Обобщение работы над развитием интонации в пении у школьников.


Обобщение работы над развитием интонации в пении у школьников. Выводы и методическая литература, используемая в подготовке материала.
1. Термин «интонация» имеет много различных значений, но в любом случае интонация понимается как смысловая единица, смысловая частица мелодии, как нечто живое, найденное здесь и сейчас, противопоставленное всему инертному, механическому, формально заимствованному, как фактор выразительности. Именно интонация задает тон в музыкальном образе, и именно с интонации начинается его правдивость или ложность, содержательность или «модность». В связи с этим полноценное восприятие музыки подразумевает интонационное слушание, постижение отражаемых музыкой эмоций, предметов, процессов. В сущности, лишь такое восприятие музыки является подлинно глубоким.
2. Интонационная сторона ярко выражена не только в мелодии, гармонии, музыкальном ритме, но и динамике, музыкальной агогике, а также и в области музыкальной органики (тембров, инструментария, оркестровки). Но главное в содержании музыки, выражающей различные оттенки переживаний и настроений человека, - мелодия. Осмысленность, выразительность мелодии зависит от характера ее интонационных оборотов, подчиняющихся ладовой основе. Интонационный склад мелодии и ее вокальные особенности обусловливают степень доступности ее для чистоты интонирования. Учёт этих данных имеет значение для определения путей развития у детей навыка чистого интонирования.
3. В пении необходимо творчески воспроизводить нужную высоту звуков. Чистоту интонации следует понимать как интонационную стройность (согласованность, гармоничность) смысловых построений – мотивов или фраз. Чистой можно признать только ту интонацию, которая своими выразительными средствами наиболее полно раскрывает смысловое содержание музыкального текста. Плохая, приблизительная интонация сама по себе не может впечатлять и доставлять эстетическое наслаждение. Кроме того, она искажает смысл при исполнении произведения, заложенный автором. Таким образом, интонирование должно быть функциональным, а не интервальным.
4. Единственным критерием чистоты интонирования для участников певческого процесса служит только собственный музыкальный слух (в узком значении – звуковысотный слух). Основной задачей развития звуковысотного слуха является не только его обострение, его способность слышать, представлять и воспроизводить как интервалы, так и их интонационные оттенки, но и осознание лада в его целостности и во всем многообразии его многочисленных внутренних интервальных взаимосвязей. Только при таком освоении лада может быть произведен сознательный выбор интонационного оттенка звука для данного логического отрезка музыкальной мысли.
5. Процесс звукообразования должен быть целостным, поскольку вокальные навыки рефлекторно взаимосвязаны. Их воспитание происходит на основе выбора оптимального режима, который доступен большинству поющих в данном коллективе и не будет содействовать перегрузке голосов. Навык звукообразования в разных голосовых регистрах является основополагающим в вокальной педагогике. Он представляет собой управление правильным звукообразованием в различных регистрах.
6. Воспитание навыка чистого певческого интонирования у детей зависит от ряда основных факторов: музыкальности (музыкального слуха, чувства ритма, эмоциональной отзывчивости на музыку), правильного певческого звукообразования и внимания. В связи с этим целесообразно выделить из общей методики пения приемы, способствующие воспитанию внимания, восприятия и вокальных навыков у детей. Они должны содействовать:
установлению взаимосвязи между слуховым восприятием, вокально-хоровым представлением и воспроизведением голосом;
развитию музыкальности;
комплексного развития вокальных навыков;
установлению взаимодействия слуховых и певческих навыков.
Но при создании следующих условий:
начинать работу с примарных тонов;
подбирать учебный материал (в том числе произведения), который сам вызывал бы определенное исполнение и помогал формированию вокальных навыков, отвечал психологическим и голосовым особенностям данного детского возраста;
проводить работу с каждой партией отдельно и небольшими частями, относительно законченными построениями;
не допускать механического их пропевания и длительной работы над ними на одном уроке; и др.
7. Правильно организованный процесс развития чистоты интонации в пении у школьников, обладающий, в частности, целенаправленностью и систематичностью, обеспечит плавное, постепенное развитие их голоса, формирование и закрепление певческих навыков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М., 2000.
Алмазов Е.И. Об анатомо-физиологических особенностях детского певческого голоса // Дошкольное воспитание, №5. – М., 1959.
Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания. – М., 1990.
Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Ч. II «Интонация». - М., 1947.
Аспелунд Д.Л. Развитие певца и его голоса. Переработка для печати док. дисс. – М., 1952.
Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. – М., 1953.
Беркман Т.Л., Грищенко К.С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению (III-IV классы). - М., 1962.
Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание. – М., 2001.
Ветлугина Н.А. Развитие слуха и голоса у детей 5-7 лет в процессе обучения пению. В кн.: Развитие детского голоса/ Под редакцией В.Н. Шацкой. – М., 1963. – с. 213-228.
Войнова А.Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. - М., 1960.
Гембитская Е.Я. Обучение мальчиков пению в хоре начальной школы. - М., 1955.
Добровольская З.И. Развитие детского голоса. – М., 1963.
Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. – М., 1972.
Ильин В.П. Очерки истории русской хоровой культуры: второй половины XVII – начала XIX века. – М., 1985.
Красновский А.А. Ян Амос Коменский. - М., 1953 - с. 253.
Кремлев Ю.А. Интонационная предметная многосоставность музыкального образа. В кн.: Избранные статьи и выступления. – М., 1959.
Кремлев Ю.А. Очерки по эстетике музыки. – М., 1972.
Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д, 2002.
Кулинский Б. О детях с неразвитым музыкальным слухом. – М., 1985.
Лесман И.А. Пути развития скрипача. – Л., 1934.
Лесман И.А. Первоначальный вариант диссертации «О чистоте музыкальной интонации» (рукопись). – Л., 1947.
Лесман И.А. Очерки по методике обучения игре на скрипке. – Л.,1950.
Мазель Л.А. О мелодии. – М., 1952.
Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М., 1976.
Орлова Е. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становления. Сущность. – М., 1984.
Орлова Н.Д. О детском голосе. – М., 1966.
Переверзев Н.К. Проблемы музыкального интонирования /Под редакцией Ю. Рагса. - М.,1966.
Переверзев Н.К. Исполнительская интонация. – М., 1989.
Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. – М., 1979.
Рыжкин И.Я. Интонация и музыкальный образ. – М., 1965.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
Сергеев А.А. Начальные принципы развития детского голоса. – М., 1954.
Соколов В.Г. Работа с детским хором. – М., 1981.
Стулова Г.П. Вопросы вокально-хорового воспитания школьников. - М., 1983.
Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М., 2002.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1961.
Фомичев М.А. Основы фониатрии. – М., 1949.
Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Уч. пособие. – СПб., 2000.
Хохлов Ю. К проблеме интонации //«Современная музыка», №12. – 1952. - с.54.
Хрепкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М., 1990.
Христов Д.И. Теоретические основы мелодики. – М., 1980.
Чернова Л.В. Особенности воспитания звуковысотного компонента у шестилетних школьников. – В кн.: Вопросы вокально-хорового воспитания школьников. Сб. научных трудов. – М., 1983. – с.85-92.
Шацкая В.Н. Детский голос. – М., 1970.
Шереметьева Н.М. Воспроизведение мелодии по памяти как основа навыка пения по нотам. – В кн.: Вопросы певческого воспитания школьников. Сб. статей. - Л., 1959.
Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М., 2001.
Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка. Т.1. – М., 1972.