Конспект урока на тему: «Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Народная фантастика в ранних романтических произведениях. Героическое и комическое в сборнике Миргород»

Урок литературы в 10 А классе
Тема: «Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Народная фантастика в ранних романтических произведениях. Героическое и комическое в сборнике "Миргород"»
Цели урока:
Образовательная – продолжить знакомство с творчеством писателя, показать своеобразие ранних романтических произведений;
Развивающая – развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала;
Воспитательная – привить любовь к литературе и поэтическому слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей.
Оборудование: портрет писателя, компьютер, иллюстрации,фотовыставка.
Ход урока.




































Организационный момент: проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока, оформление записей в тетрадях.
Вступительное слово учителя:
Будущий писатель получил строго религиозное воспитание, но уже в детстве проникся очарованием фольклора и истории. Обучаясь в Полтаве и Нежине, он мечтает о государственной службе, где он мог бы бороться за справедливость. Однако в Петербурге его ждёт крушение иллюзий и ряд неудач. Чиновничья столица ценит только деньги, средств для жизни не хватает, романтическая поэма "Ганц Кюхельгартен" встречена насмешками критики, в актерском поприще отказано, служба в Департаменте уделов принесла лишь разочарование. Только публикация в 1830 году повести "Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала" вводит его в пушкинский круг писателей.
Ранний Гоголь - писатель-романтик с сильным религиозным уклоном. Он убежден, что поприще писателя обязывает его вести борьбу с современной жизнью, которая обезличивает души. Оружие в этой борьбе - смех, а сам он писатель-проповедник, пророк, несущий миру Слово Божье. Но этому слову только тогда поверят, когда сам писатель пропустит через свое сердце все страдания человеческие. Такое ввысоке представление о миссии писателя Гоголь сохранил на всю жизнь.
Повторение и обобщение знаний о произведениях Гоголя, изученных в основной школе, можно организовать в дальнейшей лекции учителя или в работе учебных групп.
Группа 1. "Вечера на хуторе близ Диканьки".
1.      Что было причиной обращения Гоголя к изображению народной жизни Украины в "Вечерах..."? Какова роль в сборнике образа рассказчика Рудого Панько?
2.      Охарактеризуйте мир Диканьки. Как в нем отразилось здоровое начало реальной народной жизни?
3.      Как герои "Вечеров..." побеждают темные, злые силы? Какова роль фантастики в сборнике?

Группа 2. "Миргород".
1.      В чем особенности композиции сборника "Миргород"?
2.      В чем "Вий" и "Тарас Бульба" противопоставлены "Старосветским помещикам" и "Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"?
3.      Какие проблемы поднимает Гоголь в "Тарасе Бульбе"? Что, по мнению писателя, нужно, чтобы не была уничтожена прославленная им в повести "русская сила"?
Группа 3. Гоголь и театр. "Ревизор".
1.      В чем особенности образа города в пьесе "Ревизор"?
2.      Вспомните основные этапы сюжета комедии и объясните их смысловую роль.
3.      В чем новаторство Гоголя в изображении Хлестакова?
Итог урока. На протяжении всего творчества главным орудием писателя в усовершенствовании современной жизни является смех. Гоголь мастерски использует разные формы создания комического. Но смешное в его произведениях претерпевает свою эволюцию. От веселья и юмора "Вечеров..." писатель поднимается до иронии в повестях о современной жизни "Миргорода". В "Ревизоре" уже в полный голос звучит сатира, в немой сцене смех и страх сливаются в гротескной форме. Смех над действительностью у Гоголя связан с его морально-религиозными размышлениями, которые с течением времени занимают в сознании писателя и его творчестве все большее место
Домашнее задание:
Ответить на вопросы:
1.Чем отличается от героев "Вечеров..." Иван Федорович Шпонька из повести "Иван Федорович Шпонька и его тетушка"?
2.В чем общность и различие повестей-элегий о современной Гоголю жизни "Старосветские помещики" и "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"?
3.Как Гоголь переосмысливает театральные амплуа в комедии "Женитьба"?