Пояснительная записка Формирование у младших школьников информационной компетентности


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к методическому семинару
Формирование у младших школьников информационной компетентности
В новых условиях стремительного роста объёма информации в мире идёт переоценка ценностей в образовании. Основной задачей современной школы является – не «заставить выучить, а помочь развиться».
Новая школа и новый учебный процесс обозначают необходимость внедрения новых форм работы и предусматривают новые роли: учителя как консультанта и ученика как активного исследователя, широко использующего информационные технологии для получения необходимой информации.
Деятельностный компонент информационной компетентности, по мнению А.В. Хуторского, должен состоять из владения опытом самостоятельного поиска, умения анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов (компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (электронная почта, СМИ, Интернет). Актуализация перечисленных умений в настоящее время инициирует увеличение внимания к формированию информационно-коммуникационных знаний и умений у школьников, начиная с младших классов. [1, 20]
При увеличении объемов информации и скорости ее потоков в современном обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации. Современное представление о качественном образовании включает как необходимый элемент свободное владение информационными технологиями. Соответственно, школа должна давать ученику широкий выбор информации и способы работы с ней.
Данное противоречие определяет актуальность исследования и позволяет сформулировать проблему: переход к информационному обществу выдвигает социальный заказ педагогам на подготовку личности с адекватной ориентацией в информационном пространстве, способностью принимать решения в нестандартных ситуациях в условиях избыточной и недостаточной информации. В этой связи остро встает вопрос о роли и месте школы в формировании у подрастающего поколения информационной компетентности как одной из ключевых.
Цель и задачи методического семинара.
Цель определение эффективности использования ИКТ в урочных, внеурочных и внеклассных поисково-исследовательских работах, направленных на достижение устойчивого интереса и мотиваций в работе над информацией.
Задачи:
Раскрыть сущность информационной компетентности
Продемонстрировать примеры конкретных заданий, направленных на развитие информационной компетентности.
В материалах ФГОС второго поколения дается следующее определение: «Информационные и коммуникационные технологии – современные средства обработки и передачи информации, включая соответствующее оборудование, программное обеспечение, модели, методы и регламенты их применения» [5, 118].
Информационная технология – система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которая используется для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области. [6]
Одним из результатов процесса информатизации школы должен стать формирование у учащихся ИКТ - компетентности – способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) для работы с информацией. Применение этих технологий в обучении раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка.
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью содержания нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, является ориентировка младших школьников в информационных коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять. Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ – компетентности.
ИКТ – компетентность (или информационная компетенция) профессиональная (для учителя) – умение, способность и готовность решать профессиональные задачи, используя распространенные в данной профессиональной области ИКТ. [3, 4]
ИКТ – компетентность (для учащегося) – умение, способность и готовность решать учебные задачи, квалифицированным образом используя средства ИКТ.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в требованиях к результатам обучения ведущими считает развитие личностных качеств и способов деятельности школьника, среди которых видное место занимает информационная грамотность как качество личности и как владение действиями с информацией.
Среди универсальных учебных действий (УУД) в документах ФГОС НОО названы познавательные (общеучебные и логические) действия, такие как: поиск информации, знаково-символическое моделирование, структурирование информации, анализ, синтез, выбор оснований для сравнения и классификации, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование и другие. [2]
Эти УУД связаны с процедурами поиска и логической обработки информации.
Новые образовательные стандарты включают в себя конкретные требования к формированию информационной грамотности младших школьников.
Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, например при работе, над проектами.
В программе начального общего образования по формированию информационной грамотности младших школьников приведены примеры тех видов заданий, которые может использовать учитель на уроках, факультативах и кружках. Например, для формирования у школьников мотивации к поиску информации предлагаются следующие виды работ: задачи с неполными исходными данными; задания, требующие поиска дополнительных сведений в учебниках по другим предметам, справочниках, энциклопедиях и прочих изданиях; тексты с избыточным и недостающим содержанием. [5]
В программе начального общего образования по формированию информационной грамотности младших школьников приведены примеры тех видов заданий, которые может использовать учитель на уроках, факультативах и кружках. Например, для формирования у школьников мотивации к поиску информации предлагаются следующие виды работ: задачи с неполными исходными данными; задания, требующие поиска дополнительных сведений в учебниках по другим предметам, справочниках, энциклопедиях и прочих изданиях; тексты с избыточным и недостающим содержанием.
Обучая детей приемам обработки полученной информации, учитель может предложить ученикам представить (изложить) одни и те же сведения двумя или более способами, ориентированными на разную аудиторию; каждый из способов может быть однородным (например, текст), так и комбинированным (текст, набранный разными шрифтами, со схемами или картинками).
Программа ФГОС НОО по развитию информационной грамотности школьников рекомендует выполнение детьми самостоятельных действий с техникой для приема, передачи или обработки информации: телефон, радио, телевизор, магнитофон, диктофон, фотоаппарат, компьютер. Умения, относящие к информационной грамотности, формируются целевым образом на уроках по предметам и во внеурочной деятельности.
Одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих, формированию информационной культуры у младших школьников состоит в применении ИКТ в учебном процессе. Миропонимание учащихся должно быть основано на знаниях, отражающих объективные связи в реальном мире и учитывающих возрастающую информационную емкость мира. Эффективность усвоения информации достигается лишь в процессе активной деятельности. [7]
Поэтому исследования ИКТ и их роль в формировании информационной культуры у младших школьников приобретают особую актуальность.
При формировании информационной грамотности можно использовать следующие виды заданий:
Работа с диаграммой - (Слайд 7-9)
- Рассмотрите диаграмму. Кого пригласил кот Леопольд на день рождения?
Кто съел больше всех кусков торта? Кто съел меньше всех? Насколько больше съел Винни-Пух, чем крокодил Гена? Что можно сказать про количество кусков, которые съели Пятачок и Чебурашка? Сколько всего съели кусков: а) Пятачок и Чебурашка; б) крокодил Гена и Чебурашка? Можно ли узнать по диаграмме, сколько кусков съел именинник? Хотите вы это узнать? Известно, что торт был разделен на 24 куска. Можно узнать, сколько кусков съел кот Леопольд? (Слайд 8)
Работа со словарями и справочниками (Слайд 10)
Нахождение, сравнение и обобщение информации, представленной в таблице; заполнение таблицы на основе имеющейся информации (Слайд 11-14)
Работа с рисунками (Слайд15-16)
Пиктограмма- это условное изображение количества лю¬дей, предметов или явлений в виде картинки или знака (например, человечка t , квадрата Q или звёздочки *). В следующей таблице пиктограмма используется для обозначения количества людей. (Слайд 17)
В ходе решения таких заданий у учащихся формируются следующие компетенции:
- познавательные: школьники учатся анализировать и преобразовывать информацию, у них формируются основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение);
- регулятивные: у учеников формируется способность принимать и сохранять цель, они учатся высказывать свое предположение (на основе работы с иллюстрацией) и работать по плану;
- коммуникативные: школьники учатся оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других, работать в команде;
- информационные: учащиеся читают информацию, представленную в разной форме (диаграммы, таблицы, тексты), используя ее информацию для решения задач;
- предметные: у школьников формируются вычислительные навыки, они учатся анализировать задачу устанавливать зависимость между величинами, выбирать и объяснять выбор действий, распознавать геометрические фигуры, соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур, изображать геометрические фигуры.
Таким образом, если грамотно использовать на уроках информационные технологии, и задачи поискового характера, данные в которых представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков, то можно сформировать у учащихся умения и навыки поиска информации, ее анализа, распространения и представления, а также способности вырабатывать обоснованные мнения, позволяющие предсказывать, планировать и контролировать события и процессы с наибольшей быстротой и наиболее эффективным образом.













Использованная литература:
А.В. Хуторский. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования/ А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. - № 2. – С. 58-64.
Захарова И.Г., Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Захарова. – 3 – е из., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 192 с.
Использование учебных материалов по окружающему миру для формирования ИКТ - компетентности учащихся. Начальная школа [Текст] / Сост.Е.В. Полякова.- 1-е изд., перераб.-М.: Дрофа, 2013.- 76 с.
Педагогические условия формирования информационной компетентности младших школьников. Начальная школа плюс до и после. [Текст] / Сост. Т.П. Хиленко. – 3-е изд.,
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Начальное общее образование. – М., 2009 [Электронный ресурс]: http: // standart.edu.ru/catalog.aspx?Catalogd=730 (дата обращения: 03.06.2009).
Формирование ИКТ - компетентности младших школьников в проектной деятельности. Начальная школа плюс до и после [Текст] / Сост. М.В. Дубова., В.П. Сульдина.- 12-е изд., перераб.-М.: Дрофа, 2012.- 20 с.
Читаем ФГОСНО, пишем ООП, включая ИКТ в ПФУУД. Начальная школа плюс до и после [Текст] / Сост.Е.И. Булин-Соколова., А.Л. Семёнов.- 7-е изд., перераб.-М.: Дрофа, 2010.- 21 с.















15