Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Основы православной культуры» (6 класс)


СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________ М.С. Дорохова
«__29__»___августа_2016 г.
Станица Ереминская Лабинского района Краснодарского края
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
основная общеобразовательная школа № 26 станицы Ереминской муниципального образования Лабинский район
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности
«Основы православной культуры»
(кружок)
Класс 5

Учитель Пилюгина Дарья Дмитриевна
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы по внеурочной деятельности «Основы православной культуры» учителя Пилюгиной Д.Д., утвержденной на заседании педагогического совета школы. Протокол № 1 от 31.08.2015 г.
№ п/пДата Тема урока Оборудование Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
план факт Предметные
результаты УУД:
познавательные (П),
регулятивные (Р), коммуникативные (К) Личностные результаты
Раздел 1. Первые христиане на Руси (2 часа)
1. Крещение Руси. Первые христиане на Руси
Учебное пособие, иллюстрации Формирование представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России. П. - анализ информации; построение рассуждения; обобщение.
Р.- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.
К. - ставить вопросы, обращаться за помощью.
Осознание своей этнической принадлежности.
2. Литературные памятники Древней Руси
Учебное пособие; иллюстрации №№ 10-25. Формирование первоначальных знаний об исторических и духовных памятников православной России П.- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников), анализ информации;
Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - ставить вопросы, обращаться за помощью. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов
Раздел 2. Первые святые Руси - князья Борис и Глеб (2 часа)
3. 19.09 19.09 Сыновья князя Владимира - святые братья-княжичи Борис и Глеб Учебное пособие; иллюстрации №№ 26-34; муз.пособие №№ 7-15
Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. П. - смысловое чтение;
Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Наличие мотивации к бережному отношению к духовным ценностям.
4. 26.09 26.09 Подвиг святых в житиях, иконописи, поэзии Архитектурные памятники в честь святых Учебное пособие; иллюстрации №№ 35-42; муз.пособие №№ 10-17 Знание, понимание и принятие духовных ценностей. П. - смысловое чтение;
Р. - формулировать и удерживать учебную задачу, использовать речь для регуляции своего действия;
К. - формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество. Уважительное отношение к истории и православной культуре.
Раздел 3. Утверждение христианской веры. Святые Киево-Печерской лавры (2 часа)
5. Роль монастырей в утверждении христианской веры на Руси Учебное пособие; иллюстрации №№ 43-52; муз.пособие №№18-21 Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. П. - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета;
Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. - формулировать собственное мнение и позицию. Наличие мотивации к бережному отношению к историческим и духовным ценностям.
6. Храмы, святыни и святые Киево-Печерской лавры
Учебное пособие; иллюстрации №№ 53-62. Знание устройства Киево-Печерской лавры, его святынь и святых. П. – поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок);
Р. - преобразовывать практическую задачу в познавательную;
К. - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Наличие мотивации к бережному отношению к духовным ценностям.
Раздел 4. Русские святые времен татарского нашествия (2 часа)
7. Христиане-мученики времен татарского нашествия. Святой благоверный князь Александр Невский Учебное пособие; иллюстрации №№ 63-77; муз.пособие №№ 22-27
Знакомство с христианами - мучениками времен татарского нашествия. П. - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок);
Р. - выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной формах;
К. - определять общую цель и пути ее достижения. Наличие мотивации к бережному отношению к историческим и духовным ценностям.
8. Почитание памяти святых в объектах православной культуры
Учебное пособие; иллюстрации №№ 78-85; муз.пособие №28
Знание, понимание и принятие духовных ценностей. П. – поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок);
Р. – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; К. - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Уважительное отношение к истории и православной культуре.
Раздел 5. Святители Московские митрополиты Петр и Алексий (3 часа)
9. Значение служения митрополита Петра в возвышении Москвы Учебное пособие; иллюстрации №№ 86-97. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. П. - использовать знаково-символические средства;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к историческим ценностям.
10. Слава митрополита Алексия как молитвенника и чудотворца
Учебное пособие книга; иллюстрации №№ 98-103; муз.пособие №№ 22 Знания о служении митрополита Алексия как молитвенника и чудоворца. П. – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
Р. – формулировать и удерживать учебную задачу;
К. - определять общую цель и пути ее достижения;
осуществлять взаимный контроль. Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
11. Князь Иоанн КалитаУчебное пособие; иллюстрации №№ 104-120. Знания о жизни князя Ионна Калиты. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – применять установленные правила в планировании способа решения учебной задачи;
К. - задавать вопросы;
строить понятные для партнёра высказывания. Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Раздел 6. Избавление Руси от татарского ига. Преподобный Сергий Радонежский и святой благоверный князь Димитрий Донской (3 часа)
12. Годы татарского ига на Руси. Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский. Учебное пособие; иллюстрации №№ 121-129; муз.пособие №22 Формирование знаний о татарском иге на Руси и житие преподобного Сергея Радонежского. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - формулировать собственное мнение и позицию, строить монологические высказывания. Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
13. Святой благоверный князь Димитрий Донской Учебное пособие; иллюстрации №№ 130-131; муз.пособие №23. Знание и понимание христианского подвига на примерах святых воинов. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - формулировать собственное мнение и позицию, строить монологические высказывания. Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
14. Защитник Отечества в наше время Учебное пособие; иллюстрации №№ 132-137; муз.пособие №29. Знания о защитниках Отечества в наши дни. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - формулировать собственное мнение и позицию, строить монологические высказывания. Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Раздел 7. Проведение Рождественского праздника (1 час)
15. Проведение Рождественского праздника
Учебное пособие; иллюстрации №№ 138-140; муз.пособие №24
Знания о христианских традициях. П. – сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников);
Р. – составлять план и последовательность действий;
К. - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на праведный образ жизни.
Раздел 8. Духовная твердыня Беломорья. Чудотворцы Соловецкие - Зосима, Савватий и Герман (3 часа)
16. Соловецкий монастырь - духовная твердыня и военная крепость России Учебное пособие; иллюстрации №№ 141-144; муз.пособие №25
Формирование знаний об устройстве Соловецкого монастыря. П. – анализ информации; построение рассуждения; обобщение.
Р. – применять установленные правила в планировании способа решения учебной задачи;
К. - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к историческим и духовным ценностям.
17. Земля Соловецкая - живой источник духовной силы России. Преемственность служения святых и события русской истории Учебное пособие; иллюстрации №№ 145-147. Знание, понимание ценности жизни, нравственности. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - формулировать собственное мнение и позицию, слушать собеседника. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на праведный образ жизни.
18. Чудотворцы Соловецкие Зосима, Савватий и Герман
Учебное пособие; иллюстрации №№ 148-150. Знание и понимание христианских добродетелей. П. – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
Р. – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
К. - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Уважительное отношение к истории и православной культуре.
Раздел 9. Святые Нил Сорский и Иосиф Волоцкий размышляют о богатстве и бескорыстии (2 часа)
19. Два пути монашеского служения. Внешнее устроение Нило - Сорской Пустыни и Иосифо - Волоцкого монастыря как отражающее духовный смысл жизни их святых устроителей. Учебное пособие; иллюстрации №№ 151-155. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. К. - ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Гуманистическое сознание.
20. Отражение в фольклоре и русской поэзии христианского понимания смысла жизни и пути преодоления страстей души; совесть как критерий чистоты души Учебное пособие; иллюстрации №№ 156-157 Знания о христианском смысле в фольклоре и поэзии. П. – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Р. – формулировать и удерживать учебную задачу; К. - формулировать собственное мнение и позицию, строить монологические высказывания. Гуманистическое сознание.
Раздел 10. Свирский чудотворец (2 часа)
21. Жизненный путь преподобного Александра Свирского Учебное пособие; иллюстрации №№ 158-161 Знание и понимание христианского качества «бескорыстие». П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - формулировать собственное мнение и позицию, слушать собеседника. Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
22. Святые обители, связанные с именем преподобного. Учебное пособие; иллюстрации №№ 162-167 Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - формулировать собственное мнение и позицию, слушать собеседника. Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Раздел 11. Русские святые, Христа ради юродивые. Василий Блаженный (3 часа)
23. О счастье жизни христиан. Добродетели, которыми украшен человек счастливый Учебное пособие; иллюстрации №№ 168-170 Знания охристианских добродетелях. П. – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
Р. – определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,
предлагать помощь и сотрудничество. Уважительное отношение к жизни и трудам святых христиан.
24. Юродство - один из путей к спасению. Жизнь в Боге святого блаженного Василия.
Учебное пособие; иллюстрации №№ 171-175 Знания о подвиге юродства. П. – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
Р. – определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,
предлагать помощь и сотрудничество. Уважительное отношение к жизни и трудам святых христиан.
25. Христа ради юродивые: Николай Саллос, святая блаженная Ксения Петербургская. Учебное пособие; иллюстрации №№ 175-177 Знания об юродивых земли русской. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,
формулировать свои затруднения. Уважительное отношение к истории и православной культуре.
Раздел 12. Святые во времена Московского государства. Святой Филипп, митрополит Московский (2 часа)
26. Святой Филипп, митрополит Московский
Учебное пособие; иллюстрации №№ 178-181 Знания о служении святого Филипа митрополита Московского. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,
формулировать свои затруднения. Уважительное отношение к истории и православной культуре.
27. Песнопение о духовном мужестве, смелости святителя, о небесных венцах, его украсивших. Вера как источник духовного мужества христианина Учебное пособие; иллюстрации №№182-186. муз.пособие №25 Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. П. – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
Р. – выполнять учебные действия в материализованной, мультимедийной, речевой и умственной формах;
К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Эстетические потребности, ценности и чувства.
Раздел 13. Русские святые Смутного времени: Патриархи Иов, Ермоген, Филарет (2 часа)
28. Первые русские патриархи Иов, Ермоген, Филарет
Учебное пособие; иллюстрации №№ 187-190, муз.пособие №29 Первоначальные знания о первых русских патриархах. П. – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
Р. – выполнять учебные действия в материализованной, мультимедийной, речевой и умственной формах;
К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Эстетические потребности, ценности и чувства.
29. Памятники русской культуры, увековечившие память деятелей Смутного времени. Учебное пособие; иллюстрации №№ 191-194, муз.пособие №26 Знание и понимание влияния памятников культуры. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на праведный образ жизни.
Раздел 14. Исправление церковных книг. Патриарх Никон (2 часа)
30. Деятельность Патриарха Никона. Исправление богослужебных книг. Староверы, старообрядцы Учебное пособие; иллюстрации №№ 195-197, муз.пособие №27 Первоначальные знания о строверах и срообрядцах. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на праведный образ жизни.
31. Образ Небесного Иерусалима в русской культуре
Учебное пособие; иллюстрации №№ 198-199, муз.пособие №28 Формирование знания в русской культуре образа Небесного Иерусалима. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на праведный образ жизни.
Раздел 15. Путешествие по святым местам родной земли (3 часа)
32. Виртуальная экскурсия по храмам Кубани. Учебное пособие; иллюстрации №№ 200-200, муз.пособие №31 Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. - формулировать собственное мнение и позицию, строить монологичное высказывание. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на праведный образ жизни.
33. Виртуальная экскурсия по храмам Лабинского района. Учебное пособие; иллюстрации №№ 201-207, муз.пособие №30 Формирование знаний об истории создания храмов нашего района. П. – сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка информации;
Р. – составлять план и последовательность действий;
К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
34. Урок итогового обобщения
Учебное пособие; иллюстрации №№ 208-209, муз.пособие №32 Подведение итогов первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности П. – сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка информации; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
Р. – составлять план и последовательность действий; выполнять учебные действия в материализованной, мультимедийной, речевой и умственной формах;
К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию. Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, культуры и православной религии