Материалы для учителя Универсальные учебные действия.

Универсальные учебные действия

Познавательные УУД:
Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.
Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста.
Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.
Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации.
Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи.
Умеют заменять термины определениями.
Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.
Выделяют формальную структуру задачи.
Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.
Анализируют условия и требования задачи.
Выбирают вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам.
Выбирают знаково-символические средства для построения модели.
Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки).
Выражают структуру задачи разными средствами.
Выполняют операции со знаками и символами.
Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.
Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности.
Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.
Выделяют и формулируют познавательную цель.
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.
Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Структурируют знания.
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.
Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.
Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.
Определяют основную и второстепенную информацию.
Ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей.
Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации.
Выделяют и формулируют проблему.
Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.
Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов.
Устанавливают причинно-следственные связи.
Строят логические цепи рассуждений.
Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.
Регулятивные УУД:
Сличают свой способ действия с эталоном.
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.
Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
Осознают качество и уровень усвоения.
Оценивают достигнутый результат.
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Составляют план и последовательность действий.
Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?).
Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Коммуникативные УУД:
Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий.
Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.
Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.
Умеют слушать и слышать друг друга.
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия.
Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.
Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.
Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.
Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия.
Планируют общие способы работы.
Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
Учатся разрешать конфликты - выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его.
Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия.
Работают в группе.
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ условий.
Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.
Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.
Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания.
Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.
Познавательные УУД:
Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.
Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста.
Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.
Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации.
Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи.
Умеют заменять термины определениями.
Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.
Выделяют формальную структуру задачи.
Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.
Анализируют условия и требования задачи.
Выбирают вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам.
Выбирают знаково-символические средства для построения модели.
Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки).
Выражают структуру задачи разными средствами.
Выполняют операции со знаками и символами.
Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.
Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности.
Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.
Выделяют и формулируют познавательную цель.
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.
Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Структурируют знания.
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.
Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.
Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.
Определяют основную и второстепенную информацию.
Ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей.
Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации.
Выделяют и формулируют проблему.
Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.
Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов.
Устанавливают причинно-следственные связи.
Строят логические цепи рассуждений.
Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.
15