Рабочая программа ИЗО 5 класс по Неменскому .ФГОС второго поколения


Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования; примерной программы общего образования по изобразительному искусству и программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2012), Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин урочной деятельности в МБОУ «Гимназия». В основу программы положены идеи Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Для работы по программе предполагается использование полного учебно-методического комплекта предметной линии «Школа России». Это: учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
Программа направлена на реализацию системы базовых национальных ценностей, заявленных в концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Она конкретизирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем с учётом внутрипредметных и метапредметных связей.
Приоритетной целью, основным ценностным ориентиром содержания учебного предмета, художественного образования в школе является – духовно – нравственное развитие ребёнка, то есть формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка; развивает его душу средствами приобщения к художественной и экологической культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества, способствующего здоровому и безопасному образу жизни.
Настоящая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку, общую характеристику предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание учебно-методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Изучение изобразительного искусства в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
гармонизацию эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу формирования целостного представления о мире;
развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мировзаимоотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное, и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности, углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний, способности к сопереживанию.
Задачи обучения:
воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
развитие опыта художественного восприятия произведений искусства. Для выполнения поставленных целей программой предусмотрены три основных вида художественной деятельности:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность
— конструктивная художественная деятельность.
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
В основу программы положены:
тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности обучающихся;
система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, эстетического и трудового воспитания;
система межпредметных связей;
направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционального и нравственно- оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.
Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого, его социализации. Художественная деятельность на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.
В соответствии с требованиями национальный – региональный компонент составляет 10 -15% от общего количества часов по учебному предмету. Региональный компонент представлен следующими уроками: 5 урок. «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки Тамбовские вышивки)», 6 урок. «Народный праздничный костюм (представлены костюмы Рязани и Тамбовщины)», 16 урок. «Народные промыслы», 28 урок. «Современное повседневное выставочное искусство».
Основная форма организации учебного процесса - классно-урочная с применением современных ИКТ. Имеют место коллективные творческие дела, эвристические беседы, различные виды дискуссий; учебные и социальные проекты, уроки-экскурсии; поездки в музей, деловые и ролевые игры, практикумы, различные викторины и другие конкурсные события, творческие мастерские (семинары). Широко используется сеть интернет: для выполнения домашних заданий, консультационной поддержки, сбора дополнительной информации, участия в интернет-выставках и конкурсах.
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство является базовым предметом. Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования Изучение изобразительного искусства вносит большой вклад в достижение главных целей основного общего образования, которое направлено:
-на развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;- на гармонизацию эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу формирования целостного представления о мире;
- на развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;
- на подготовку обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной и профессиональной траектории.
По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Программа по изобразительному искусству разработана с учётом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала учащихся на материале изобразительного искусства. Программа выстроена по принципу концентрических возвращений к основам изобразительного искусства, изученным в начальной школе, их постоянного углубления и более широкого раскрытия.
Изучение изобразительного искусства даёт возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история, обществознание, русский язык, литература, музееведение, краеведение). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащегося, синтезу обучения и воспитания, реализуемому проектной деятельности.
Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственную художественную деятельность. Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Организация учебного процесса учащихся направлена на:
создание оптимальных условий обучения;
исключение психотравмирующих факторов;
сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
развитие положительной мотивации к освоению учебной программы;
развитие индивидуальности и одарённости каждого ребёнка.
Осуществление целей рабочей программы обусловлено использованием следующих технологий:
информационной;
игровой;
личностно-ориентированной.
Контроль и учёт достижений ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование образовательного результата освоения учащимися программы. Применяются разнообразные виды контроля: устный опрос, результат практической деятельности, взаимоконтроль, защита проектов, презентации по темам, выставки.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений, навыков и ключевых компетенций и способов деятельности:
воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;
анализировать результаты сравнения;
формировать понимание взаимосвязи функции предмета с его формой и декором;
работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
создавать творческие работы на основе собственного замысла;
формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);
работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;
конструировать объёмную форму с её последующим декором;
передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ « Гимназия» на изучение изобразительного искусства в 5классе, в том числе и проектную деятельность, отводится 1 час в неделю, всего 35часов.
Программа предполагает использование современных педагогических технологий: личностно – ориентированной, ИКТ-технологий, интеграционной.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности — сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной  форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Решение задач предмета «Изобразительное искусство» поддерживается программой творческого объединения «Путь к творчеству» (ЦВР «Гимназист»).
Внеурочная деятельность имеет единые цели и решает общие задачи с предметом и предусматривает привлечение детей к участию в КТД, научно – практических конференциях, всевозможных творческих конкурсах, тематических неделях, экскурсиях, регулярным посещением лектория и выставок историко-художественного музея.
Планируемые результаты освоения ИЗО в 5 классе
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
в ценностно-ориентационной сфере:-  формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;-  принятие мультикультурной картины современного мира; в трудовой сфере:-  формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ; -  готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;в познавательной сфере:    умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
-ориентироваться на разнообразие способов решения творческих задач;
-строить рассуждения в форме связи суждений об объекте, его конструкции, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
Обучающийся научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
понимать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
различать произведения разных эпох, художественных стилей;
определять произведения разных народных промыслов.
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Обучающийся научится:
понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии и передаче духовно-нравственного опыта поколений;
осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
Содержание учебного предмета
Тема 5 класса — «Декоративно - прикладное искусство и жизнь человека». Происходит планомерное знакомство с особенностями языка декоративного искусства. У детей вырабатывается способность чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи в формировании культуры быта и человеческих взаимоотношений.
Знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Декоративно – прикладное искусство и человек. 5 класс- 35часов
Раздел I «Древние корни народного искусства» ( 8 часов)
Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы.
Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды.
Раздел II «Связь времен в народном искусстве» ( 9часов)
Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы декора в игрушках. Народные промыслы: Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).
Раздел III « Декор – человек, общество и время»  (10часов)
Зачем людям украшения. Одежда говорит о человеке. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Раздел IV «Декоративное искусство в современном мире»  (8 часов)
Современное выставочное декоративное искусство. Ты сам мастер: панно; витраж; коллаж; ваза; декоративная кукла.
Тематическое планирование

п/п Тема раздела Количество
часов Тема урока Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)
1 Древние корни народного искусства 8ч. Древние образы в народном искусстве
Убранство русской избы
Внутренний мир русской избы
Конструкция и декор предметов народного быта
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
Народный праздничный костюм
Народные праздничные обряды (обобщение темы) 1
1
1
1
1
1
2 Наблюдать , воспринимать и оценивать явления природы и образы в народном искусстве.
Понимать роль пластических искусств в жизни человека.
Понимать и правильно применять в речи освоенные понятия.
Описывать произведения (фрагменты) декоративно – прикладного искусства и выражать своё отношение к ним.
Анализировать роль декоративно – прикладного искусства в жизни человека и общества.
Анализировать выразительные средства декоративно – прикладного искусства.
Наблюдать, описывать и интерпретировать произведения изобразительного искусства.
Описывать произведения (фрагменты) декоративно – прикладного искусства и выражать своё отношение к ним.
Выбрать и использовать различные художественные материалы и техники для создания выразительного художественного образа.
Создавать творческие работы в технике декоративно – прикладного искусства.
Понимать и уметь использовать в своей работе выразительные средства декоративно – прикладного искусства.
Анализировать итоги собственной творческой деятельности.
2 Связь времён в народном искусстве 9 ч. Древние образы в современных народных игрушках. Дымково
Древние образы в современных народных игрушках. Филимоново
Искусство Гжели
Городецкая роспись
Хохлома
Жостово. Роспись по металлу
Щепа. Роспись по лубу и дереву
Тиснение и резьба по бересте
Роль народных художественных промыслов в современной жизни ( обобщение темы)
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Анализировать роль декоративно – прикладного искусства в жизни человека и общества.
Анализировать выразительные средства декоративно – прикладного искусства.
Понимать эстетическое содержание и особенности выражения общественных идей в художественных образах народного искусства.
Описывать произведения (фрагменты) декоративно – прикладного искусства и выражать своё отношение к ним.
Выбрать и использовать различные художественные материалы и техники для создания выразительного художественного образа.
Создавать творческие работы в технике декоративно – прикладного искусства.
Понимать и уметь использовать в своей работе выразительные средства декоративно – прикладного искусства.
Анализировать итоги собственной творческой деятельности.
3 Декор - человек, общество, время 10ч. Зачем людям украшения.
Зачем людям украшения. Символика.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Египет.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Греция.
Одежда говорит о человеке. Япония.
Одежда говорит о человеке. Западная Европа.
О чём рассказывают нам эмблемы.
О чём рассказывают нам гербы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Обобщение.
1
1
1
1
1
1
1
1
2 Анализировать роль декоративно – прикладного искусства в жизни человека и общества.
Анализировать выразительные средства декоративно – прикладного искусства.
Анализировать эстетическое, духовное и содержание и выражение общественных идей в произведениях искусства.
Понимать эстетическое содержание и особенности выражения общественных идей в художественных образах народного искусства.
Понимать и правильно применять в речи освоенные понятия.
Овладевать языком декоративно – прикладного искусства.
Выбрать и использовать различные художественные материалы и техники для создания выразительного художественного образа.
4 Декоративное искусство в современном мире 8ч. Современное повседневное и выставочное искусство.
Ты сам мастер декоративно – прикладного искусства (панно). Эскиз
Ты сам мастер декоративно – прикладного искусства (панно). Работа в материале
Ты сам мастер декоративно – прикладного искусства (витраж).
Ты сам мастер декоративно – прикладного искусства (коллаж)
Ты сам мастер декоративно – прикладного искусства (ваза)
Ты сам мастер декоративно – прикладного искусства (декоративная кукла)
Современное выставочное искусство.
1
1
1
1
1
1
1
1 Анализировать роль декоративно – прикладного искусства в жизни человека и общества.
Анализировать выразительные средства декоративно – прикладного искусства.
Понимать и правильно применять в речи освоенные понятия.
Овладевать языком декоративно – прикладного искусства.
Выбрать и использовать различные художественные материалы и техники для создания выразительного художественного образа.
Создавать творческие работы в технике декоративно – прикладного искусства.
Наблюдать, описывать и интерпретировать произведения искусств и выражать своё отношение к ним.
Уметь использовать краски, графические средства, пластилин, глину, коллажные техники, бумажную пластику и другие доступные художественные материалы и техники для собственных творческих работ.
Всего за год 35 ч. Календарно – тематическое планирование
Темы разделов и уроков Кол-во час. Тип урока Вид контроля Планируемые результаты Дата Факт. дата
Личностные Метапредметные Предметные Древние корни народного искусства 8 час
1 Древние образы в народном искусстве
1 Урок формирования новых знаний Устный опрос, практическая работа -формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всём многообразии их видов и жанров;
-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории.
-в развитии художественного образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
-в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
-познавать мир через визуальный художественный образ,
-представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
-воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
В ценностно-ориентационной сфере:
-формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
-организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
-реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
-применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
2 Убранство русской избы 1 Урок формирования новых знаний, умений навыков Фронтальный опрос, Просмотр и обсуждение выполненных работ. принятие мультикультурной картины современного мира;
умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
-в развитии художественного образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
-в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
-познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
-приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
3 Внутренний мир русской избы
1 Урок формирования новых знаний Просмотр и обсуждение выполненных работ. Беседа по теме урока. умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства; готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории. -в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти -познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
-осваивать особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;
-приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
-реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
4 Конструкция и декор предметов народного быта
1 Комбинированный Творческое обсуждение выполненных работ. формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ. -в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
-в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
-приобретать практические навыки и умения в изобразительной -воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
-развивать эстетический ( художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всём многообразии их видов и жанров;
-организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
. -развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
-применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
5 Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки 1 Комбинированный Просмотр и обсуждение выполненных работ. Беседа по теме урока.
формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
-в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
-приобретать практические навыки и умения в изобразительной -воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений народного искусства;
-развивать эстетический ( художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всём многообразии их видов и жанров;
-развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
-применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
6 Народный праздничный костюм
1 Комбинированный Просмотр и обсуждение выполненных работ. Беседа по теме урока.
Эстетическая оценка выполненных костюмов. формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всём многообразии их видов и жанров; умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства. -в развитии художественного образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
-в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
-описывать произведения изобразительного искусства и явлений культуры, использовать для этого специального терминологию, давать определения изученных понятий;
познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
-приобретать практические навыки и умения в изобразительной -воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений народного искусства;
-развивать эстетический ( художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всём многообразии их видов и жанров;
-организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
-применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
7 Народные праздничные обряды 1 Урок обобщения и систематизации знаний Творческое обсуждение выполненных работ. -формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всём многообразии их видов и жанров;
-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории.
-в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
-воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений народного искусства;
-формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
-организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусств;
-проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры - формировать эстетический кругозор.
8 Народные праздничные обряды (обобщение темы) 1 Урок обобщения и систематизации знаний Творческое обсуждение выполненных работ. принятие мультикультурной картины современного мира;
умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
-в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
-описывать произведения изобразительного искусства и явлений культуры, использовать для этого специального терминологию, давать определения изученных понятий.
-формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
-организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусств;
-проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры - формировать эстетический кругозор.
Связь времён в народном искусстве (9час) 9 Древние образы в современных народных игрушках
1 Комбинированный Творческое обсуждение выполненных работ. формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ.
умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства; готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории. -в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
-осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка народного декоративно –прикладного искусства, художественных средств выразительности;
-приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
-воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях народного искусства;
-организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
-проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры - формировать эстетический кругозор;
-применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
10 Древние образы в современных народных игрушках
1 Урок применения предметных умений Творческое обсуждение выполненных работ. формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
-в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
--осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка народного декоративно –прикладного искусства, художественных средств выразительности;
-приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
-воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях народного искусства;
-организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
-проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры - формировать эстетический кругозор;
-применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
11 Искусство Гжели 1 Комбинированный Творческое обсуждение выполненных работ. формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всём многообразии их видов и жанров; умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства. -в развитии художественного образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
-в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
-в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
-в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
--осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка народного декоративно –прикладного искусства, художественных средств выразительности;
-приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
-воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях народного искусства;
-организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
-проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры - формировать эстетический кругозор;
-применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
12 Хохлома
1 Комбинированный Творческое обсуждение выполненных работ. -формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всём многообразии их видов и жанров;
-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории.
-в развитии художественного образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
-в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
-в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
-в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
-осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка народного декоративно –прикладного искусства, художественных средств выразительности;
-приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
-воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях народного искусства;
-организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
-проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры - формировать эстетический кругозор;
-применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
13 Городецкая роспись
1 Комбинированный Творческое обсуждение выполненных работ. принятие мультикультурной картины современного мира;
умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
-в развитии художественного образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
-в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
-в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
-в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
--осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка народного декоративно –прикладного искусства, художественных средств выразительности;
-приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
-воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях народного искусства;
-организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
-проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры - формировать эстетический кругозор;
-применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
14 Жостово. Роспись по металлу
1 Комбинированный Творческое обсуждение выполненных работ. умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства; готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории. -в развитии художественного образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
-в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
-в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
-в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
-осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка народного декоративно –прикладного искусства, художественных средств выразительности;
-приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
-воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях народного искусства;
-организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
-проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры - формировать эстетический кругозор;
-применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
15 Щепа. Роспись по лубу и дереву
1 Комбинированный Творческое обсуждение выполненных работ. формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ. -в развитии художественного образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
-в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
-в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
-в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
--осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка народного декоративно –прикладного искусства, художественных средств выразительности;
-приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
-воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях народного искусства;
-организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
-проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры - формировать эстетический кругозор;
-применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
16 Тиснение и резьба по бересте
1 Комбинированный Творческое обсуждение выполненных работ. формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
-в развитии художественного образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
-в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
-в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
-в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
--осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка народного декоративно –прикладного искусства, художественных средств выразительности;
-приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
-воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях народного искусства;
-организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
-проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры - формировать эстетический кругозор;
-применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
17 Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)
1 Урок обобщения и систематизации Творческое обсуждение выполненных работ. формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всём многообразии их видов и жанров; умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства. -в развитии художественного образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
-в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
-в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
-в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
-познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
-описывать произведения народных художественных промыслов и явлений культуры, использовать для этого специального терминологию, давать определения изученных понятий.
-осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях народного искусства;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях народного искусства.
Декор – человек, общество, время -10 часов
18 Зачем людям украшения.
1 Урок формирования новых знаний, умений навыков Фронтальный опрос принятие мультикультурной картины современного мира;
умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
-в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
-в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений. -познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль декоративно - прикладного искусства в жизни человека и общества;
-воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений декоративно – прикладного искусства;
-формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
-понимать ценность художественной культуры разных народов мира;
-развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале декоративно – прикладного искусства;
-воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
-применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
19 Зачем людям украшения. Символика.
1 Урок формирования новых знаний, умений навыков Просмотр и обсуждение выполненных работ. умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства; готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории. -в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
-в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений. --познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль декоративно - прикладного искусства в жизни человека и общества;
-воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений декоративно – прикладного искусства;
-формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
-понимать ценность художественной культуры разных народов мира;
-развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале декоративно – прикладного искусства;
-воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
-применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
20 Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Египет. 1 Урок формирования новых знаний, умений навыков Презентация своих работ учащимися и оценка результатов формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ. в развитии художественного образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
-в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
-в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
-в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
-познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
-приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
-понимать ценность художественной культуры разных народов мира;
-уважать культуру других народов;
-осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;
ориентироваться в социально – эстетических и информационных коммуникациях;
-проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям и достижениям мировой культуры ;
- формировать эстетический кругозор.
21 Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Греция 1 Урок формирования новых знаний, умений навыков Презентация своих работ учащимися и оценка результатов формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
в развитии художественного образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
-в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
-в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
-в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
-приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
-понимать ценность художественной культуры разных народов мира;
-уважать культуру других народов;
-осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;
ориентироваться в социально – эстетических и информационных коммуникациях;
-проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям и достижениям мировой культуры ;
- формировать эстетический кругозор.
22 Одежда говорит о человеке. Япония.
1 Урок формирования новых знаний, умений навыков Анализ результатов коллективной работы. формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всём многообразии их видов и жанров; умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства. в развитии художественного образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
-в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
-в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
-в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
-приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
-понимать ценность художественной культуры разных народов мира;
-уважать культуру других народов;
-осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;
ориентироваться в социально – эстетических и информационных коммуникациях;
-проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям и достижениям мировой культуры ;
- формировать эстетический кругозор.
23 Одежда говорит о человеке. Западная Европа
1 Урок формирования новых знаний, умений навыков Анализ результатов коллективной работы. -формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всём многообразии их видов и жанров;
-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории.
в развитии художественного образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
-в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
-в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
-в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
-приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
-понимать ценность художественной культуры разных народов мира;
-уважать культуру других народов;
-осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;
ориентироваться в социально – эстетических и информационных коммуникациях;
-проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям и достижениям мировой культуры ;
- формировать эстетический кругозор.
24 О чём рассказывают нам эмблемы. 1 Комбинированный Защита проекта. Оценка результатов. принятие мультикультурной картины современного мира;
умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
-в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
-в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
-в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений -познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях декоративного искусства;
-реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
-развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию,
- формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале декоративно –прикладного искусства;
-применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
25 О чём рассказывают нам гербы. 1 Комбинированный Презентация своих творческих проектов учащимися и оценка результатов умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства; готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории. -в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
-в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
-в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений - познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях декоративного искусства;
-реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
-развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию,
- формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале декоративно –прикладного искусства;
-применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
26 Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. 1 Урок формирования новых знаний, умений навыков Выступление с анализом творческих работ, выполненных на уроках формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ.
формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всём многообразии их видов и жанров; умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
-в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
-в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений -познавать мир через визуальный художественный образ,
- представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
-воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений декоративного искусства;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях декоративного искусства;
-ориентироваться в социально – эстетических и информационных коммуникациях;
-реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности,
- осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
-развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию,
-формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале декоративного искусства;
-применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
27 Роль декоративного искусства в жизни человека и общества обобщение темы 1 Урок - обобщение Выступление с анализом творческих работ, выполненных на уроках формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
-в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
-в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений познавать мир через визуальный художественный образ,
- представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
-воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений декоративного искусства;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях декоративного искусства;
-ориентироваться в социально – эстетических и информационных коммуникациях;
-реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности,
- осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
-развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию,
-формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале декоративного искусства;
-применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
Декоративное искусство в современном мире (8час)
28 Современное повседневное и выставочное искусство.
1 Урок изучения новых знаний Фронтальный опрос. Обмен мнениями по вопросам современного декоративного искусства. -формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всём многообразии их видов и жанров;
-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории.
-в развитии художественного образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
, памяти;
-в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
-в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
-познавать мир через визуальный художественный образ,
- представлять место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества;
-описывать произведения изобразительного искусства и явлений культуры, использовать для этого специального терминологию, давать определения изученных понятий;
-формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
-уважать культуру других народов;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства.
-организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства.
-проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры - формировать эстетический кругозор.
29 Ты сам мастер декоративно – прикладного искусства (панно).
1 Урок формирования новых умений Обмен мнениями в процессе знакомства с работой. формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всём многообразии их видов и жанров;
-принятие мультикультурной картины современного мира;
готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории
формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ. -в развитии художественного образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
-в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
-в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
-в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
-познавать мир через визуальный художественный образ,
-представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
-описывать произведения изобразительного искусства и использовать для этого специального терминологию, давать определения изученных понятий;
-уважать культуру других народов;
-осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях декоративного искусства;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях декоративного искусства;
-организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
-проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры - формировать эстетический кругозор.
-применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности..
30 Ты сам мастер декоративно – прикладного искусства (панно. Урок - практикум).
1 Урок практического применения знаний и умений Творческое обсуждение работ. формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всём многообразии их видов и жанров;
-принятие мультикультурной картины современного мира;
готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории
формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ.. -в развитии художественного образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
-в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
-в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
-в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
-познавать мир через визуальный художественный образ,
-представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
-описывать произведения изобразительного искусства и использовать для этого специального терминологию, давать определения изученных понятий;
-уважать культуру других народов;
-осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях декоративного искусства;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях декоративного искусства;
-организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
-проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры - формировать эстетический кругозор.
-применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности..
31 Ты сам мастер декоративно – прикладного искусства (витраж).
1 Урок практического применения знаний и умений Творческое обсуждение работ.
Анализ и оценка работ формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ.
формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всём многообразии их видов и жанров;
-принятие мультикультурной картины современного мира; готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории
-в развитии художественного образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
-в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
-в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
-в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
-познавать мир через визуальный художественный образ,
-представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
-описывать произведения изобразительного искусства и использовать для этого специального терминологию, давать определения изученных понятий;
-уважать культуру других народов;
-осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях декоративного искусства;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях декоративного искусства;
-организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
-проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры - формировать эстетический кругозор.
-применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности..
32 Ты сам мастер декоративно – прикладного искусства (коллаж) 1 Урок практического применения знаний и умений Творческое обсуждение работ.
Анализ и оценка работ формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
-в развитии художественного образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
-в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
-в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
-в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
-познавать мир через визуальный художественный образ,
-представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
-описывать произведения изобразительного искусства и использовать для этого специального терминологию, давать определения изученных понятий;
-уважать культуру других народов;
-осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях декоративного искусства;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях декоративного искусства;
-организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
-проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры - формировать эстетический кругозор.
-применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности..
33 Ты сам мастер декоративно – прикладного искусства (ваза)
1 Урок практического применения знаний и умений Эстетическая оценка результата формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всём многообразии их видов и жанров; умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства. -в развитии художественного образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
-в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
-в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
-в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
-познавать мир через визуальный художественный образ,
-представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
-описывать произведения изобразительного искусства и использовать для этого специального терминологию, давать определения изученных понятий;
-уважать культуру других народов;
-осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях декоративного искусства;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях декоративного искусства;
-организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
-проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры - формировать эстетический кругозор.
-применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности..
34 Ты сам мастер декоративно – прикладного искусства (декоративная кукла) 1 Урок практического применения знаний и умений Обмен мнениями в процессе знакомства с работой -формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всём многообразии их видов и жанров;
-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории.
-в развитии художественного образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
-в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
-в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
-в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
-познавать мир через визуальный художественный образ,
-представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
-описывать произведения изобразительного искусства и использовать для этого специального терминологию, давать определения изученных понятий;
-уважать культуру других народов;
-осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях декоративного искусства;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях декоративного искусства;
-организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
-проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры - формировать эстетический кругозор.
-применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности..
35 Современное выставочное искусство.
1 Урок обобщение материала по темам года Эстетическая оценка результата принятие мультикультурной картины современного мира;
умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
-в развитии художественного образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
-в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
-в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
-в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
-познавать мир через визуальный художественный образ,
-представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
-описывать произведения изобразительного искусства и использовать для этого специального терминологию, давать определения изученных понятий;
-уважать культуру других народов;
-осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях декоративного искусства;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях декоративного искусства;
-организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
-проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры - формировать эстетический кругозор.
-применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности..
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Литература для учащихся.
Н.А. Горяева О. В. Островская Декоративно –прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса. – М.: Просвещение, -2012.
Литература для учителя
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М., 2011. — (Стандарты второго поколения).
Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения).
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Передметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / под. ред. Б. М. Неменского. — М.: «Просвещение», 2011.
Методика оценки уровня квалификации педагогических работников.— М.: «Просвещение», 2012. — (Работаем по новым стандартам).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. — М.: «Просвещение», 2011.— (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5—7 классы. Музыка. 5—7 классы. Искусство. 8—9 классы. — М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения).
Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. — М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения)
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Н.А. Горяева О. В. Островская. Изобразительное искусство: 5 -9 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
«Искусство в школе» — общественно-педагогический и научно-методический журнал.
«Искусство» — учебно-методическая газета для учителей мировой художественной культуры, музыки и изобразительного искусства (приложение к газете «Первое сентября»).
Дополнительная учебная литература
Изобразительное искусство. 2–8 классы. Создание ситуации успеха : коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010.
Интернет-ресурсы.
Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki
Федеральный государственный образовательный стандарт. – Режим доступа : http://www.standart.edu.ru
Сетевое объединение методистов «СОМ» (один из проектов Федерации Интернет-образования). – Режим доступа : http://som.fio.ru
Портал «Все образование». – Режим доступа : http://catalog.alledu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://fcior.edu.ru
http://www.orientmuseum.ru/art/roerich
http://www.artsait.ruhttp://www.rsl.ru/— сайт российской государственной библиотеки.http://www.eart.by.ru— иллюстрированный словарь по искусству. http://www.artcyclopedia.com— иллюстрированная энциклопедия по искусству.http://www.artclassic.edu.ru/ – коллекция образовательных ресурсов по МХК (поиск произведений искусства по времени, стране, стилю).
Информационно-коммуникативные средства.
Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD).
Познавательная коллекция. Энциклопедия (CD).
Азбука искусства. Как научиться понимать картину (CD)
Технические средства обучения.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
DVD.
Музыкальный центр.
Телевизор.