Обобщение опыта по теме: Метод проектов на уроках литературного чтения в начальной школе


МБОУ «СОШ №10»
Обобщение опыта
учителя начальных классов Панфиловой Елены Алексеевны
по теме: « Метод проектов
на уроках литературного чтения в начальной школе».
С.Бурлацкое
2013год
Содержание
Информационный блок.
Теоретическое обоснование выбора темы.
Теоретические и практические наработки.
Результативность работы. Резюме.
Экспертиза, оценка опыта.
Список используемой литературы.
Приложение.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК.
Тема: «Метод проектов на уроках литературного чтения в начальной школе».
Автор: Панфилова Елена Алексеевна
Должность: Учитель начальных классов.
Место работы: Муниципальное буджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10» с. Бурлацкое Благодарненского района Ставропольского края.
Образование: факультет методики и педагогики начального обучения Ставропольского Государственного педагогического института в 1989г.
Квалификационная категория: 1
Стаж: общий – 24 лет
педагогический – 24 лет
в данной должности – 24 лет
в данном учреждении – 10 лет

Условия становления опыта: педагогическое пространство – средняя школа №10 с. Бурлацкое, учащиеся начальных классов.Педагогический коллектив школы работает над психолого-педагогической темой
Автором обобщен опыт накопленный в течении последних трёх лет.
В экспертизе опыта участвовали:
Полюля О.Б. – Зам директора по УВР МОУ «СОШ № 10»
Федюкова В.А.- руководитель МО начальные классы

3.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ.
Перед учителем начальной школы стоят разнообразные задачи и цели как в процессе обучения, так и в процессе воспитания детей. Для решения этих задач существует целый ряд методов и технологий. Однако даже опытные педагоги с большим стажем работы, имеющие высокую квалификацию, порой не могут понять: почему же так сложно воспитать коммуникабельного и развитого выпускника начальной школы?
Работая много лет в начальной школе, я с каждым выпуском учеников задумываюсь над этим вопросом. Ищу на него ответ, читая методическую литературу, посещая курсы повышения квалификации, но из практики, общаясь с детьми разной дошкольной подготовки (а порой и вовсе без нее), пришла к выводу, что весь образовательный процесс в начальной школе базируется на привитии детям любви и интереса к литературному чтению.
Чтение (самостоятельное, классное, домашнее и т.д.) является основой любого урока, и не только в начальной школе. Судите сами: как первоклассник может выполнить задание к упражнению или решить задачу в два действия, если он читает10–12 слов в минуту, не понимает прочитанного, да и мотивация к чтению отсутствует? А дома он и вовсе не хочет читать, и делает это только по требованию родителей, ожидая либо похвалы, либо наказания. Родители, не зная других способов, как привлечь ребенка к чтению, в лучшем случае идут к учителю либо надеются, что эта проблема как - нибудь решится сама. Между тем проблема сама собой не решается, и ребенок переходит в среднее звено, так и не научившись читать. А учителя среднего звена считают, что этому должен был научить учитель начальных классов
Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах – помочь ребёнку стать читателем; подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова, обогатить читательский опыт.
В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Конечно, представление и защита проектов в начальной школе – это ещё не стендовый доклад, не аргументированная защита, но красочное действо, проекты «в картинках».
Проекты в начальных класс – это трудно, это проблематично, так как дети ещё малы, у них мало опыта ( читательского, учебного, поискового). Но все-таки организовать проектную деятельность можно.
Огромная подготовительная работа учителя, детей, родителей плодотворно влияет на формирование детского коллектива, пробуждает у детей и родителей интерес к школе.
Создание совместного ученического проекта – это средство развития познавательных интересов учащихся, одна из форм организации совместной деятельности учителя и ученика, ученика и группы учеников, которые могут формироваться как учителем, так и по желанию самих детей.
В настоящее время проектная деятельность очень актуальна в современном образовании, так как цель его – воспитание функционально грамотной личности.
Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Главным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, влючая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми. Требования к результатам освоения общего образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Под предметными результатами образовательной деятельности понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.
Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетические и нравственные чувства, мировоззрение. Даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того, чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.
Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах. Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
\\
2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ НАРАБОТКИ.
Сущность опыта.
Анализируя свою деятельность как учителя начальной школы, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих достижение намеченных федеральными стандартами результатов, а значит и переход обучающихся на следующую ступень образования:
-низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
-неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в -- ---неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с
–разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
-отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Именно поэтому я обратилась к технологии проектно- исследовательской деятельности в 2009 году. Первой моей задачей было изучение педагогической и методической литературы по данной теме, а также исследование передового опыта педагогов-новаторов. Изучив литературу, я выявила особенности организации проектной деятельности в начальной школе, так как необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.
Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.
Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:
1. Провести подготовительную работу.
В рамках традиционных занятий используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.
Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым:
• материально-техническое и учебно-методическое оснащение,
• кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты),
• информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.).
• информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),
• организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет),
• отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека).
2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.
3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную мотивационные механизмы.
4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.
Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать.
5. Создавать группу не более 5 человек.
Для работы над проектом класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом». Этот вопрос словно гипотеза, только в отличие от гипотезы он имеет другую структуру. Гипотеза имеет вид «если… то», а проблемный вопрос не может содержать в себе предполагаемого ответа или новых терминов. Но он сужает рамки проекта для данной группы до размеров их части работы.
6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.
Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Поскольку систематическое построение учебной программы – условие высокого качества знаний «на выходе» – диктует жесткий отбор форм и методов обучения. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.
Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.
7. Учесть и избежать «подводных камней».
Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.
Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.
Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.
Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности?
Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:
• необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;
• специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.
В рамках традиционных учебных занятий использую:
• проблемное введение в тему урока;
• постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
• совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
• групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
• выдвижение идеи (мозговой штурм);
• постановку вопроса (поиск гипотезы);
• формулировку предположения (гипотезы);
• обоснованный выбор способа выполнения задания;
• составление аннотации к прочитанной книге, картотек;
• поиск дополнительной литературы;
• подготовку доклада (сообщения);
• самоанализ и самооценку, рефлексию;
• поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи.
Под словом «проект» понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта). Такими продуктами проектной деятельности стали, например: рисунок, поделка, скульптура, рассказ, считалка, загадка, концерт, викторина, спектакль… Понятие «тема» в проектной деятельности определяется как некая составляющая той или иной области знаний, выделяемая на основе наблюдения познавательных потребностей и интересов детей и реализуемая через проекты.
Участвуя в проектной деятельности, ученики учатся:
расширять кругозор в интересующих их областях знаний;
находить источники информации;
извлекать информацию, относящуюся к теме;
планировать работу над проектами;
сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;
доводить начатое дело до конца.
Решение этих задач поэтапно ведет к достижению не только предметных, но и метапредметных результатов.
Надо отметить, что проектная деятельность основывается на принципе добровольности. Ребята, которые не участвуют в одном проекте, могут принять участие в следующем.
Для того, чтобы каждый ребёнок мог найти проект по душе, рекомендуется предлагать на выбор спектр проектов, отличающихся:
видом деятельности;
количеством участников;
продолжительностью;
количеством этапов;
набором и иерархией ролей;
необходимостью привлечения взрослых.
Начинается работа с предложенной в учебнике темы и выбора детьми интересующих их аспектов темы. В учебнике так же предлагаются возможные проекты. Затем проводится планирование этапов работы, реализация проектов и их презентация.
В течение трёх лет ребятами были созданы проекты по разделам курса литературного чтения:
«Устное народное творчество»;
«Любимые писатели, произведения и герои»;
«Народные сказки»;
«Авторские сказки»;
Предлагаю проследить работу на примерах.
Во 2 классе мы с учащимися делали 1-2 урочные проекты по литературному чтению. Например:
1. Тема: Школа современная и школа в старину.
Л.Н.Толстой «Филиппок» (Приложение №1)
Цель: развивать творческие способности детей, навыки работы с текстом, умение работать с книгой; воспитывать волевые качества у ребят, устойчивый интерес к чтению и учёбе.
Задачи: дать первичные сведения о дореволюционной школе; довести до детей яркость образа деревенского мальчика, его внутренний мир;
дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; развивать творческие способности детей.
Длительность проекта 3 урока
Учащиеся 2 класса говорили о мальчике Филиппке. Думали, каков он? Как к нему относиться автор? Определяли своё отношение к мальчику.
Группа учащихся готовила презентацию о дореволюционной школе России.
другая группа представила рассказы и рисунки о школе будущего.
На 3 уроке мы провели викторину по произведениям Л.Н.Толстого. Работали по группам. После выполнения всех заданий викторины каждая группа назвала лучшего знатока творчества Л.Н.Толстого.
В 3 классе литературно-спортивный проект по разделу «Народные и авторские сказки».(Приложение №2)
Паспорт проекта.
1.Название: «Что за прелесть эти сказки».
2.Учебный предмет: литературное чтение
3.Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: физическая культура, технология
4.Возраст учащихся: 9 лет
5.Состав проектной группы: учащиеся 3а класса в количестве 16 человек
6.Тип проекта: творческий – Презентация проекта - литературно-спортивный праздник «В гостях у сказки».
7.Цель: активизация коммуникативных и творческих способностей младших школьников; углубление знаний о сказках; развитие спортивных навыков, воспитание интереса к чтению книг и занятиям спортом.
8. Основополагающий вопрос:
Чему учат нас сказки?
Чем нужно обладать, чтобы уметь преодолевать трудности?

Проблемные вопросы:
1.Почему Иванушка-дурачок, любимый герой народных сказок?
Зачем Иванушку показывают дурачком?
2.Чем обычно заканчиваются сказки?
Кто в них побеждает?
9. Этапы проекта.
Первый этап – выбор социально-значимой цели, обсуждение с учащимися вопроса: «В каком интересном, ярком, необычном мероприятии вы хотели бы участвовать?» Результатом обсуждения стала идея проведения литературно-спортивного праздника.

Второй этап – планирование деятельности по реализации проекта.
Разработка сценария праздника.
Чтение сказок русских и зарубежных писателей.
Подготовка и проведения литературных викторин.
Подготовка «сказочного инвентаря».
Презентация проекта – праздник «В гостях у сказки».

Третий этап – практически-деятельностный. Проведение исследований: образ Ивана-дурака в русских народных сказках. Самостоятельный поиск информации. Составление плана презентации. Так же на данном этапе руководители проекта подготовили сценарий, определили тематику эстафет на основе учёта физических возможностей учащихся начальных классов и круга чтения младших школьников, возможности перенесения действий героев сказок в содержание эстафет. Учащиеся вспомнили и прочитали сказки русских и зарубежных писателей. Были проведены литературная викторина и брейн-ринг по сказкам. Был подготовлен сказочный инвентарь.

Четвёртый этап – Подведение общих итогов: презентация проекта – проведение литературно-спортивного праздника «В гостях у сказки».
10.Аннотация: Проект посвящен авторским и народным русским и зарубежным сказкам . Сказки сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку.
Литературно-спортивный проект «В гостях у сказки» является творческим по своей содержательной специфике, межпредметным по отношению к предметно-содержательным областям и полугодичным по своей продолжительности.
12. Предполагаемые продукты проекта
1. Исследовательская работа «Насколько глуп Иван-Дурак». Презентация.
2.Сценарии литературных викторин.
3. Презентация проекта - литературно-спортивный праздник «В гостях у сказки».
Литературно-спортивный праздник «В гостях у сказки» стал подарком родителям к 8-му Марта. Праздник получился ярким и эмоциональным и оставил у детей ощущение гордости за полученный результат. Кроме того, у ребят сформировалась положительная мотивация для продолжения работы в этом направлении. Это важно, так как наличие творческих мотивов означает, что ученик не только усваивает те приемы учебной работы и те способы общения, которые ему предлагаются в ходе учения как образец, но и ищет новые способы учебных действий и форм сотрудничества и взаимодействия с другими людьми.
Следующий проект по разделу «Любимые писатели, произведения, герои» готовился уже с большей степенью самостоятельности. Тема проекта « Образ А.С.Пушкина в произведениях разных видов искусств».(Приложение № 3)
Ученики по желанию разделились на четыре группы и выбрали для себя задания по интересам. В классе есть дети которые посещают художественную школу, они объединились в группу, которая искала портреты А.С.Пушкина. Ученики этой группы создали свои портреты. Следующая группа детей искала информпцию о памятниках А.С.Пушкина в городах России.Третья группа музыканты, дети занимаются в музыкальной школе и их заинтересовало есть ли музыкальные произведения на стихи А.С. Пушкина. Четвёртая группа занялась художественным чтением. Итогом проекта стало создание книги Памяти. При выполнении данной работы решались учебные задачи:
- воспитывать любовь к поэзии А.С.Пушкина;
- формировать понятия “доброта”, “красота”, “уважение”, “милосердие”;
- развитие творческого мышления, опираясь на базу знаний, полученных на уроках.
На занятиях также формировались учебные умения:
- отбирать в библиотеке книги по тематике;
- составлять книгу
- работа с дополнительной литературой.
- пользоваться интернетом
Итогом работы за 3 года стало создание сборника произведений учащихся(Приложение №4). В сборник были включены самостоятельные творческие работы ребят, разбитые на группы по разделам. Здесь и стихи, и зарисовки, и размышления на тему, и сочинения по картине.
Шалва Александрович Амонашвили в своей книге «Как живёте, дети?» пишет: «… духовный мир ребёнка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес…» Именно познавательный интерес двигал учащимися при создании и представлении своих проектных работ.
4.Результативность работы.
Основными методами исследования полученных в ходе эксперимента результатов являются: наблюдение, анкетирование, психологическое тестирование.
Основные результаты исследования:
расширение литературного кругозора учащихся, увеличение объёма
посещаемости учащимися школьной и седьской библиотек (Приложение №№ 2, 3, 4),
повышение внимания к домашней библиотеке и её систематизации
(по результатам анкетирования и по анализу продуктов проектной деятельности);
качественный скачок в развитии общекультурных навыков чтения (сравнительный анализ контрольных данных, Приложение № 5) и стойкий интерес к чтению;
формирование таких личностных качеств учащихся, как инициативность, целеустремленность, креативность, умение работать в группе, развитие коммуникативных навыков (психологическое исследование);
внедрение деятельностного подхода к выполнению учебной задачи.

Эффективность проектной деятельности
Проектная деятельность на уроках литературного чтения позволяет привить у детей интерес к чтению, расширить литературный кругозор, развить самостоятельность и инициативу, сформировать практические умения, которые можно применять не только на уроках чтения, но и при изучении других предметов, а так же в жизненных ситуациях, что и является метапредметными результатами. Учебная деятельность становится оптимально целесообразной. Кроме того, положительные эмоции, вызванные у детей удовлетворением результатами их проектной деятельности, образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе обучения.
Именно поэтому необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Метод проектов никак не противоречит нашим способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Самым же главным результатом проектных игр является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.
Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:
успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;
знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;
выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;
проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;
детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.
Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. В то же время способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических жизненных задач, направлена на расширение кругозора учеников, а необходимость работать в группах, выполняя разные социальные роли, способствует формированию коммуникативных навыков, развивает творчески.

Приложение№ Мониторинг техники чтения
ФИ учащегося 2010-2011 уч год 2011-2012 уч год 2012- 2013 уч. год
I (норма 30-40 слов ) II (норма 40-50слов) I (50- 6О слов в мин.) II (65-75 слов в мин.) I (70-80 слов) II(85 -95 слов)
1.Астахова Анна 72 93 114 120 115 138
2.Афанасенко Даниил 46 65 62 80 75 110
3.Галда Алина 68 80 83 90 96 125
4.Ефременко Данил 58 80 83 90 104 138
5.Килочек Слава 58 80 80 110 103 138
6.Мокшин Максим 59 70 105 110 95 120
7.Олейникова Света 52 80 95 98 80 95
8.Пескова Таня 43 47 63 82 70 100
9.Проценко Данил 59 73 85 115 96 125
10.Рева Ангелина 104 112 141 143 137 170
11.Сердюков Данил 59 70 83 87 75 110
12.Сердюков Никита 42 59 66 87 66 100
13.Скицан Илья 48 65 75 80 81 115
14.Чупрунова Алина 61 103 99 110 103 138
15.Цикаленко Анатолий 41 61 70 80 90 95
16.Кузнецова Евгения 85 86 80 120

Приложение№Литературное
чтение 2010-2011 уч год
2 класс 2011-2012 уч. год
3 класс 2012-2013 уч.год
4 класс
обученность100% 100% 100%
качество 94% 100% 100%

4.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ.
Работа по данной проблеме велась в течение 3 лет в очень сильном классе:
- 100% детей, поступивших в 1 класс, посещали детский сад;
Дети пришли в школу с хорошей предшкольной подготовкой. Учащиеся с хорошими способностями. К учёбе относятся ответственно: из 16 учащихся 2 отличника, 11 занимаются на 4 и 5, один человек с одной 3.

2010-2011 уч.год2011-2012 уч.год2012=2013 уч.годобученность100% 100% 100%
качество 82% 82%
Дети посещают различные кружки и секции. 4 человека занимаются в художественной школе, 2- в музыкальной, 6 человек – в школном танцевальном кружке, 6 – посещают танцевальный кружок при Доме Культуре,5 человек занимались в футбольной секции, 2 человека – в секции кик-боксига.. Ребята активные участники художественной самодеятельности.Учащиеся класса активно участвуют в школьных предметных олимпиадах, заочных предметных олимпиадах.
Школьные предметные олимпиады
Русский язык Литературное
чтение Математика Окружающий
мир
2011-2012 Рева Ангелина 1 место
Астахова Анна
Мокшин Максим Астахова Анна
Мокшин Максим Пескова Таня
2012-2013 Рева Ангелина -1 место
Астахова Анна -2 место
Астахова Анна – 1 место
Пескова Таня – 2 место
Килочек Святослав – 3 место Мокшин Максим 1место
Проценко Данил – 1 место
Кузнецова Евгения – 3 место Пескова Таня – 2 место
Килочек Святослав – 3 место
Рева Ангелина победитель районной предметной олимпиады по русскому языку в 2012-2013 году.
Заочные предметные олимпиады
Место
Школа/район/край Краевая многопредметная
Дистанционная олимпиада школьников
«Интелект» 2011-2012 уч. год
Математика
1.Мокшин Максим
2.Проценко Данил
3.Сердюков Данил
Русский язык
1.Рева Ангелина
2.Астахова Анна
3.Олейникова Света
Интеллектуальные способности
1.Галда Алина 2/13/23
1/1/5
2/13/23
1/1/3
2/5/10
3/16/24
1/3/14 III Всероссийские предметные олимпиады
для младших школьников 2012-2013
математика
1.Астахова Анна
2.Мокшин Максим
3.ЕфременкоДанил
4.Афанасенко Даниил
5.Сердюков Никита
Окружающий мир
1.Афанасенко Даниил
2.Пескова Таня
3.Сердюков Никита
4.Сердюков Данил
Викторина «Эрудит»
1.Астахова Анна
2.Пескова Таня Учащиеся активно участвуют в школьных конкурсах
Выставка «Лучи природы» -1 место, конкурс рождественских открыток -3 место, конкурс «Народная песня» - 2 место, конкурс рисунков, посвяённых Дню Защитника Отечества- 2 место, «Умники и умницы» -1 место,Рисунки «Моя Родина –Россия» - 1 место
Название конкурса Фамилия участника Награда участника
Международный конкурс
«Как прекрасен этот мир»
Выставка «Улыбки детства»
Конкурс рисунков «Милая моя мама»
VII Международный конкурс детского рисунка
Краевой конкурс выставка творческих работ «Осенние чудеса» - 2012
II Открытое Первенство и Чемпионат Благодарненского района по кик-боксингу «Меч витязя» Астахова Анна
Астахова Анна
Пескова Таня
Проценко Данил
Астахова Анна
Пескова Таня
Проценко Данил
Астахова Анна
Пескова Таня
Проценко Данил
Пескова Таня
Проценко Данил
Диплом участника
Грамота за участие
Грамота участника
Диплом участника
Грамота участника
Грамота
2 место
Заключение по результатам психодиагностики готовности младших школьников к переходу на вторую ступень обучения
Класс – 4 А У читель Панфилова Е.А. 19.03. 2013
Характеристика диагностики
1 – сформированность саморегуляциии;
2 – сформированность произвольного внимания;
3 – сформированность понятийного мышления;
4 – мотивы учебной деятельночти;
5 – оценка мышления.
1 2 3 4 5 Общий уровень готовности
Высокий уровень 5, 31% 4, 25% 3, 19% 6, 38% 8, 50% 3, 19%
Срелний уровень 7, 44% 8, 50% 12, 75% 6, 38% 8, 50% 4, 25%
Низкий уровень 4, 25% 4, 25% 1, 6% 4, 24% в/сренего8, 50%
в/среднего 1, 6%

5. ЭКСПЕРТИЗА, ОЦЕНКА ОПЫТА.
В своей работе автор формирует и раскрывает важную для практического применения в сегодняшней школе проблему перевода обучения на субъект- субъективную основу и проектное обучени, позволяющую решить эту задачу.
Обосновывая выбор темы, Елена Алексеевна умело подводит к выводу о важности использования в современной школе метода проектов как альтернативы традиционному обучению.
Основная часть работы, помимо взятого из разных источников теоретического содержания, включает в себя собственное мнение учителя, сформированные самостоятельные выводы, опирающие на педагогический опыт самого учителя.
Подкупает логика изложения материала. Представленная работа свидетельствует о том, что автор хорошо знает теорию вопроса, имеет собственные наработки по данной теме. Описанный педагогический опыт- целостный, имеющий практическое значение материал. Актуальность темы очевидна. Многие находки и способы работы, предлагаемые автором, можно реально использовать в обучении школьников.
В приложении представлены развернутые планы уроков, что позволяет полнее раскрыть систему работы учителя, и является полноценным подтверждением накопленного опыта, приложение к нему, выводы учителя позволяют увидеть и прочесть профессиональное кредо учителя.
РЕЗЮМЕ.
Наблюдения и результаты опытной работы дают возможность сделать некоторые выводы о значении использования метода проектов на уроках литературного чтения.
Эта технология позволяет реализовать личностно-ориентированную, развивающую модель обучения. Важно, что каждый ученик включается в активную учебно-познавательную деятельность, каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость. Обязательная работа в группах дает возможность организовать диалоговое общение, которое выводит каждого на самооценку. Очень важно включение школьников в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов.
Принципиально меняется и роль учителя. Это не авторитарный учитель, а он работает вместе с детьми, равен ученику в поиске знания. Учитель создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотрудничества в общении. В процессе занятий обращается к чувствам ребенка, пробуждает в нем интерес к изучаемой проблеме (теме). Важная информация добывается самими учащимися.
Итак, проектное обученик- одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из ее участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.