Календарно — тематическое планирование элективного курса по русскому языку (10 класс)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса по русскому языку
«Подготовка к ЕГЭ»
для учащихся 10 класса
Программа составлена на основе программы Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в соответствии с примерными по русскому языку Министерства образования РФ и авторской программой Г.С.Ковалёвой1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса в 10 классе «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» разработана на основе следующих документов:
1.Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку.
2.Примерной авторской программы «Единый государственный экзамен: русский язык», 2013г. Под ред. Г.С.Ковалевой. М.2013
Выбор данной программы обусловлен тем, что ее содержание направлено на закрепление и углубление лингвистических знаний, умений применять их на практике, подготовку к успешной сдаче ЕГЭ.
В структуру программы включены следующие разделы:
1 .Пояснительная записка
2.Общая характеристика элективного курса.
3.Место элективного курса в Учебном плане МКОУ Ольховатская СОШ на 2015-2016 учебный год
4.Описание ценностных ориентиров содержания элективного курса.
5.Содержание элективного курса «Подготовка к ЭГЭ по русскому языку».
6.Тематическое планирование занятий элективного курса.
7.Система оценки достижения планируемых результатов.
8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Программа ориентирована на УМК:
1.А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык. Грамматика, текст, стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, 14-е издание., М.,2013
2.В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4- е издание. Москва, «Просвещение», 2011
3.ЕГЭ-2015. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ФИПИ. Авторы-составители: И.П. Цыбулько, В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, А.Ю.Бисеров,Ю.Н.Гостева, В.В.Львов, И.Б.Маслова, Н.В.Соколова.
4.Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ.Авторы-составители:В.И.Капинос, И.П.Цыбулько, М.:Интеллект-Центр, 2014
5.ПахноваТ.М.Готовимся к письменному и устному экзаменам по русскому языку:9-11кл., - М.:Вербум-М, 2013.
2. Общая характеристика элективного курса
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» призван закрепить и углубить лингвистические знания учащихся и подготовить их к сдаче ЕГЭ.
Особенностью данного элективного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на наиболее сложных случаях орфографии и пунктуации. Традиционные школьные правила часто заменяются альтернативными, более легкими для понимания и запоминания.
Поскольку камнем преткновения для учащихся является материал, изученный в 5-9 классах, данный элективный курс направлен на то, чтобы еще раз повторить теоретический материал, пройденный в этих классах.
В качестве тренировочных, элективный курс использует варианты тестов ЕГЭ предыдущих ле, диктанты, а также варианты индивидуальных заданий, которые учащиеся могут выполнять не только на занятиях, но и дома.
Одним из важнейших заданий ЕГЭ по русскому языку является написание сочинения по предложенному тексту. Элективный курс знакомит учащихся с системой работы над такими сочинениями, призван помочь понять принцип пошагового анализа текста, дает практические советы, как лучше оформить свои размышления в речевом отношении.
3. Место учебного предмета в Учебном плане МКОУ Ольховатская СОШ на 2015-
2016 учебный год
Учебный план МКОУ Ольховатская СОШ на 2015-2016 учебный год отводит на занятия элективным курсом «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» 68 часов(2 раза в неделю). Из них 12 часов на сочинение-рассуждение.
4.Ценностные ориентиры содержания элективного курса «Подготовка к ЕГЭ
по русскому языку»
Изучение программы элективного курса направлено на достижение следующих целей:
- обобщение и систематизацию учебного материала по русскому языку, необходимого для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;
- подготовка учеников к сдаче экзаменов с открытым ответом(часть В);
- формирование умения создавать собственный текст о тексте(сочинение уровня С);
Предметные результаты:
1.Применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста.
2. Оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм.
3.Применять приемы сжатия текста.
4.Понимать и интерпретировать текст.
5.Создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного текста.
6.Аргументировать свое мнение, опираясь на жизненный и читательский опыт.
5. Содержание элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскомуязыку»
Тема 1. «Введение» (1час). Учащиеся должны познакомиться с целями и задачами курса. Тема 2. «Лексика»(5 часов). Учащиеся должны знать нормы лексического словоупотребления.
Тема 3. «Фразеология»(1час). Учащиеся должны уметь определять в тексте фразеологические обороты.
Тема4.«Морфемика и словообразование»(2часа). Учащиеся должны уметь находить в тесте и определять способ образования слов.
Тема 5. «Морфология»(5часов). Учащиеся должны уметь определять самостоятельные и служебные части речи.
Тема 6. «Синтаксис»(22часа). Учащиеся должны уметь находить в тексте простые и сложные предложения; односоставные и двусоставные; определять виды односоставных предложений. Должны уметь находить в тесте сложные предложения, определять тип связи. Значение придаточных; уметь расставлять знаки препинания.
Тема7. «Текст»(4часа). Учащиеся должны уметь определять в тесте средства связи предложений.
Тема8. «Эта непростая часть С» (28часов). Учащиеся должны уметь написать сочинение- рассуждение по данному тексту.
6. Тематическое планирование.
№ занятия Тема занятия Кол.часовДата план. Дата факт.
1 Введение. Цели и задачи изучаемого курса 1 Лексика 5ч. 2 Значение слова. Лексические нормы. 1 3 Лексические выразительные средства (В 8) 1 4-6 Тропы 3 7 Фразеология 1 8-9 Значимые части слова.Основные способы образования слов. 2 Морфология 5ч. 10 Самостоятельные и служебные части речи 1 11-12 Морфологические нормы 2 13-14 Разбор заданий В12 15-16 Разбор заданий В22 Синтаксис 22ч. 17-18 Словосочетание. Типы связи в словосочетании 2 19-20 Разбор заданий В3 2 21-22 Предложение 2 23-24 Разбор заданий В42 25-26 Однородные члены предложения 2 27-28 Обособленные члены предложения 2 29-30 Разбор заданий В5 2 31-33 Типы сложных предложений 3 34 Типы связи в СПП 1 35-36 Разбор заданий В62 37-38 Бессоюзные предложения 2 Текст 4ч. 39-40 Способы и средства связи предложений в тексте 2 41-42 Разбор заданий В72 Часть С. Подготовка к сочинению. 28 ч. 43-45 Тема, идея, проблема текста 3 46-48 Виды комментария к проблеме 3 49-51 Выявление и формулировка авторской позиции 3 52-54 Способы аргументации собственного мнения 3 55-57 Композиция сочинения 3 58-67 Работа над сочинением-рассуждением по текстам вариантов ЕГЭ 10 68 Анализ творческих работ 1 7.Система оценки достижения планируемых результатов.
Оценка устных ответов учащихся
В целях заинтересованности учащихся на занятиях элективного курса ответы оцениваются только двумя отметками: «пять « и «четыре».
Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
-соответствие работы ученика теме и основной мысли;
-полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.
В соответствии с этим
Отметка «5» ставится, если:
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 — 2 речевых недочета.
Грамотность
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится, если:
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 — 4 речевых недочетов.
Грамотность
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса
1.А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык. Грамматика, текст, стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, 14-е издание., М.,2013
2.В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание. Москва, «Просвещение», 2011
3.ЕГЭ-2013. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ФИПИ. Авторы-составители:И.П.Цыбулько,
В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, А.Ю.Бисеров,Ю.Н.Гостева, В.В.Львов, И.Б.Маслова, Н.В.Соколова.
4. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ.Авторы-составители:В.И.Капинос,
5.И.П.Цыбулько, -М.:Интеллект-Центр, 2012
6. ПахноваТ.М.Готовимся к письменному и устному экзаменам по русскому языку:9- 11кл., -М.:Вербум-М, 2013.
7. etymolog.ruslang.ru,
8. lit.lseptember.ru,
9. rus.1september.ru,
10.rvb.ru. www.gramma.ru.
11.www.feb-web.ru