Выступление на педсовете по теме: Инновационные подходы к преподаванию русского языка в условиях поликультурной среды


Выступление на педсовете.
Тема доклада: Обучение на уроках русского языка и литературы как средство формирования поликультурной личности.
Инновационные подходы к преподаванию русского языка в условиях поликультурной среды.
Подготовила: Мыкышева М.Е.,
учитель русского языка и литературы
в классах с казахским языком обучения
Инновационные подходы к преподаванию русского языка связаны, прежде всего, с изменением роли учителя. В современных условиях очень важно, чтобы учитель не давал ученикам готовых знаний, а указывал путь к приобретению знаний, учил добывать знания. Особенно важно это тогда, когда учитель обучает русскому языку как неродному.
Преподавание русского языка в современных условиях требует от учителя-словесника совершенно новых, инновационных подходов, как к содержательной части урока, так и к выбору образовательных технологий, эффективных методов преподавания, проведению диагностики уровня владения русским языком как неродным.
Поликультурное воспитание на наших уроках уже заложено в содержание учебников. Первый урок в 9 классе, например, начинается с разговора о роли языка в жизни общества. На этом же уроке мы проводим сопоставительный анализ русских и казахских пословиц, переводим тексты с казахского языка на русский, передаем содержание текстов на русском языке. Такую работу проводим практически на каждом уроке. Помимо этого приобщаем обучающихся к миру искусства, живописи, театра, кино (составляем рассказы по картинам, данным в учебнике, на слайде, иллюстрации, слушаем музыку, смотрим фрагменты фильмов). На таких уроках учащиеся получают новую информацию, знакомятся с новой культурой, традициями, ценностями, расширяют активный словарь.
Хочу вкратце познакомить вас с идеями семи модулей «Программы курсов повышения квалификации…» третьего (базового) уровня и рассказать, как мною внедряются идеи семи модулей на практике с целью воспитания на уроках поликультурной личности.
В основу Программы заложена конструктивистская теория обучения, которая базируется на утверждении, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебников. Большинство сторонников этой теории считают, что подходы в преподавании, основанные на передаче готовых знаний, не способствуют ни успешному их усвоению, ни развитию глубокого их понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися. Поэтому данная теория предполагает организацию занятий в соответствии с задачами, предоставляющими ученикам возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание. Деятельность учителя заключается в стремлении понять, как отдельными учениками постигается тема, осознать необходимость работы с учениками в целях улучшения или реконструкции их понимания.
С начала этого года я уже внедряю эти идеи в практику преподавания и обучения.
Я выбрала технику групповой работы в целях достижения наибольшей активности учащихся, как один из путей повышения качества современного урока.
Применительно к моему практическому опыту выделила для себя ряд барьеров, которые необходимо учитывать при организации групповой работы.
Организация работы в группах требует много времени, так как необходимо подготовить разные задания;
нежелание некоторых учащихся работать в группе с теми или иными одноклассниками;
возможность для некоторых учащихся избегать выполнения задания в группе;
разный темп работы.

Как же эти идеи помогают при воспитании поликультурной личности?
(слайд 3) Начну с идей модуля «Обучение критическому мышлению». Ценность данной технологии заключается в том, что ребята чувствуют себя увереннее, свободнее, не боясь высказывать и доказывать свое мнение, учатся умению слушать и слышать друг друга, учатся размышлять, ответственно относится к собственному обучению.
Используя в работе идеи модуля критического мышления, наиболее приемлемыми для себя считаю такие приемы, как «Мозговая атака», «Инсерт», «Вопросы Блума», решение тезаурусов, «Живая картина», различные виды письменных работ.
Стратегии критического мышления помогают в развитии творческого воображения у учеников. При изучении басен Эзопа, ученики 9 класса вспомнили басни Крылова, а также переводы басен Крылова А.Байтурсыновым на казахском языке и воссоздали некоторые басни в «живой» картине.
(слайд 4) Применяя модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» использую как групповую работу, так и работу в парах.
Работая в группе, ребята 8 класса на уроке русского языка по теме «Вводные слова» смогли составить лингвистическую карту, в которой они показали значение вводных слов и их разряды, как в казахском языке, так и в русском.
Во многих школах все больше и больше уделяется внимание тому, что обычно называют «Голосом ученика». Я взяла интервью у учеников по вопросам преподавания и обучения, чтобы осмыслить мнения учеников и понять сущность обучения с точки зрения их восприятия и найти пути совершенствования обучения для отдельных учеников и групп. И вот что говорят дети. (фрагмент интервью)
(слайд 5) При оценивании результатов обучения учащихся я использую формативное и суммативное оценивание. Формативное оценивание – оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей, иначе оценивание для обучения. Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, процедуры сертификации или регистрации продвижения обучения, то оценивание будет считаться суммативным и иногда называется как оценивание обучения.
Благодаря техникам формативного оценивания, таким как: Смайлики, Сигналы рукой, Светофор, Измерение температуры, Дневники по самооценке, Листы самооценивания и взаимооценивания, Две звезды и желание, Трехминутное эссе и многие другие, мне удается определять степень понимания учениками той или иной темы, а по итогам оценивания определять дальнейший этап урока. Можно показать на примере: техника Сигналы рукой. Учитель останавливает объяснение и просит уч-ся показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах:
- Я понимаю _______ и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)
- Я все еще не понимаю _____ (большой палец руки направлен в сторону)
- Я не совсем уверен в ______(помахать рукой)
7. Одной из форм исследовательской деятельности учащихся на уроке можно считать сопоставительный лингвистический анализ текстового материала на русском и на родном языке. Особенно эффективны такие работы при изучении лексики, фонетики, морфологии, стилистики, при редактировании собственных текстов.
(слайд 6) Инновационные подходы в работе с одаренными учащимися
Одним из важных факторов, создающих предпосылки для успешного обучения одаренных детей с использованием активных методов обучения является то, что таких детей характеризует высокая самостоятельность в процессе познания.
Инновационные подходы к преподаванию русского языка требуют четкой организации самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся.
На данный момент с учеником 9 класса работаем над проектной работой «Тестовые задания как форма подготовки к ЕНТ». (Им составлены 10 легких вопросов – уровня С, 10 сложных – уровня В, и нужно еще составить 5 логических вопросов – уровня А, пока на стадии разработки)
В работе с одаренными учащимися использую также взаимообучение, взаимоопрос, индивидуальные консультации, дифференцированные задания. При взаимообучении ученики читают друг другу тексты, т.е. проводят аудирование, затем задают друг другу вопросы по прочитанному, выясняя уровень понимания. После взаимоопроса ученики оценивают друг друга.
(слайд 7) Как учитель – новатор, стараюсь на своих уроках использовать идеи модуля «Информационно- коммуникационные технологии в преподавании и обучении», потому что «ИКТ являются значимым инструментом, помогающим учителям, позволяя им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися новых научных понятий».
С целью повторения орфограмм и актуализации знаний на стадии повторения был проведен словарный диктант, результаты которого были даны на интерактивной доске, и ребята имели возможность проверить работы друг друга по ключу. В 9 классе на предметной неделе была проведена игра «Брейн-ринг», на которой учащиеся вспоминали группы союзов, как в русском языке, так и их соответствия в казахском языке.
(слайд 8) Модуль «Управление и лидерство в обучении» связываю с собой. Если я хочу изменений со стороны своих учеников, то, в первую очередь, должна измениться я сама. Необходимо освободиться от состояния узко индивидуалистического и сосредоточенного лишь на классе, при котором учитель концентрирует внимание на обучении учащихся действовать в соответствии с установленными стандартами. Взамен этому необходим комплексный подход к профессионализму, когда практика учителя совершенствуется, основываясь на исследованиях и инновациях, инициируемых учителем-лидером. Поэтому, проявляя лидерские качества, участвую в различных конференциях, конкурсах, провожу тренинги с коллегами, мастер-классы, так как лидерство, как и обучение, являясь основной человеческой способностью, побуждает к постоянному развитию.
(Слайд 9) Подводя итоги своего выступления, хочется отметить, что в результате внедрения модулей Программы в свою практику я усовершенствую методику преподавания, учусь рефлектировать, пополняю знания, развиваю в себе лидерские качества. А у моих учеников постепенно повышается мотивация к обучению, чувство ответственности, сопереживания, познавательная активность, которая является главным признаком поликультурной личности, появляются навыки к саморегулируемому обучению. Хотелось бы, чтобы дети больше сидели не за компьютером, а с книгой в руках. Ведь не секрет, что дети сейчас мало читают.