Рефлексивный отчёт, отражающий обоснованность и методику использования одного из модулей Программы в серию последовательных уроков. Диалоговое обучение.


Рефлексивный отчёт, отражающий обоснованность и методику использования одного из модулей Программы в серию последовательных уроков. Диалоговое обучение.
«У ребёнка своё умение видеть , думать и говорить: нет ничего неразумнее, чем пытаться подменить это его умение нашим.» Ж. Ж. Руссо.
Современный урок, на мой взгляд, это урок свободный, освобождающий от страха и обучаемого и учащего. Если ребёнок работает усердно, уважительно относится к одноклассникам, а учитель к своей собственной личности то говорят, что они родственные души. Сегодня я свободна в выборе структуры урока, лишь бы она давала «мощную» результативность в обучении, в воспитании,в развитии и не мешала моему творчеству. Курсы повышения квалификации помогли мне навести порядок в своих умениях и навыках. Структура уроков «круто» изменилась с введением новых технологий. Сейчас я выполняю роль «корректора» т.е. мало запланировать учебный процесс, но нужно грамотно продумать и выбрать форму проведения занятия. Чтобы оно вызвало интерес детей к предмету, развивало их творческие способности, помогало работать с другими источниками. Всякое наше представление о взаимодействии, контакте или коммуникации связано с диалогом. Поэтому неудивительно, что именно к диалогу мы проявляем столь много внимания, когда рассматриваем человеческие отношения. Человеческая речь представляет собой такой вид деятельности, которая учитывает в себе теоретические достижения психолингвистики и социальной психологии. На основе этого представления и сформировался современный комплексный подход к теории диалога, отражающий его связь с другими областями знания. В обществе наблюдается большое количество различных видов взаимодействия отдельных его членов. Эти взаимодействия отличаются друг от друга целями и условиями общения, и в зависимости от них различается использование имеющихся в общенародном языке средств, что предопределяет коммуникативную функцию языка. Эта функция реализуется по-разному в зависимости от различных условий, в том числе, от функционально-стилистических разновидностей языковой системы. Основной формой разговорной функционально-стилистической разновидности общенародного языка, в которой наиболее ярко проявляется его коммуникативная функция, является диалогическая речь. Это происходит потому, что именно в ней происходит непрерывное взаимное общение людей, в процессе которого оформляется сообщение. Вся жизнь людей в быту, на работе, в средствах массовой информации и компьютерных сетях связана с диалогом. Проработав в школе достаточно немалый срок, я поняла и сделала выводы в том, что большую часть нашего общения с детьми занимает – диалог, который прослеживается от начала урока , так и до самого его завершения. Диалог в начальной школе является своеобразной формой общения детей, в ходе которого происходит иформационный обмен между сверстниками. При традиционной организации обучения это происходит нечасто. Когда я вела уроки на традиционном уровне, то общение между детьми не проявлялось ярко и более активно. Я заметила, что наиболее продуктивно для внедрения в уроки диалогового обучения способствуют разнообразные формы: групповая, индивидуальная, парная. В использовании таких форм работы я ставила перед собой следующие цели: вовлекать в процесс учащихся при помощи грамотного управления деятельностью, создавать условия для стимулирования психологического развития учащихся и гармоничного развития личности. Нужно давать детям как можно больше возможности высказывать свои мысли, суждения. После их высказываний нужно правильно и грамотно оценить. Подобрать такую форму в оценивании, чтобы не обидеть учащегося, а поддержать, направить, вселить уверенность. Ведь в этот момент они получают оценивание своих одноклассников, а оценивание «соседа» играет неимоверную роль. На уроках русского языка мне часто приходится применять кумулятивный метод беседы, особенно когда работаем над сочинением или изложением. Ведь каждый из детей выдаёт свои знания, по определённому виду деятельности, а остальные внимательно слушают и дополняют, что приводит к единому мнению. Например, при подготовке к сочинению «О чём рассказал мне осенний листочек» учащиеся задавали друг другу вопросы, отвечали на них, находили что-то общее, вместе составляли план и примерный текст. Работа над сочинением проходила очень увлечённо. На уроке литературного чтения, когда проводим « авторский стул», очень чётко прослеживается и «жирно» выделяется работа над развитее критического мышления. Суть этого вида работы в том, что ребёнок выходит к доске, садится на специально поставленный для него стул и читает текст, весь класс его внимательно слушает. После того, как он дочитает, задаёт детям вопросы, на которые они должны ответить, а читающий их должен оценить.
Этот вид работы «убивает» двух зайцев: заставляет внимательно слушать товарища, включаться в диалог без всяких отговорок. Очень хорошо работают
слабые дети, которые медленно читают: Анель, Дима, Милана.Этот вид работы заставляет детей думать, ализировать, делать выводы, выдавать правильный результат.
Диалог это универсальный способ познания мира. Его организация даёт возможность общаться через знания, а знания получать через общение. Именно в диалоге происходит развитие творческих коммуникативных, рефлексивных способностей моих ребят. Когда мы составляли флипчарты, интеллект-карты, кластеры, ребята не только красочно всё изобразили, но и презентовали очень грамотно. Думаю, что одно из главных условий организации диалога - это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных.. На уроке познания мира ребята в основном сами объясняли мне новый материал, опираясь только на презентацию, представленную мною на доске. Я полностью согласна с Мерсером, который утверждает, что в наиболее продуктивных обсуждениях, в рамках достижения коллективного понимания и обучения, преобладает исследовательский тип беседы. Очень хорошо виден данный тип беседы в групповой форме работы. Когда из предложенных мнений нужно прийти к единому и «отстоять его правоту».
«Диалог-суть современной мысли»,- подчёркивает В. С. Библер. Диалогическое общение понимается как партнёрское взаимодействие, направленное на объединение усилий с целью достижения общего результата в обучении. При работе с классом, я заметила, что диалог на уроке способствует интеллектуальному развитию учеников при совместной работе со сверстниками и их результативности в обучении.
Мне очень понравилось, как работали дети с разным уровнем подготовки.
Можно согласиться с утверждением Александера, что беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот,- взаимным процессом в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперёд. Иногда дети на уроках работали в парах, т.е. здесь была использована стратегия «партнёр по обсуждению», где нужно было найти выход из проблемной ситуации. На уроках задавались вопросы высокого и низкого порядка. Простые вопросы применяла к тексту, сложными- заставляла детей задуматься , поразмышлять, проанализировать. Задавала вопросы, которые стимулировали содержательные и аргументированные ответы. Дети « открывали» знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Было видно, что дети усваивали лучше то, что открыли сами и выразили по- своему. Делали выводы о решении учебной проблемы и выражали это в виде таблиц, кластеров и затем презентовали перед всем классом. Я лишь направляла эту деятельность и в завершении мы все вместе подводили итог. В ходе обсуждений и высказываний приучала ребят начинать свой ответ такими фразами: «Я думаю, что….», «Я считаю, что… », « Я уверен, что…». На неправильный ответ реагировала так: «Хорошо, молодец это твоё мнение..», «Кто думает иначе».
Мне очень понравилось, как работали дети с разным уровнем подготовки.
Можно согласиться с утверждением Александера, что беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот,- взаимным процессом в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперёд. Иногда дети на уроках работали в парах, т.е. здесь была использована стратегия «партнёр по обсуждению», где нужно было найти выход из проблемной ситуации. На уроках задавались вопросы высокого и низкого порядка. Простые вопросы применяла к тексту, сложными- заставляла детей задуматься , поразмышлять, проанализировать. Задавала вопросы, которые стимулировали содержательные и аргументированные ответы. Дети « открывали» знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Было видно, что дети усваивали лучше то, что открыли сами и выразили по- своему. Делали выводы о решении учебной проблемы и выражали это в виде таблиц, кластеров и затем презентовали перед всем классом. Я лишь направляла эту деятельность и в завершении мы все вместе подводили итог. В ходе обсуждений и высказываний приучала ребят начинать свой ответ такими фразами: «Я думаю, что….», «Я считаю, что… », « Я уверен, что…». На неправильный ответ реагировала так: «Хорошо, молодец это твоё мнение..», «Кто думает иначе».
В некоторых случаях просила доказать, обосновать свою позицию. В ходе обсуждения возникали некоторые трудности: не все дети могли выразить и преподнести свои мысли, сформулировать идеи, не всегда выслушивалась позиция товарища. При этом приходилось нацеливать, подводить к мысли, помогать в обсуждении, напоминать о правилах ведения диалоговой беседы. В процессе диалогового обучения на занятиях также создавала условия для ролевых игр, творческой деятельности, т.е. ученикам нужно было инсценировать, придумать продолжение, составить аналогичную задачу, написать мини-эссе. Я увидела, что на таких уроках дети больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственное мнение, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер. Эта работа понравилась и мне и ученикам. Я увидела горящие глаза. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что диалог на уроке - это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, это способ отношений, это форма взаимодействия, позволяющая искать истину вместе. При дальнейшем планировании своей педагогической деятельности я буду подходить к этому пункту очень щепетильно, продумывая всё до мелочей. Ведь от того, как я запланирую урок, какую поставлю цель, и каковы будут способы её реализации, зависит «настрой» диалогового обучения. Через использование данного модуля на своих уроках я внедряю и другие. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений, такие как взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. В дружеской, понимающей атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал. Использование на уроках диалогового обучения способствует формированию умения определять и отстаивать свою позицию, развивает умения ораторского мастерства и лидерские качества. Какие плюсы я заметила? В ходе диалогового обучения дети учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.