Инновационные и активные методы обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС по дисциплинеИстория


Тема. Инновационные и активные методы обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС по дисциплине «История».
Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль преподавателя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Преподаватель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы обучающиеся задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?»
Под психолого-педагогическими условиями мы понимаем целенаправленно созданную обстановку, в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность психологических и педагогических факторов (отношений, средств и т. д.), позволяющих педагогу эффективно осуществлять воспитательную или учебную работу.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, одна из целей которой состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Применяя на занятиях по истории интерактивные методы обучения, я добиваюсь новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между обучающимися в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом. Необходимо обеспечить речевую активность обучающихся, включающую в себя проявление инициативы, уверенность в своих силах, эмоциональность, использование невербальных средств коммуникации и, в идеале, формирование мысли и умение доводить ее до сознания других.
Применяя интерактивные формы и методы обучения, я ставлю перед собой ряд важнейших образовательных целей:
- стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане;
- повышать уровень активности и самостоятельности обучаемых;
- развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;
- изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;
-саморазвитие и развитие благодаря активизации мыследеятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
Одним из существенных слагаемых динамики учебного процесса, активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и формирование широких познавательных интересов у детей является игра.
Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития обучающихся и одним из основных  средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Цель – создание условий для успешной адаптации обучающегося в макромире, для коррекции и развития личности.
Какие бы формы игры не были избраны, они должны отвечать следующим требованиям:
1). Игра должна содействовать сплочению коллектива.
2). Иметь познавательное значение.
3). Активизировать общественную деятельность учащихся.
4). Обеспечивать мыслительную активность участников игры.
5). Создавать условия для детского творчества.
6). Соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».
На своих занятиях по истории я использую следующие виды игровой деятельности:
1. Игра-анализ конкретной исторической ситуации предполагает детальный анализ сложившегося в тот или иной момент положения. Обучающихся объединяет общая цель — выработать определенное решение из совокупности возможных вариантов, управляемое учителем эмоциональное напряжение, которое поддерживается элементом соревновательности и многоаспектным оцениванием результатов.
На уроке « Исторические пути развития Российской империи в начале XX в.» четырем группам обучающихся был предложен вопрос: Какие (какой) из представленных путей развития России в начале XX в. вы как эксперты предложили бы Николаю II, стремящемуся к тому, чтобы Россия оставалась сильной державой;
либеральные реформы в направлении к конституционной монархии;
консервативные реформы в целях укрепления основ абсолютизма;
радикальные преобразования, установление республиканского строя;
маленькая победоносная Война или введение военного положения;
иные варианты?
Обучающиеся пришли к выводу, что логика мирового развития подсказывала Николаю II развитие по либеральному пути. Однако умонастроения императора, сила самодержавных традиций и слабость социальной базы ограничивали возможности быстрых преобразований. Требовались длительное время и фундаментальная подготовка, нужно было учитывать как консервативные настроения, так и революционное давление снизу. Мог ли российский царь балансировать между различными социально-политическими силами?
2. Игра-анализ исторических инцидентов отличается от предыдущей тем, что ее целью является не столько нахождение решения, сколько поиск необходимой информации. Преподаватель сознательно предлагает недостаточную для анализа совокупность данных и просит восполнить пробелы, воспользовавшись рекомендованной литературой.
Групповая работа (три рабочих группы и одна группа аналитиков) на занятии «Сравнительная характеристика программ основных политических партий в России в событиях 1905-1907 гг.» организуется путем постановки вопросов:
на какие социальные силы опираются данные политические партии, что может привлечь на их сторону дополнительную поддержку и что приведет к потере этой поддержки;
какие партии могут сотрудничать друг с другом, на каких условиях, что мешает их возможному союзу;
какие партии можно привлечь на сторону власти, какими способами;
с какими партиями власти необходимо вести борьбу, какими методами?
Группа аналитиков на основе материалов рабочих групп готовит рейтинг партий по степени угрозы, которую они представляют для самодержавия. Как правило, рейтинг выглядит следующим образом: эсеры, большевики, анархисты, кадеты, октябристы, черносотенцы.3. Игра - информационный лабиринт предполагает работу обучающихся с набором документов.
Так, на уроке «Россия в Первой мировой войне» ребятам были предложены материалы из журнала «Летопись войны 1914 года», и задания:
выделите основные события, описанные в журнале;
охарактеризуйте психологический фон статей;
отметьте наиболее яркие материалы;
сделайте выводы.
Игра-разыгрывание исторических ролей связана с инсценировкой конкретных ситуаций (например, заседание Государственной думы).
При использовании игровых форм интерактивного обучения следует руководствоваться следующими принципами отбора объекта игрового моделирования:
неординарность исторической ситуации, требующей нетрадиционного решения, или недостаток информации, нуждающейся в расширении и уточнении;
проектирование игровых моментов должно учитывать актуализирующие и подкрепляющие мотивационные состояния.
высокий образовательный и развивающий потенциал проблемы;
актуальность с точки зрения современных условий;
форма воздействия на учащихся во время игры должна быть ненасильственной.
Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, можно многие из них использовать с разными возрастными группами и в разных условиях. Важным является включение в занятие активных методов идентификации целей, ожиданий, опасений, которые позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения. На своих занятиях использую метод «Мозговой штурм», он позволят сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. Цель: концентрация внимания участников, структурирование информации. Не допускается никакой критики высказанных идей, идеи высказываются короткими предложениями без обоснования, предпочтение отдается всем оригинальным идеям, в том числе шутливым, фантастическим и так называемым инсайдом (внезапным озарениям).
Среди множества методов обучения в отдельную группу можно выделить тренинговые технологии. Любой тренинг является интерактивным: он рассчитан на активную субъектную реакцию обучающегося (интеллектуальную, эмоциональную, действенно-практическую), на то или иное воздействие на личность. В каждом тренинге различают три этапа: 1) подготовительный; 2) основной (собственно тренинг), 3) рефлексивный.
Практика показывает, что после тренинга у ребят появляется мотивация учения, интерес к жизни, желание стать лучше. Тренинговая работа способна оказывать большое воспитательное воздействие, так она осуществляется в коллективе, в особой эмоциональной атмосфере, а практическое упражнения воспитывают у детей навыки общения, умение слушать, видеть и понимать другого, быть открытым по отношению к нему, готовность и умение высказывать свое отношение, собственную точку зрения.
Ролевые игры, включенные в состав тренинга, дают возможность многим обучающимся, взявшим на себя роль того или иного исторического деятеля, по-новому реализовать свой личностный потенциал и показать себя в коллективе, особенно если им это психологически трудно сделать в обычной, неигровой обстановке.
Активная позиция, в которой находится каждый участник тренинга, способствует раскрытию разных сторон его личности и творческих способностей.
При формировании и реализации активных методов в моей профессиональной области стараюсь соблюдать все принципы, установленные ФГОС:
формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
Используемые мной активные методы, направлены на удовлетворение следующих требований Стандарта:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности
способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;