Нетрадиционные приемы, способствующие восприятию, пониманию и воспроизведению учащимися исходного текста при подготовке к изложению


Нетрадиционные приемы, способствующие восприятию, пониманию и воспроизведению учащимися исходного текста при подготовке к изложению. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №10 имени Д.Г. Новопашина городского округа «Город Якутск»Коновалова Мария Егоровна Актуальность темы В последние годы изложение – один из традиционных видов письменных работ переживает настоящий бум, оно стало самой распространенной формой выпускного экзамена. Достаточно сказать, что в двух вариантах итоговой аттестации в 9-м классе изложение является первой частью экзаменационной работы. По программе средней школы учащиеся пишут изложения с начальных классов, поэтому данный вид работы привычен и для девятиклассников, и для учителей.Однако при кажущейся легкости экзамена многие ученики терпят неудачу. АНКЕТА Семь вопросов об изложении Нравится ли вам писать изложения? (нравится - 38% учеников)Что вам труднее писать – сочинение или изложение? Объясните почему.(40% - «трудности с изложением», 60% - «сочинение писать труднее»)Зачем нужно учиться писать изложения? Где это умение сейчас и впоследствии может вам пригодиться?(«при сдаче ЕГЭ», «при конспектировании лекций», «изложение – тренировка памяти»)Какие тексты вы выбрали бы для изложения? (о любви, о школе, о проблемах, волнующих подростков, о выдающихся людях)Если бы во время слушания текста было запрещено делать записи, труднее ли вам было бы написать изложение?(30% учеников – «не могу запомнить текст без записи»)Какое изложение писать легче – подробное или сжатое. Что значит «сжать» текст?(65% - «легче писать подробное изложение»)Какие трудности вы испытываете при написании изложения?(«у меня плохая память», «непонятные тексты», «запутываюсь, не могу сосредоточиться», «быстро читают», «ничего не запоминаю») Чаще всего девятиклассники жалуются на свою память, на неумение быстро писать, и на то, что тексты непонятные. Т.е. что мы в данном случае имеем? Запоминание без понимания. Прежде всего, прослушанный текст нужно понять, а этим умением обладают лишь немногие выпускники. В данной работе предпринята попытка установить какие приемы могут помочь избежать скуки и однообразия при подготовке к написанию изложения. В своей работе я опиралась на труды Г.Г. Граник, Л.В. Занкова, Е.С. Гобовой. . Цель Систематизировать нетрадиционные приемы и методы, которые помогут активизировать понимание исходного текста школьниками, способствуют развитию памяти, мышления, воображения и познавательного интереса к урокам развития речи, повысят учебную мотивацию.ЗадачиИзучить методическую литературу Определить на практике, какие приемы наиболее эффективны для подготовки к написанию изложения Приемы, способствующие восприятию, пониманию и воспроизведению исходного текста. Приемы, развивающие воссоздающее воображениеПиктографический план текста как прием подготовки к изложению.Прием игрового взаимодействия в группе. Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения Воображение творческое воссоздающее Приведем примеры текстов: Теплое летнее утро. Вздохнул и пробудился ветерок. Спугнул синицу с ветки. Сорвал лист с молоденькой осинки. Запутался в колючках старой ели, рассердился, ухнул в вышине и умчался.Осинка долго лопотала всеми ветками и дрожала, будто озябла. (По Г. Андриановой). Особенно красиво пшеничное поле росным утром. От колоса к колосу паучки свои кружевные гамаки развесили. Роса на паутинках капельками осела, глянешь против солнца— дивным узором вышито поле! (И. Васильев). На кустах и елочках блестели паутинки. На каждой паутинке сияли крошечные водяные жемчужины. (Бианки). Одинокая яркая звезда сверкала над лесами и отражалась в глубине озера. (Паустовский). Весна уже, а ночами холодно. Мороз студит. Показала верба почки-пальчики и надела на них меховые варежки. (Г. Цыферов). Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, и с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела. Снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом все стихло. (Паустовский). День кончался. Давно уже миновал полдень, начинался закат. Облака, подожженные солнцем, уходили за горизонт. Горела их нижняя часть, а верхняя, охлажденная первыми звездами, потемнела. Неторопливо и как-то равнодушно взмахивая крыльями, к закату летела одинокая ворона. (Коваль). Стихотворения японских поэтов (хокку) Постарайтесь увидеть созданные поэтами картины Гляжу: опавший лист Опять взлетел на ветку. То бабочка была. (Басе).Два или три лепестка Друг на друга упали: Облетает пион. (Бусон). Рисунки учащихся 5 «Ж» класса Вообразите звуки, о которых говорится в предложении (тексте): Дождь шумел, гудел, хлюпал. (Шолохов). По крышам и в саду мирно шумел теплый дождь. От ударов маленьких дождевых капель вздрагивали мокрые листья на деревьях. Вода лилась тонкой и прозрачной струей из водосточной трубы. Под трубой в луже сидела маленькая лягушка. (Паустовский). Вообразите запахи Пахнет дождем — нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек. (Паустовский). В легком редком воздухе всевозможные запахи доносятся удивительно четко. Слышен сквозь прохладу утра запах дымка, который сине и прозрачно вьется над трубой в деревне. Пахнет и людьми, и дегтем, и лошадиным навозом, и пылью, и парным коровьим молоком от проходящего стада, и душистой смолой от еловых жердей забора. (По Куприну). Вообразите вкус Отец и Павлик занялись дыней. Павлик нетерпеливо схватил обеими ручонками самую большую скобку и въелся в нее по уши. Он даже засопел от наслаждения, и мутные капли сока повисли у него на подбородке. (По Катаеву). Вообразите прикосновение Иногда кусты загораживали дорогу, и цепкие ветви больно задевали лицо. (Грин) Куст заденешь плечом, — на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. (Никитин). Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду. Трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымытыми полами. Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть черного хлеба. В доме я ночую редко. Большинство ночей я провожу на озерах, а когда остаюсь дома, то ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьет в нее сквозь пурпурную, лиловую, зеленую и лимонную листву, и мне всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажженной елки. Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь. Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловатые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице блестящую пыль. Пахнет дождем - нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек. (154 слова)(К.Паустовский) Пиктографический план текста как прием подготовки к изложению Составление пиктографического плана текста способствует формированию коммуникативных умений(составление простого и сложного плана текста, умениепередавать содержание текста, сохранять его структуру и языковые особенности) Прием игрового взаимодействия в группе. Дракон В дверь диетической столовойВошел дракон семиголовый.Он хором «Здравствуйте!» сказалИ, улыбаясь, заказал:- Для этой головы,Пожалуйста, халвы.Для этой пасти – Прочие сласти.Для этой головки – Перловки.Для этой глотки – Селедки.Для этой башки –Пирожки.Для этой рожи – То же.Для этого личика – Два свободных куличика.Что еще? Лимонада бутылку,Семь салфеток, нож и вилку. Бочонок собачонок - Дайте мнеКусок щекотки,Дайте смеха – Две щепотки,Три столовых ложкиВетраИ грозы – Четыре метра!Писку-визгуДвести граммовПлюс пол-литраШумов-гамовДа ещеГлоток веревкиИ моточек газировки!- Дам я все, Чего хотите,Если выВ обмен дадитеТюкМальчишек,Пук девчонокДа бочонокСобачонок! Заключение Перечисленные приемы доступны и не требуют каких-либо затрат, и в то же время они эффективны. Научить писать изложение - задача сложная, но если учитель целенаправленно, системно, творчески будет работать с учениками, то в этой трудной и кропотливой деятельности добьется успехов. Об этом свидетельствуют следующие результаты, представленные на диаграмме. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ