Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе Канакиной В.П. по теме «Правописание слов с безударной гласной в корне».


Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе Канакиной В.П. по теме «Правописание слов с безударной гласной в корне».
Цель урока: Создать условия для освоения учащимися алгоритма определения безударного гласного в корне слова и овладения способами проверки.
Педагогические задачи: помочь усвоить особенности проверочных и проверяемых слов и овладеть способами проверки.
Планируемые результаты:
Предметные: знать: алгоритм нахождения орфограммы - безударной гласной в корне слова; уметь: подбирать проверочные слова.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать тему и цели урока с помощью учителя, работать по предложенному плану, давать эмоциональную оценку своей деятельности.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, перерабатывать и применять полученную информацию.
Коммуникативные: доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других, уметь вступать в коллективное сотрудничество, решать совместно с соседом по парте поставленную задачу, совместно договариваются о правилах поведения.
Личностные:
Иметь интерес к учебному материалу, понимать ценность труда и упорства, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе.  Проявлять самоорганизованность,  самодисциплинированность, самоконтроль.
Ход урока:
Структура урока Деятельность учителя Деятельность учеников Примечания
Организационный момент -Здравствуйте! Меня зовут Марина Владимировна. Я проведу у Вас сегодня урок.
-Садитесь.
-Ребята, зачем вам нужно учить русский язык?
- Сегодня  я проведу урок русского языка - эти знания пригодятся Вам на экзаменах в старших классах. Садятся
-Чтобы общаться, чтобы правильно говорить слова, чтобы правильно писать слова.
Чистописание
-Начнем работу с разминки пальчиков, приготовим их к письму. Смотрите на меня и повторяйте все действия за мной.
Поставьте локти на парту. Сожмите пальцы в кулак.
ДомикРаз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.Раз, два, три, четыре, пять.
В домик спрятались опять.
- Проверьте посадку. Откройте тетради. Запишите число.
Минутка чистописания. Пропишите в тетради соединение строчных букв о, е, а, и, я.
-На работу отводится 1 минута
. - Оцените свою работу в листе самооценки. Разжимают пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца.
Ритмично разжимают все пальцы вместе.
Поочередно сжимают широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.
Возвращаются в исходное положение.
Проверяют посадку. Записывают число.
Списывают буквы с доски.
Оценивают. Подведение к теме урока 1872615571514439905715-2133605715Дерево держится своими корнями за землю.
-Посмотрите на доску. Перед вами предложение. Запишите его в тетрадь.
-Поставьте в словах ударение.
-Выделите корень.
-Какая гласная подчеркнута в словах? - В какой части слова находится безударная гласная?
- Сформулируйте тему урока.
Записывают.
Ставят ударение.
Выделяют корень.
-Безударная.
- В корне.
- Правописание слов с безударными гласными в корне Постановка цели - Какие цели вы поставите сегодня перед собой?
-Правильно ли я сформулировала ваши цели? - учиться находить безударную гласную в корне слова.
- учиться подбирать проверочные слова.
- учиться правильно, писать слова с безударной гласной в корне.
Работа по теме урока - Ребята, я попросила помочь разместить на доске алгоритм определения и проверки безударной гласной в корне.
Но не уверена, все ли здесь правильно. Помогите мне восстановить порядок.


- Проверим, правильно ли мы определили порядок действий - на слове РЕКА.
-Используя алгоритм, определите безударную гласную в корне.
К доске пойдет___________, все остальные записывают в тетрадь.
-Каким способом можно проверить безударную гласную в корне?
- Работает алгоритм в данном случае?
-проверим, работает ли алгоритм в других случаях. Каждому ряду предлагаю по слову:1- СВЕТИТЬ,
2 - БОЛЬНОЙ,
3 - ДОЖДИ.
К доске пойдут по одному представителю с каждого ряда.
Остальные записывают в тетрадь.
- Проверяем.
-какой способ проверки использовали?
Работает алгоритм?
-Сделайте вывод, как проверить безударную гласную в корне. Откройте учебник на с. 104 и прочитайте правило самостоятельно.
-Правильно мы сделали вывод? 1. прочитать слово
2. поставить ударение
3. выделить корень
4. подчеркнуть безударную гласную.
Записывают.
5. Подобрать к словам с безударным гласным проверочные слова, чтобы безударный стал ударным.
- Изменить форму слова или подобрать такое однокоренное слово, чтобы гласная стала ударной.
-да
Открывают. Читают.
-Да. Физкультминутка Проверим, как вы научились определять безударную гласную в корне.
Я называю вам слово, а вы определяете есть ли в нем безударная гласная в корне или нет. Если есть – 2 раза хлопаете в ладоши, если нет –2 раза топаете ногами. Вопросы.
- Зима, двор, страна, овощ, соленый, земля, деревья, письмо, кормушка, глаза, нос, варенье, мир, часы.
Поднимите рук у кого возникли затруднения.
Оцените свою работу Выполняют действия за учителем.
Хлопают и топают.
Оценивают Закрепление изученного.
1. Работа на карточках - Перед Вами белые карточки. Выполните работу самостоятельно, используя алгоритм.
-на выполнение 3 минуты.
Работа окончена.
- Поменяйтесь карточками с соседом по парте.
-Проверьте, правильно ли выполнили задание. Свертись с доской.
Кто подобрал другие проверочные слова.
Оцените работу соседа по парте. Поставьте оценку. Если нет ошибок – 5. Если 1 ошибка – 4. Если 2 ошибки – 3. Если 3 и более ошибок – 2. Поменяйтесь карточками.
- Поднимите руку у кого «5», «4». Остальным нужно дополнительно позаниматься.
- Оцените свою самостоятельную работу. На карточках:
вода – воды, водный;
дворы – двор, дворик;
гроза – грозы;
роса – росы;
коса – косы.
Выполняют (2-3 минуты)
Меняются карточками.
Взаимопроверка с доски.
Поднимают руки.
Оценивают. 2. Работа в парах - вам предстоит сложная работа, поэтому выполнять задание будете в паре. Определите, кто записывает, кто – отвечает. Помогайте друг другу, объясняйте.
Пара которая выполнит - берется за руки и вместе поднимают их. Выполните задание на оранжевых карточках, используя алгоритм.
- На выполнение задания отводится 3 минуты. Работа
окончена.
- Проверим работу.
1-ГОЛОВА, 2-КОЛОСОК, 3-ЗЕЛЕНЕЕТ.
- в чем заключалась сложность задания?
- Можно ли сразу проверить две безударные гласные?
Как поступить?
Оцените свою работу в паре. На карточках: Голова – головы, головушка
Колосок - колос, колосья
Зеленеет – зелень, зелёный

Выполняют.
- В словах две безударные гласные в корне.
- Нет.
- Подобрать два проверочных слова.
- Оценивают. Физ.минуткаИ.п. –ноги на ширине плеч, на счет 1-наклон вправо- правая руки скользит в низ- левая поднимается на пояс. 2-и.п. 3- наклон в лево –левая рука скользит вниз правая на пояс.4 и.п. закончили.
Зажмурьтесь – посмотрите вдаль
садитесь 3. Работа со словарными словами - Прочитайте слова на доске. Спишите слова в столбик, вставьте пропущенные буквы.
-выделите корень, напишите проверочное слово.
- Какое затруднение встретили?
- как называются слова, к которым нельзя подобрать проверочное слово?
-как называется безударная гласная если её нельзя проверить?
- Что надо сделать, чтобы правильно написать слова?
-Каким словарем мы воспользуемся?
______возьми словарь и поверь есть ли там слова ВОСТОК
СЕВЕР
БЕРЕГ
-Откройте с.150-151 в учебнике, найдите эти слова.
– назовите ещё слова с непроверяемой безударной гласной в корне.
- как проверить слова с непроверяемой гласной в корне? Сделайте вывод. Читают.
МОРЯ- МОРЕ
ВОСТОК
СЕВЕР
БЕРЕГ
Записывают, подчеркивают, подбирают проверочные слова.
- К словам ВОСТОК
СЕВЕР
БЕРЕГ
не можем подобрать проверочное слово.
- Словарные.
-непроверяемая
-Посмотреть в словарь и запомнить.
-Орфографическим
Проверяет, зачитывает.
Открывают словарь в учебнике и находят слово «восток»
-называют слова Итог урока -Какая была тема урока?
-Какие цели вы ставили перед собой на этот урок?
-Что для этого делали?
- Как найти – безударную гласную в корне?
- какая вторая цель?
-Как подобрать проверочное слово?
-Если две безударных гласных в корне?
- Если безударная гласная в корне слова не проверяется? –какая была 3 цель?
При помощи каких заданий мы её достигали?
Поставьте себе оценку за урок. - Правописание безударных гласных в корне слова.
- учиться находить безударную гласную в корне слова.
- Находили безударную гласную в корне слова используя алгоритм.
- прочитать слово, поставить ударение, выделить корень, подчеркнуть безударную гласную.
- учиться подбирать проверочные слова.
-изменить форму слова или подобрать поверочное слово.
- подобрать несколько проверочных слов.
- Посмотреть в орфографическом словаре. Хочу вернуться к началу нашего урока, когда я говорила, что эти знания пригодятся вам и на экзаменах. Я зашла на сайт «Федерального института пед. Измерений» в раздел «Банк заданий для ОГЭ». Заданий в экзамене много, я взяла только одно.
- подберите проверочные слова.
Посмотрите ответ.
-в слове УТИРАЛ есть безударная гласная в корне, но со способом её проверки вы познакомитесь позже, когда перейдете в среднее звено.
-можем теперь с уверенностью сказать, что научились проверять любые Б.Г.
В корне слова.
Можем поставить для себе новые цели.Запишите домашнее задание
Выписать из словаря 3 слова с непроверяемой безударной гласной в корне. писатель - пИшет, исчезая - исчЕз, скрипач - скрИпка.
утИралРефлексия - С каким настроением вы заканчиваете урок?
Нарисуйте на обратной стороне листа самооценки «смайлик». Покажите мне и гостям.
Вот мой смайлик.
Рада была с вами работать.
Урок окончен. Ответы детей.