Конспект урока русского языка в 4 классе на тему: Правописание наречий с приставками (система Л.В.Занкова)

МОУ Кантемировский лицей





Урок русского языка
на тему:
«Правописание наречий
с приставками»
4 класс (система Л.В.Занкова)









ЦЕЛИ: на основе наблюдений, анализа и синтеза прийти к выводу, как зависит написание суффиксов –а, -о от приставок;
закрепить имеющиеся знания о наречиях;
развивать орфографическую зоркость;
воспитывать культуру поведения, труда.

I.Оргмомент
Послушайте строчки из басни И.А.Крылова:
«Однажды Лебедь, Рак и Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе все в него впряглись»

- Как вы думаете, тронулся ли воз с места? Почему?
-А как мы должны работать с вами на уроке?
Тогда девизом нашего урока по праву должны быть слова: Дружно работаем – больше узнаем

II.Чистописание

(Учитель показывает слова, дети находят те орфограммы, которые надо проверить или запомнить, и записывают буквы в тетрадь)
Связка, кастрюля, солнце, ранний, домашний, тяжкий, суббота

В тетрадях – Зз Аа Лл Нн Оо Жж Бб

Проверка (учитель показывает буквы, дети проверяют)
-Какие орфограммы встретились?
-Как проверить написание безударного гласного, непроизносимого согласного, парного согласного?
-Что скажете о других орфограммах?
- На какие группы можно разделить эти буквы? Запишите гласные с новой строки.

а о о а

III.Новый материал
Послушайте стихотворение и скажите, о чем пойдет речь на этом уроке?
Горько, кисло, сладко, вкусно,
Тяжело, печально, грустно,
Вправо. Влево, глубоко,
Справа, слева, высоко,
Ясно, правильно и точно,
Навсегда, надежно, прочно,
Верно, ровно, прямо, стройно,
Мирно, дружно и спокойно.

-Как одним словом назвать все эти слова? Что вы знаете о наречиях?

Проверка домашнего задания: Назовите наречия образа действия, времени действия, места действия, степени качества.
На доске: Добела, заново, докрасна, издавна, начисто, снова, справа, слева. Влево, издалека, засветло, вправо, наглухо.
- Прочитайте слова. Верно ли, что это наречия? Докажите. На какие две группы можете их разбить?

( а) по разрядам;
б) с суффиксами –а, -о)
- Запишите в тетрадь: 1 столбик – наречия на – а
2 столбик – наречия на -о
-Внимательно посмотрите на эти наречия и скажите, есть ли что-то общее у них? (есть приставки и суффиксы)
-Выделите приставки и суффиксы.
4. Взаимопроверка
5. Наблюдение над наречиями
-Теперь, когда вы выделили приставки и суффиксы, не сможете ли вы назвать какую – то закономерность в написании этих наречий?
- Почему в одних написали суффикс –а, а в других –о?
- Каким приставкам соответствует буква а на конце наречий, а каким о?

ВЫВОД
- Проверьте свой вывод с выводом в учебнике на с. 80.

-Есть ли среди наречий, которые вы записали, выполняя домашнее задание наречия, которые относятся к теме нашего сегодняшнего урока? Подчеркните их, выбрав нужную линию (на доске варианты:  _____ ______ _ _ _ _ _ _ _)

6.Работа по учебнику
Упр. 222. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните наречия.
Самостоятельная работа
Дополнительно : издалека 2
Физминутка по Базарному.

- Какие суффиксы написали в наречиях и почему?
Разбор 4-го предложения по членам предложения
Проверка с доказательством.

- Как изменить или дополнить предложение так, чтобы оно стало сложным? (устно)
-Прочитайте 2е предложение, выпишите словосочетания. Определите вид связи.


IV.Работа в группах
Задание: Составьте предложения с данными омоформами
1) Сначала - с начала;
2) Навстречу - на встречу;
3) Вовремя - во время
-Как отличить наречие от существительного с предлогом?
-Какой суффикс в наречии сначала? Почему? От какой части речи образовано и как?

V. Итог урока. Домашнее задание.
- Какое открытие вы сделали сегодня на уроке? Нарисуйте на листочках, которые лежат у вас на столах, свою «схему», как лучше запомнить это правило.

ПРОВЕРКА
Молодцы! Эта схема поможет правильно выполнить дома упражнение № 224 на с.81: с данными словами составить предложения, кому трудно – словосочетания.

VI.Викторина по теме «Наречие»
Могут ли наречия употребляться при существительном?
Назовите несколько наречий, которые состоят из антонимов и пишутся через дефис.
Какие наречия употребляются только в сравнительной степени?
Замените фразеологизмы синонимичными наречиями образа действия сломя голову – на глазок -
в мгновение ока – как снег на голову -
из рук вон -
Посетим международную выставку «Необычный взгляд на мир». Рассмотрите ксилографию У.Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка». Назовите как можно больше наречий, которые характеризуют эту ксилографию.
Мини-сочинение по ксилографии.
Проверка

На ксилографии текст хокку:
«Дикая утка кричит. Когда ветер дышит, поверхность воды покрывается рябью»