика,сделать его равноправным участником познавательного процесса.
«Учителя, знающие свой предмет, способны приобрести его ученикам таким образом, чтобы те смогли составить свое толкование и мнение. Они понимают логику предмета и методику подачи в индивидуально удобном для учеников темпе. Таким образом, ученики будут учиться применять свои навыки, а также понимать структуру предметов, равно как их содержание; они поймут принципы, лежащие в основе предмета, основные идеи. Для этого необходимо задействовать подходы в обучении, благодаря которым ученики будут способны «изучить ландштафт» дисциплин учебного плана». (Руководство для учителя, стр.142)
Эта цитата является для меня сигналом к действию, правильнее к обучению через взаимодействие. В своей работе на уроках физики, я стараюсь дать толчок на поиск и решение той или иной проблемы, подключая детей к диалогу. При разделении мнений, я подключаю метод исследования и опытно- поисковой деятельности для подтверждения правильности выбора решений. Мое мнение, что современный учитель должен владеть набором стратегий преподавания, умением комбинировать различные подходы, грамотно и своевременно использовать определенные методики в работе с учащимися. В организованной учебной деятельности мозг учителя и ученика работает, но на каком-то определенном уровне, слои знания не взаимодействуют. Как говорят физики, «нет диффузии - взаимного проникновения молекул «знаний» из одного вещества в другое». Именно, исходя из этого, я осознаю реально необходимость в переходе на новые подходы в преподавании и обучении. Моя цель, чтобы мои ученики научились проживать проблему, пропускать через себя, быть участниками его решения, вести равноправный результативный диалог с каждым из участвующих в поиске. Для продвижения данной цели для опоры хочу взять теорию Шульмана «Три помощника учителя».
«На сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как:
позволяет ученикам выражать свое понимание темы;
помогает им осознать, что у людей могут быть разные идеи;
содействует аргументированию учениками своих идей
помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения». (Руководство для учителя. стр.145)
Считаю, что данные аргументы дают мне возможность для новых поисков исследования и адаптации диалогического обучения детей на уроках физики, поскольку физика, как наука о природе, предполагает изучение всего материального в окружающем мире. Учащиеся имеет свою точку зрения и свой багаж знаний, который они постоянно пополняют, которым они вправе делиться и обмениваться в процессе диалога с учителем и сверстниками в организованной учебной деятельности.
«Процесс «обмена мыслями может быть достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования». (Руководство для учителя. стр.145 Мерсер (2000))
С данной цитатой нельзя не согласиться, так как она является направляющей при постановке мною определенных педагогических задач в организации эффективной учебной деятельности. Однако, учитель, как организатор учебного процесса, должен уметь грамотно предлагать свою помощь в виде вопросов для полноценного диалога. И я уверен, что в этом процессе мне помогут «различные техники постановки вопросов для всесторонней поддержки обучения учеников, такие, как побуждение, аппробирование и переориентация (Руководство для учителя. стр.146).
Я с опасением шел на эти курсы, но с желанием изменить что-то в своем профессиональном опыте, ведь, если меняемся мы - меняется мир вокруг нас.
Я хочу, чтобы из моих учеников выросли оптимистически настроенные, аддаптированные личности, способные успевать следовать изменениям в современном быстро меняющемся мире. В этом я вижу конструктивистский подход к системе образования.