Рабочая программа факультатива по литературе в 8 классе Филологический анализ текста

Пояснительная записка
Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к литературе, интерес к её изучению можно разными путями. Данный факультатив по литературе «Филологический анализ текста» для 8 класса берет за основу один из них: знакомство с изобразительными возможностями литературы в разных его проявлениях. Поэтому на занятиях рассматривается известный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.
Предметом факультатива по литературе является практика филологического анализа художественного текста (литературного произведения малой формы, эпизода, отдельной главы, стихотворения).
Цели курса:
Углубить и систематизировать знания по теории литературы.
Обучить учащихся филологическому анализу художественного произведения (прозаический и лирический, эпизод или отдельная глава).
Развить речевую культуру и филологическую память.
Основные задачи курса:
Обогащение содержательного наполнения учебного предмета «Литература», совершенствование межпредметных и внутрипредметных связей, расширение культурного кругозора, активизация правополушарной стратегии мышления, развитие литературно – творческих способностей.
В процессе обучения предполагается овладение конкретными знаниями:
- определение жанра произведения;
- определение тропов и стилистических фигур;
- знание их функций в поэтической речи;
- освоение литературоведческой терминологией;
- знание основных стихотворных размеров.
Занятия по программе факультатива призваны сформировать практические умения и навыки:
- узнавание тропов в тексте;
- выявление их функции в художественном произведении;
- определение особенностей художественной формы;
- самостоятельная формулировка темы и идеи произведения;
- определение композиционных особенностей текста;
- анализ лексического строя произведения;
- анализ синтаксических конструкций;
- установление литературных параллелей с другими произведениями;
- понимание идейного замысла, настроения и эмоционального состояния лирического героя.
Программа дает представление о том, как можно организовать работу на занятиях с выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих её элементов. Это научит школьника чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения, с удовольствием заниматься чтением, самостоятельно входить в художественный мир литературного создания. Постепенно ученики овладевают языковым анализом художественного текста, выясняя его фонетико-интонационные особенности, приёмы звуковой инструментовки; анализируя экспрессивные средства словообразования, лексические образные средства, грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления изобразительности текста, а также особенности его графического (орфографического, пунктуационного) оформления. Завершающим этапом такого анализа становится выразительное чтение, в процессе которого школьник демонстрирует, как он понял произведение, может ли голосом передать эмоциональный настрой произведения, его интонационные особенности.
Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность: от элементарного анализа текста до создания самостоятельного высказывания с использованием уже изученных языковых художественных приемов. Содружество искусств цикл занятий, на которых школьники могут рассматривать произведения литературного искусства в сравнении с произведениями живописи, графики, музыки, хореографии, кинематографии и т. п. Что может стать объектом сравнительного анализа на подобных занятиях, разумеется, решит сам учитель, в полной мере используя свои знания, опираясь на интуицию и свои собственные предпочтения в искусстве.
Факультативный курс дает возможность через филологический анализ художественного текста показать ученикам 8 класса необычайную красоту, выразительность родной речи в литературных произведениях, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и литературоведения.
Программа рассчитана на 17 часов в год.

Содержание тем учебного курса

Введение. (1ч.)
Текст как объект филологического анализа. Основные категории текстов.
Анализ поэтического произведения ( 9ч.)
Жанровое разнообразие поэтических произведений. Жанровые особенности поэзии.
Основные виды тропов и их роль в поэтической речи. Классификация эпитетов. Эпитеты и логические определения. Разновидности метафор.
Стилистические фигуры и их роль в создании поэтической образности. Градация, инверсия, антитеза в поэтическом тексте.
Звукопись. Звуковая организация художественного текста. Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс. Звук и смысл; смысловая функция звукописи. Скороговорки как словесные шутки, построенные на звуковых повторах. Аллитерация. Интонационные мотивы стихотворения. Ритм.
Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте. Виды рифм в зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах: точная, неточная. Рифма простая и составная (старости ста расти). Белые стихи. Рифмованная проза.
Организующая роль словесного ударения в поэтической речи. Стихотворный размер как заданная схема ритмического чередования ударных и безударных слогов. Размер двусложный (ямб, хорей), трехсложный (дактиль, амфибрахий, анапест).
Анализ поэтического произведения. Содержательно – смысловой характер. Стихотворения в прозе. Индивидуальные особенности поэтического стиля.

Анализ прозаического художественного произведения (7 ч.)
Художественное произведение как система. Содержание произведения. Тема. Смысл названия.
Жанровые и композиционные особенности текста. Композиция и её элементы. Стилевое единство художественного произведения.
Приемы усиления образности художественного текста, создания зрительных эффектов с помощью средств графики: фигурное расположение текста, смена шрифтов, употребление графических средств выделения ключевых слов текста (курсив, разрядка), особые приемы включения в текст числовых обозначений и др.
Сознательное нарушение орфографических норм как художественный прием и его основные функции: привлечение внимания к ключевому слову текста; передача ненормативного произношения слова литературным героем; внутреннего состояния персонажа, уровня образованности; показ особенностей темпа и ритма произношения фраз; источник игры слов, средство эзоповского языка.
Пунктуация и смысл высказывания. Связь интонации и пунктуации высказывания. Стилистические возможности знаков препинания (? ! ... и др.) и сочетания знаков (!! !!! ?! ??? и т. п.).
Знаки препинания как средство иносказания (эзоповского языка). Отсутствие знаков препинания в художественном тексте как сознательное нарушение пунктуационных правил, как художественный прием.


Список литературы для учащихся
Антонова Е.С. Тайна текста: Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 8 класса. М., 2001.
Антонова Е.С. Тайна текста: Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 78 классов. М., 2001.
Введенская Л А., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным. М., 1984.
Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С. Пушкин в истории русского языка). М., 1992.
Горшков А.И. Русская словесность; От слова к словесности. М., 1995.
Граник ГТ., Бондарснко С.М. Секреты пунктуации. М., 1986.
Журавлев А.П. Звук и смысл. М.. 1991.
Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. М., 1984.
Крысин Л.П. Жизнь слова. - М., 1980.
Львова С.И. Словообразование занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 811 классов. М., 2006.
Максимов В.И. К тайнам словообразования. М., 1970.
Матвеева Н.П. Свидетели истории народа. М., 1992.
Мокиенко В.М. Образы русской речи. Л., 1986.
Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. М., 1987.
Солганик ГЛ. От слова к тексту. М., 1993.
Шанский Н.М. Занимательный русский язык: в 2 ч. М., 1996.
Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. М., 1986.
Словари
Ашукин Н.С., Ашдкина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения. (Любое издание.)
Внешность человека. Словесный портрет: Учебный словарь открытого типа / под ред. Е.В. Михайловой. Великий Новгород, 2004.
Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. М., 2004.
Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. СПб., 2001.
Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка: Л., 1979.
Жуков ВЛ., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. 3-е изд. М., 1994.
Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. М., 1998.
Крылатые слова: Энциклопедия / сост В.В. Серов. М., 2003.
Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей ХУ1П-ХХ вв.). - М., 19%.
Шанский Ш.А., Боброва ТЛ. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М., 1997.
Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. (Любое издание.)
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М.В. Панов. М., 1984.

Литература для учителя
Антонова Е.С. Словесность: статус, границы, перспективы школьной практики. М., 1999.
Антонова Е.С. Тайна текста: Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи и мышления школьников 7 8 классов. М.,2001.
Анненков Е.И. и др. Анализ художественного произведения. - М., 1987.
Бахтин М.М. Человек в мире слова. М., 1995.
Бобылев Б.Г. Теоретические основы филологического анализа художественного текста. Орел, 2003.
Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959.
Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.
Григорьев В.П. Поэтика слова. М., 1979.
Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. М., 1986.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1977.
Купина НЛ. Лингвистический анализ художественного текста. - М., 1980.
Купина НЛ. Филологический анализ художественного текста: Практикум. М., 2003.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.
Львова С.И. Уроки словесности: 59 классы. М., 1996.
Любичева Е.В., Олысовгас Н.Г. Посредством Слова творю я Мир...: Книга третья: Диалог с художественным текстом. СПб., 2002.
Мещеряков ВЛ. и Эр. Основы школьного речеведения. М., 19%.
Моисеева Л.Ф. Лингвостнлистический анализ художественного текста. Киев, 1984.
Одинцов В.В. О языке художественной прозы. М., 1973.
Орфография и русский язык. М., 1966.
Симашко Т.В., Литвинова М.Н. Как образуется метафора. Пермь, 1993.
Федоров А.И. Семантическая основа образных средств языка. Новосибирск, 1969.
Харченко В.К. Функции метафоры. Воронеж, 1992.
Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. М., 1982.
Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. М., 1999.

















Учебно - тематический план


Тема
Цель
Вид деятельно-
сти
Кол- во
час.
Тео.
Пр.
Образовательный
продукт


1.
Введение. Художественный текст как объект филологического анализа.
Дать представление об основных категориях текста.
Конспект лекции.
1ч.
---
Воспроизведение содержания лек-
ции по плану.


2.
Анализ поэтического текста. Жанровое разнообразие поэтических произведений.
Формирование умения определять жанр поэтического произведения.
Словарная работа.
0,5ч

0,5ч
Характеристика жанровых особенностей.

3.
Основные виды тропов и их роль в поэтической речи. Классификация эпитетов.
Освоение лите-
ратуроведческих
категорий, формирование умения отличать эпитеты.
Работа со словарём.
0,5ч

0,5 ч
Классификация эпитетов.


4.
4.
Стилистические фигуры. Градация, инверсия.
Дать представление об инверсии, градации и фигурах.
Стихи А.Блока, Н.Заболоцкого. Анализ.
0,5ч
0,5ч
Составление словаря метафор.

5.
Звукопись. Звуковая организация текста.
Познакомить со
Звуковой организацией текста.
Анализ поэмы А.Твардовского «В.Тёркин»
0,5ч
0,5ч
Узнавание и на-
хождение тропов
в тексте, опреде-
ление их функций


6.

Рифма, виды рифм. Рифмованная проза.

Усвоение содер-
жания литерату-
роведческих терминов.

Словарная работа.

0,5ч.

0,5ч.

Характеристика стилистических приёмов.

7.
Организующая роль словесного ударения.
Усвоить роль ударения.
Анализ стихов А.Суркова, М. Исаковского.
0,5ч
0,5ч
Составление речевых формул для анализа.

8.
Практикум. Размер двусложный и трёхсложный.
Усвоить размеры стихосложения.
Размеры в стихах А.Пушкина, М.Лермонтова
---

1ч.
Анализ фонетического уровня текста.


9.
Содержательно – смысловой характер стихов.
Формирование умения выделять ведущие мотивы интонации.
Работа в группах: Ф.И.Тют -
чев «Фонтан».
0,5ч
0,5ч
Анализ смысловой организации текста.

10.
Индивидуальные особенности поэтического стиля.
Познакомиться с индивидуальными особенностями поэтов.
В.Маяковский, А.Рубцов, А.Пушкин
0,5ч
0,5ч
Анализ индивидуального стиля поэтов



11
Анализ прозаического произведения. Содержание, тема.

Определить отличие поэзии от прозы.
Анализ «Сказания про А.Невского»

0,5ч
0,5ч

Анализ темы текстов.

12
Жанровые и композиционные особенности текста.
Формирование умения выявлять композиционные особенности.
Работа с текстом «Капитанская дочка»
1ч.
1ч.


13
Приёмы усиления образности текста.
Формирование навыка анализа особых примет, выделений, сносокю
Работа с текстом:
0,5ч.

0,5ч.

Анализ образной структуры текста.

14
Сознательное нарушение орфографических норм.
Формирование навыка прозаического текста.
Работа с текстом «Капитанская дочка»
0,5ч. 0,5ч.
Интерпретация повести А.Пушкина «Капитанская дочка»

15
Пунктуация и смысл высказывания.
Формирование умения выделять смысловое значение.

0,5ч
0,5ч.


16
Практикум. Знаки препинания как художественный приём
Изучение особенностей знаков препинания в синтаксических конструкциях.
Работа с текстом: И.С.Турге
нев «Воробей»
---
1ч.
Анализ текста И.С.Тургенева «Собака».




Всего:
17ч.








15