Урок по литературе на тему Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество














Открытый урок по литературе в 8 «А» классе
на тему:
«Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество».











Учитель русского языка и литературы
Петрова Е.А.




















Цели:
Познавательные: познакомить с личностью Гоголя, интересными фактами его жизни;
Воспитательные: вызвать восхищение учащихся умом и талантом писателя, ранней тягой к чтению работоспособностью, сформировать собственное мнение; вызвать раздумья о большом и щедром сердце, умеющем по настоящему дружить, понимать близкого;
Развивающие: формировать умение вести конспективные записи, выступать с сообщениями на уроке.

Метод урока: спектакль.

Оборудование урока:
портреты Гоголя (работы разных художников) и его родителей (неизв. художник).
рисунок Н.Ярошенко «Дом в Васильевке».
иллюстрации к произведениям Гоголя.
выставка книг:
а) Степанов А.Н. «Гоголь. Биография писателя», М.- Л., 1966 г.
б) Н.В.Гоголь в изобразительном искусстве и театре (Альбом. Иллюстрации.).
в) Гоголь в воспоминаниях современником.
г) Богомолов П.К. Тропа к Гоголю. Книга-справочник. М, 76.
д) жизнь и творчество Н.В.Гоголя. Выставка в школе. М «Детская литература», 1979 г.



















Оформление доски: Д.з.: стр.156-158,
чем привлекает,
что нового узнали,
текст знать.



Н и к о л ай В а с и л ь е в и ч
Г о г о л ь
(1809 - 1852)

Портрет

«Жизнь так коротка,
а я еще почти ничего
не сделал из того, что
мне следует сделать »
Гоголь.


«Гоголь – человек
Необыкновенный,
Имеющий высокий
Ум и верный взгляд
На искусство»
А.А.Иванов.

Поэт, драматург, прозаик,
сатирик, критик
План урока

Организационная часть (2 мин).
Театр Гоголя (Сценка из «Ревизора», действие 3, гл. 6) – 8 мин.
Объяснение нового материала. (Лит. композиция).
Закрепление (5 мин).
Викторина на тему: «Гоголь. Пройденные произведения» (5 мин).
Домашнее задание (1 мин).







Ход урока.

1. Добившись порядка, внимания, подготовки к уроку (наличие тетрадей, дневников, учебников и ручек), начинаю урок:

великая школа, глубоко его назначение: он целой толпе, целой тысяче народа за одним разом читает живой полезный урок и при блеске торжественного освещения, при громе музыки показывает смежное привычек и возвышенных чувств человека».
«На сцену их! Пусть видит их весь народ! Пусть посмеется им! О, смех великое дело!...»
(Н.В.Гоголь. Петербургская сцена в 1835-1836 г.г.)

2. Сценка из «Ревизора». (д. 3; гл. 6)

3. Неслучайно наш урок начинается с театра, т.к. речь сегодня пойдет о человеке, жизнь которого тесно связана со сценой.
У нас в гостях Н.В.Гоголь. (Записываем тему в тетрадях). Знакомый облик, знакомые черты, загадочный, но родной взгляд.
Да, никто еще не отгадал Гоголя. Гоголь как бы зовет, подсказывает, а когда подходишь, отводит глаза.
Тот же и смех Гоголя. С одной стороны Гоголь смеется над глупым, смешным, с другой – смех полон печали, несоответствия между мечтой и существенностью. Смех Гоголя ощущает это несоответствие как комическое противоречие жизни и одновременно как боль. Рана открыта, кровоточит: отсюда слезы. (Известное выражение).
Гоголя считают сатириком, комиком. Он считал себя поэтом (обращаю внимание на доску).
Все годы жизни Гоголя – это уроки труда.
«Когда я пишу, я живу, – говорил он, – если я перестану писать, я умру.»
Давайте мысленно заглянем в прошлое и познакомимся с этим человеком.

4. Литературная композиция. (Заранее детям дается задание – подготовить материал по биографии. Темы оговариваются заранее.)

5. Подведение итогов. (Вопросы классу).
- Что интересного и нового вы узнали о Гоголе?
- Чем он вас особо привлекает?
- Какие черты его личности вы бы хотели видеть и в себе?

6. Викторина. (Класс делится на группы, внутри которых и будет идти обсуждение).
Детям выписки из знакомых им текстов Гоголя. Они определяют, из какого произведения взята выдержка, что им подсказало правильный ответ, к какому периоду творчества (раннему или позднему) относится данное произведение.

7. Запись домашнего задания (стр. 156-158, читать «Ревизор», с отрывка, которым мы начали урок).
Что такое театр? Это искусство. Гоголь повторял, что в храм искусства нельзя входить неопрятно одетым. Оттого и создания Гоголя – истинные создания, строения совершенной архитектуры.
Оттого и поются его строки, выпеваются из души, от души идя, к душе и приходят. И громозвучное слово порождает громозвучное эхо
Поклонимся за это Гоголю, и примем уроки его с благодарностью.














13PAGE 15


13PAGE 14515