Календарно-тематическое планирование элективного курса по русскому языку


5. Календарно-тематическое планирование

урока Тема урока Требования к уровню подготовки обучающихсяВид
контроля Дата проведения Примечание
план факт Введение. Общие сведения о русском языке.
1-2 Русский язык в современном мире. Виднейшие ученые-русисты.
Знать: основные функции языка в современном обществе; истоки русского языка; имена учёных, которые внесли свой вклад в развитие науки о языке (лингвистики). Лекция с элементами беседы. Практические занятия. 3-4 Активные процессы в современном русском языке Познакомить с активными процессами, происходящими в лексике, морфологии и орфоэпии (устаревшие формы слов, нормы орфоэпии, архаизмы). Аналитическая работа с текстами классиков и современных авторов. Фонетика. Орфоэпия. Графика.
5- Фонетика. Звук как единица языка. Основные фонетические процессы, происходящие в слове. Фонетический разбор слов. Графика.
Дать представление о фонетической системе русского языка, обобщить знания по теме «Фонетика, графика»; учить делать фонетический разбор повышенной трудности. Лекция с элементами беседы. Графический диктант. Фонетический разбор повышенной трудности. 7-9 Орфоэпия. Ударение в русском языке. Основные нормы произношения и ударения в русском языке Дать представление об орфоэпии как одном из разделов науки о языке; нормах произношения гласных и согласных звуков; развивать языковое чутье. Работа с орфоэпическим словарем. Самостоятельная работа. Лексика и фразеология.
10-12 Лексика. Лексическое значение слова
Обобщить знания по теме «Лексика», закрепить навыки правописания; дать понятие о сферах употребления русской лексики; различиях исконно русской и заимствованной лексики; Комплексный анализ текста. 13-15 Русская лексика с точки зрения её употребления. Формировать активный и пассивный словарь (неологизмы, историзмы, архаизмы, общеупотребительная лексика). Самостоятельные исследования учащихся. 16-18 Фразеология как раздел науки о языке. Развивать внимание к слову как социально значимому явлению; Индивидуальная работа по карточкам. 19-21 Происхождение фразеологизмов русского языка Обобщить знания по теме «Фразеология: фразеологические единицы». Фразеологическая викторина. Морфология и орфография.
22-23 Морфология и орфография. Повторить и обобщить изученное об основных терминах и понятиях раздела, особенностях морфологии как одного из разделов о языке. Составление алгоритмов правил орфографии. 24-26 Принципы русской орфографии. Повторить и обобщить изученное о значении орфографии. Составление алгоритмов правил орфографии. 27-28 Знаменательные части речи. Повторить и систематизировать ранее изученное по теме «Знаменательные части речи»; закрепить навыки морфологического разбора знаменательных частей речи. Составление таблиц и схем.
Тематические тесты. 29-30 Имя существительное как часть речи. Повторить основные теоретические сведения об имени существительном как о части речи; существительных. Словарная работа.
31-33 Правописание падежных окончаний и суффиксов имён существительных. Совершенствовать навыки правописания имён существительных; закрепить навыки аналитической работы со словом как частью речи; совершенствовать навыки правописания падежных окончаний и суффиксов имён Объяснительный диктант. 34-36 Имя прилагательное. Правописание падежных окончаний и суффиксов имен прилагательных. Повторить и обобщить сведения об имени прилагательном как о части речи; о морфологических признаках и синтаксической роли прилагательных; о правописании суффиксов и окончаний имён прилагательных; формировать навыки аналитического разбора; развивать монологическую речь учащихся. Выборочный диктант. 37-40 Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имен числительных Повторить и обобщить знания учащихся об имени числительном как о части речи; о морфологических признаках, синтаксической роли имени числительного; совершенствовать навыки употребления числительных в речи. Индивидуальная работа по карточкам. 41-43 Местоимение как часть речи. Правописание местоимений. Повторить и обобщить знания о местоимении; о морфологических признаках и синтаксической роли местоимений; об отличии местоимений от других частей речи. Графический диктант.
44-45 Глагол. Правописание глагола. Повторить и обобщить знания о глаголе; формировать навыки морфологического разбора глагола; употребления глаголов в речи. Работа со справочниками и словарями русского языка 46-48 Причастие и деепричастие. Правописание причастий и деепричастий.
Обобщить полученные знания по теме «Причастие и деепричастие»; закрепить навыки правописания. Морфологический разбор знаменательных частей речи. 49-51 Наречие как часть речи. Правописание наречий.
Обобщение знаний о наречии; закрепление правописных навыков; употребление наречий в речи. Тематический зачёт. 52-53 Слова категории состояния. Повторение и обобщение знаний о словах категории состояния; развитие навыков связной речи. 54-55 Буквы н-ннв причастиях, прилагательных и наречиях на -о, -е. Закрепление навыка написания н-нн в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных; одна и две буквы н в суффиксах прилагательных и наречиях на -о, -е; умение различать отглагольные прилагательные и причастия. Диктант с графическим объяснением.
56-58 Правописание не и ни с разными частями речи. Закрепить навыки правописания не и ни с разными частями речи; развивать связную монологическую речь. Практические задания по теме .59-60 Служебные части речи. Развивать речевые навыки учащихся. Творческая работа.
61-62 Тематический тест по теме «Служебные части речи».
Повторить и обобщить знания о служебных частях речи. Тематический зачёт 63-64 Работа над ошибками. Коррекция полученных знаний. Анализ ошибок. 65-66 Контрольный тест по теме «Морфология и орфография» Проверить знания учащихся по теме «Морфология и орфография». Тест 67-68 Работа над ошибками. Коррекция полученных знаний. Анализ ошибок. Речь. Функциональные стили речи. Текст.
69-70 Речь. Стили речи. Типы речи. Обобщить сведения о стилях и типах речи; формировать умение употреблять лексику, характерную для разных стилей. Исследовательская работа. 71-73 Текст. Основные признаки текста. Строение текста. Обобщить знания по теме «Текст»; развивать аналитические навыки; совершенствовать речь учащихся Лабораторная работа. Упражнения на понимание текста. Анализ текста. 74-75 Итоговый тест по теме «Морфология, орфография, словообразование, речь» Проверить знания учащихся по теме «Морфология и орфография, словообразование, речь». Творческо-поисковая работа. Итоговый тест 76 Работа над ошибками. Коррекция полученных знаний. Анализ ошибок. Синтаксис и пунктуация.
77-78 Принципы русской пунктуации. Обобщить знания по теме «Синтаксис и пунктуация»; закрепить навыки правописания. Анализ текста с точки зрения синтаксиса и пунктуации. Графический диктант. 79-80 Словосочетание как синтаксическая единица. Обобщить знания по теме «Словосочетание», умение определить виды и связи слов в словосочетаниях; закрепить навыки правописания. Выборочный диктант. 81-82 Синтаксис и пунктуация простого предложения.
Повторить сведения о делении предложений по цели высказывания, интонации, по строению (по наличию главных, второстепенных членов, осложненности и пр.); формировать умение распознавать осложненное простое предложение и расставлять знаки препинания. Анализ предложений. Составление таблицы и схемы классификации видов сложных предложений. 83-84 Итоговый тест за курс 10 класса Проверить ЗУН за курс 10 класса. Тест 85 Работа над ошибками. Коррекция полученных знаний. Анализ ошибок.