Урок по литературе на тему: Жизнь и творчество Н.В.Гоголя 9 класс

Литература 9 класс
Тема урока:  «Жизнь и творчество Н. В. Гоголя»
Цель урока: 
1. Подчеркнуть место творчества Н. В. Гоголя в русской мировой литературе;
2. Организовать деятельность обучающихся для обобщения по творчеству Гоголя;
3. Воспитывать интерес к творческим и жизненным этапам писателя.
Оборудование: мультимедиа, компьютер, слайды, портрет Н.В. Гоголя, наглядность.
Методы: беседа, выступления.
Ход урока
1. Орг.момент.
- Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями. Какое у вас сегодня настроение? Поднимите смайлики и улыбнитесь друг другу.
1-слайд. Высказывание: «Мир Гоголя- это не только внутренний мир, но и мир вокруг него, живые черты тех мест, которые помнят его».
- Сегодня у нас урок по творчеству Н. В. Гоголя. На этом уроке мы прикоснемся к творчеству великого писателя, поговорим о его жизни, вспомним, чтобы уже никогда не забыть. Посмотрите, пожалуйста, на портрет, вглядитесь в черты Н.В. Гоголя. Вам интересен этот человек, который так пристально смотрит на нас? Как вы думаете, какова цель нашего урока? (познакомиться с жизнью и творчеством Н.В. Гоголя. Понять мир писателя, через его жизнь).
- На доске висит план, по которому мы с вами будем сегодня работать.
План
1. Впечатления детства
2. Годы ученья
3. В Петербурге
4. На пути к славе
5. Труды мои будут вдохновенны
6. Последние годы
1. Впечатления детства
2- слайд. 
Родители писателя
- В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий. Гоголь, Василий Афанасьевич (1777-1825) - талантливый рассказчик и писатель.
- Мать Гоголя, Мария Ивановна, по преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. Про свою семейную жизнь Мария Ивановна сообщает: «Жизнь моя была самая спокойная; характер у меня и у мужа был веселый. Мы были окружены добрыми соседями. Но иногда на меня находили мрачные мысли. Я предчувствовала несчастья, верила снам». Мария Ивановна отличалась сильно повышенной впечатлительностью, религиозностью и суеверностью. Кроме Николая у Василия и Марии Гоголей было пятеро детей - сын Иван (1810 - 1819), дочери Мария (1811 - 1844), Анна (1821 - 1893), Елизавета (1823 - 1864), Ольга (1825 - 1907).
3- слайд.
Для каждого человека это место, в первую очередь, связано  с именем Гоголя. Здесь он родился. Ребята, давайте расскажем про детские годы великого писателя.
Предоставим слово: 1.
     20 марта 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского повета Полтавской губернии в домике надворного советника Трохимовского родился Н. В. Гоголь.
      Это был третий ребенок Василия Афанасьевича и Марии Ивановны. Два первые – мальчики – умерли. Родители беспокоились за судьбу младенца. Мария Ивановна ездила в соседнюю Диканьку молиться иконе Николая-чудотворца, которая исцеляла больных, даровала жизнь обреченным. Гоголи дали слово, что если опять родится мальчик, и будет жить, то его в честь святого нарекут Николаем.
      Так и случилось. Доктор Трохимовский искупал новорожденного и сказал: «Славный будет сын». Он, конечно, имел в виду его жизнь и здоровье, но получилось, что слова те обрели иной смысл, и сын Марии Ивановны и Василия Афанасьевича стал славным сыном России.
Следующий расскажет: 2.
Шести недель Гоголь был перевезен из Сорочинец в Васильевку.
     Здесь – с папенькой и маменькой, с бабушками и нянюшками – прожил он девять лет.
     Характер у писателя был смесь материнского и отцовского. От отца он принял веселость, от матери – дар предчувствовать. Отец любил писать стихи.
    Гоголь научился говорить в три года. Свои чувства рано научился доверять бумаге. Мать называла его стихи каракулями.
     Когда встал вопрос об обучении сыновей, Василий Афанасьевич призадумался. Нанять им хорошего учителя он не мог и решился отдать их в Полтаву.
4- слайд
2. Годы ученья
- Какое образование получил Николай Васильевич Гоголь?
Послушаем: 3.
       В 1818 году Василий Афанасьевич Гоголь привез своих сыновей в Полтаву.
    Полтавское поветовое училище почти не оставило добрых воспоминаний у Гоголя. Но «тарабарская грамота» катехизиса, о которой он пишет в письме к матери. Была познана именно здесь.
     Ни с кем из школьных товарищей Гоголь не сошелся.
     Братья поступили в училище 3 августа 1818 года. Но проучились  в нем вместе всего лишь год. Иван тяжело заболел и умер. Василий Афанасьевич не решился оставлять Никошу одного в Полтаве. Тот вернулся  в Васильевку.
5- слайд.  Нежинская гимназия высших наук.
Нам расскажет: 4.
   Нежин-город юности Гоголя. Здесь он прожил семь лет. В мае 1821 года его привез сюда отец для сдачи экзаменов в Нежинскую гимназию высших наук.
    Особых успехов в учебе у него не было. Все это сильно ущемляло Гоголя  в глазах товарищей и в его собственных глазах – первые годы в гимназии. Здесь он учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая «пресекать неправосудие». Пока не раскрылись его таланты, он избегал общества, жил одиноко  и все просил у папеньки о возвращении.
    Но минул год – он обжился. На первых порах в  пансионе Гоголь – мишень для насмешек, изгой. Его не принимают в игры, в умственные собеседования.
6- слайд. Продолжит: 5.
    В 1824 году в гимназии разрешили театр. Гоголя приняли в труппу и предложили роль. Это у него хорошо получалось. Особенно ему удавалась роль Простаковой из комедии Фонвизина «Недоросль».
    Здесь, в гимназии он начинает писать. Сначала это были стихи, потом комедии, трагедии.
   Здесь же написано его первое напечатанное произведение – поэма «Ганц Кюхельгартен», которая вышла потом под псевдонимом «В. Алов».
    В 1825 году умирает отец Гоголя – Василий Афанасьевич. Этот год в судьбе Гоголя оказался переломным и принес ему много горя, сразу отделив его от детства и перенеся в холодное мужество.
    В июне 1828 года Гоголь окончил Нежинскую гимназию. Он стремился в Петербург.
    Прожив вторую половину дома, 13 декабря 1828 года  писатель выехал в Петербург.
3. В Петербурге
7- слайд. 
- Ребята, какими сведениями вы обладаете о жизни Гоголя в Петербурге?
- А вот о жизни в Петербурге поведует нам: 6.
       Петербург неласково встретил юного Гоголя. В короткое время развеялись радужные надежды, связанные с государственной службой. Голенищев-Кутузов, к которому обратился Гоголь за помощью, отделался от него одним обещанием. Будущий писатель познал всю горечь лишений, нужду, голод и холод. Об отъезде в Васильевку, несмотря на житейские невзгоды, Гоголь и не помышлял. Он упорно, но безуспешно пытался устроиться на службу.
     Только через год Гоголю удалось устроиться на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий.
     Суровая школа жизни открыла Гоголю глаза на многое. Действительность отрезвила Гоголя. В холодном Петербурге он мечтает об иной «счастливой жизни», и в его воображении возникают яркие картины жизни народной, навеянные преданиями далекой Украины. В сознании Гоголя зарождается замысел веселой книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».
8- слайд.     
Постепенно  у Гоголя завязываются связи в писательском мире. Он сближается с Дельвигом, с Жуковским, Пушкиным, дружба с которым имела большое значение для развития общественных взглядов и литературного таланта молодого Гоголя. Так 19 мая 1831 года произошла знаменательная встреча Пушкина с Гоголем. Пушкин ввел его в свой круг, где бывали Крылов, Вяземский, Одоевский, художник Брюллов, дал ему сюжеты для "Ревизора" и "Мертвых душ". "Когда я творил, - свидетельствовал Гоголь, - я видел перед собой только Пушкина... Мне дорого было его вечное и непреложное слово".
4. На пути к славе
9- слайд.
    Гоголь часто встречался с Пушкиным в Царском Селе.
   Дружба с Пушкиным оказала огромное влияние на формирование мировоззрения Гоголя. Литературную известность и всеобщее признание Гоголю принесли повести "Сорочинская ярмарка", "Майская ночь", "Вечера на хуторе близ Диканьки", и др. Исполнилась заветная мечта Гоголя – он нашел свое истинное призвание в жизни.
5. Труды мои будут вдохновенны
10- слайд. «Мои светлые минуты моей жизни были минуты, в которые я творил». Н. В. Гоголь
     «Труды мои будут вдохновенны» писал Гоголь с гордой надеждой.
Его надежды оправдались. Он подарил миру свои бессмертные творения.
- Вот посмотрите, его книги, ознакомьтесь с его произведениями.
11, 12,13,14,15 - слайд.
   Создатель светлых и радостных «Вечеров на хуторе близ Диканьки», исполинского могучего лирического порыва, героико-патриотического «Тараса Бульбы», автор «Ревизора» и «Мертвых душ», Гоголь по праву завоевал в двадцатом веке мировую славу. Его произведения переведены сегодня на все языки, их любят, читают во всех частях света, во всех уголках земного шара.
- Давайте сделаем физминутку для глаз:
Проведем, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Глазки нас благодарят,
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы,
К ним ладошки приложили.
Раз, два, три, четыре, пять -
Можно глазки открывать!
6. Последние годы жизни
     А сейчас давайте вспомним, как прошли последние годы жизни писателя.
    Предсмертная болезнь, сожжение рукописей и кончина Гоголя произошли быстро и содержали в себе много таинственного.
   Окончательно сломленный духовно и физически, Гоголь тяжело заболевает. Он отказывается от пищи, медицинской помощи. Однажды ночью, когда у обессилевшего от голода и болезни писателя потускнело сознание, он сжег почти все рукописи. В огне погиб и второй том «Мертвых душ». Опомнившись, Гоголь с ужасом понял весь трагизм свершившегося. Надорванный болезнью организм не выдержал последнего потрясения. 21 февраля 1852 года утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве.
- Прочитайте сведения о жизни и творчестве Гоголя в учебнике.
7. Рефлексия
- Мы с вами поговорили и прочитали о Н.В. Гоголе – великом писателе, узнали о его жизни и творчестве.
- Подводя итог уроку, в заключение хочу сказать следующее:
      «Задумываясь о Гоголе, снова и снова задумываешься о значении для нас классических традиций. Ныне проблема классики остра, как никогда, ибо классика – это проникновение в судьбы человечества и назначение человека. Общими словами о сооружении моста между временем классиков и нашим, ибо каждое время обладает своим представлением о человеке и человечестве. Следовательно, у него своя мука и свое наслаждение в шествии по этому пути. Переиначивая несколько подпись Гоголя под письмом Пушкину, скажем, что Гоголь «вечно наш». Поскольку, думая о нем, ставим перед собой задачу воспринять и понять его как единственного, занятого собою так же, как занят он всеми нами. Он вечно наш - Гоголь!
- Перед вами лежат листочки, запишите ответы и сдайте мне их.
Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал(а).

Сегодня на уроке я увидел.

Мне показалось интересным..

Меня удивило.


- Запишите домашнее задание:
- Чтение глав 1- 6 поэмы «Мертвые души».
- Дать характеристику на героев поэмы.

















15