Конспект урока Правописание слов с разделительным твёрдым знаком


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 »
Южноуральского городского округа
457040, г. Южноуральск, Челябинская область, Российская Федерация
ул. Куйбышева, 33, тел.(35134)438-13, (35134) 434-33, e-mail: yuzh.sch1@mail.ru«Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»:
конспект урока.
Русский язык.
3 класс
Урок разработан:
учителем начальных классов
Созоновой М.В.
Конспект урока русского языка «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком».
Цель: формировать навыки правописания слов с разделительным твёрдым знаком.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка Домашнего задания.
Актуализация знаний.
- Индивидуальная работа (у доски).
Разобрать слова по составу: перелесок, подставка, подружка.
-Фронтальная работа.
*Выпишите из текста слова в 2 группы (Слайд №2 + карточки с текстом на каждой парте): с приставками, с предлогами. Подчеркните предлоги, выделите приставки.
Текст на карточках: (Без)донную бочку водой не (на)полнишь. Труд и (на)кормит, и (на)учит. (На)говорил столько, что в шапку не (со)берёшь. Хорошее слово (до)сердца дойдёт. (Со)счастьем хорошо и (по)грибы ходить. (С)лодырем (по)ведешься, горя (на)берёшься. (От) копеечной свечки Москва (с)горела.
*Проверка выполненной работы (Слайды №3-4).
- Назовите слова, перед которыми не может быть предлогов.
- Какой частью речи они являются? (глаголы)
*Проверка индивидуальной работы (разбор у доски).
*Замените одним словом и запишите (письмо у доски):
Снежная буря (вьюга).
Домики для пчёл (ульи).
Мать, отец, дети (семья).
- Что общего в правописании этих слов?
- Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?
Самоопределение к деятельности (грамматическая сказка).
- Послушайте сказку. Жил был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в 3 классе. Однажды он писал диктант (Слайд №5).
-Ой, ой, ой! – испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут!
- А что с вами случилось? – удивился Незнайкин.
- Ничего-то ты не знаешь! – горевали буквы Е, Ё, Ю, Я. – В этих словах мы обозначаем по два звука, но делаем это с помощью твёрдого знака, который ставится после приставки, и мягкого знака, который ставится после согласного и перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.
- С правописанием, какого знака мы знакомились? – Как думаете, что узнаем сегодня на уроке?
Работа по теме урока.
- Незнайкин потерял помощников и написал диктант с ошибками. Поставим Ь и Ъ на место и запишем без ошибок предложение (Слайд №5). Вспомним, что говорили гласные: Е, Ё, Ю, Я. Когда они обозначают два звука, к ним приходят помощники – разделительные Ъ и Ь.
*Комментированное письмо у доски -Съем кашу, пью воду, веду съёмку,
забить колья.
.
- Выделим приставки, подчеркнём Ъ и Ь.
*Наблюдение над правописанием слов с разделительным Ъ.
- Образуйте имена существительные с корнем –езд-, используя приставки
вы-, пере-, про-, за-, и запишите их. Приставки выделите.
- А теперь с этим же корнем образуйте слова, используя приставки с-, об-, в-, под-, и запишите их.
-Почему в этих словах вы написали Ъ? Приставки выделите, подчеркните Ъ и впередистоящую букву.
- На какие буквы заканчиваются приставки в первой группе слов? Во второй?
*Упражнения в написании слов с Ъ (Слайд №6)
Комментированное письмо у доски.
- Сделаем вывод, когда пишется Ъ? Проверим по учебнику стр.134.
- Есть ещё другие случаи, когда надо писать Ъ (Слайд №7) – чтение вслух.
Физминутка (Слайд №8).
Продолжение работы по теме урока.
Упр. 264 (с.134)
*Самостоятельное выполнение. Поверка.
- Назовите приставки, после которых написали Ъ.
- Перед какими буквами корня он стоит?
- Прочитайте ещё раз сведения о языке, закройте учебник и расскажите правило соседу по парте.
*Весёлые стихи (слайд №9 - восприятие на слух и выделение слов с Ъ и Ь)
- Послушайте весёлые стихи. Услышав слово, в котором есть разделительный Ь – поднимем руки вверх; если в слове разделительный Ъ – хлопните в ладоши.
Как-то в блюдечке варенья
Я нашёл стихотворенье.
Я, конечно, сразу съел,
И теперь для продолженья
Этого стихотворенья
Нет ни капельки варенья.
Всё вокруг объято страхом –
Разъярённый людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед
Разъярённый людоед
Мигом съел мешок конфет,
Закусил печеньем плотно.
Он отъявленный злодей,
Но совсем не ест людей
И не трогает животных.
*Работа по учебнику. Упр. 266
- Вспомните, что общего у букв Ъ и Ь? (Они не обозначают звука)
В словах упр.266 нужно записать слова, обозначая звуки буквами. Где спрятались Ъ и Ь. Письмо у доски (подчёркиваем Ъ и Ь, буквы впередистоящие, приставки).
- Почему в слове съезд нужно писать разделительный Ъ?
- В каких словах Ь указывает на мягкость предшествующего согласного звука? Какую роль он выполняет в слове ружьё?
Рефлексия (Слайд №10).
-Мальчик Коля составил из букв слова, но забыл когда пишется Ъ, а когда Ь. Помогите ему. Спишите, вставляя где нужно Ъ, где нужно Ь.
Самостоятельная работа.
*Взаимопроверка.
- В каком слове нет ни Ъ, ни Ь? (переехал)
Подведение итогов урока.
-Что нового узнали на уроке?
*Самооценка.
*Домашнее задание упр. 265 (обратить внимание на стихотворение, есть слово, в котором нужно выполнить звукобуквенный разбор).