Календарно — тематическое планирование внеурочной деятельности Мои первые исследования


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Мои первые исследования» составлена на основе авторской программы исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.. Авторская программа рассчитана в 1 классе на 33 часа (1 ч в неделю, 33 учебные недели), что соответствует учебному плану гимназии.
Выбор программы обусловлен миссией, целями и задачами гимназии по освоению обучающимися государственного образовательного стандарта начального общего образования по проектной деятельности, формированию и развитию у обучающихся набора ключевых компетентностей в соответствии с ФГОС, интереса к проектам, формированию и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Основное содержание:
33 ч. (1ч. в неделю)
Введение – 1ч
Общее  понятие  об  ученическом   проекте и  исследовательской  работе – 13ч
Практическая  работа  над   исследовательским   проектом – 10ч
Представление  проекта,  его  защита, анализ  и  корректировка – 8ч
Заключение – 1ч
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Личностные УУД:• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;             • уважать иное мнение;    • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
  Регулятивные   УУД:           
 • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;                                   
 • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
Познавательные УУД:
•отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
• сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
• выстраивать логическую цепь рассуждений;
• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Коммуникативные УУД:
• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
•  предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;             • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Ожидаемые результаты:
    По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:
•         действия, направленные на выявление  проблемы и определить направление исследования проблемы;
•         зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
•         обозначится граница исследования;
•         разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
•         деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;
•         поведется последовательно исследование;
•         зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);
•         проанализируются и обобщатся полученные материалы;
•         подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;
•         организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
•         простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей;
•         обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
•         организуется  экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное; 
•         продемонстрируются  результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 50%;
•         включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов,  среди учащихся 1-4 классов не менее 10%;
•   создадутся у 100% учащихся «Папки юного исследователя» для фиксирования собираемой информации;
•   сформируются представления об исследовательском обучении;
•  активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
33ч (1 ч в неделю)
№ п/п Тема занятия Виды деятельности учащихся Развитие УУД Дата
МетапредметныеЛичностные План Факт
1 Кто такие  исследователи. Что  и  зачем  надо  исследовать. Занятие – игра с введением  диалога  и  беседы. Рисунок «Я -исследователь» Учимся  задавать  вопросы  учителю  и  себе.   Регулятивные               • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;                                   
 • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
 • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;             • уважать иное мнение;    • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
6.09 2 Какой  разнообразный  окружающий  мир.
Мир природы
(флора  и  фауна) Экскурсия в  природу. Учимся  целеполаганию  и  выстраиванию  задач занятия.
Учимся наблюдать за  природой и  делать  элементарные  пометы в   рабочих тетрадях по  итогам  наблюдений
Учимся  вслушиваться  и  всматриваться  в  природу  и собирать  в  природе  материал. 13.09 3 Что  мне  интересно  в  окружающем мире    природы.
(по  итогам  экскурсии  в  природу) Занятие -  диалог
Учимся  целеполаганию и  выстраиванию задач занятия.
Учимся  видеть  проблемыи  формулировать  темы.Учимся  делать  элементарные  записи  в «Тетради  исследователя» 20.09 4 Учимся  наблюдать    за явлениями  природы
(погода,облака,  небо,  тучи, ветер, осадки  и  т.д.) Занятие- экскурсия.
Учимся  наблюдать и  делать  пометы  в  черновиках  по  ходу  наблюдений за  опытами 27.09 5 Опыты,  опыты,  опытыюЗанятие -диалог
Учимся  проводить  простейшие  опыты  и  рассказывать  о  способах  их  проведения. Учимся делать  элементарные  записи-  пометы  в  « Тетради исследователя» 4.10 6 Исследование  и  его  обдумывание: мотивация  -  тема-цель- гипотеза-конечный  продукт Занятие – беседа
Знакомимся  с  понятийным   аппаратом  исслеования:  
-исследовательская работа
- мотивация
-тема в  виде  вопроса-  проблемы  (например, «Почему  листья  осенью  меняют  зеленый  цвет и  становятся  разноцветными»
-цель
-задачи
-гипотеза
-конечный продукт  проектирования
-оформление «Ежик» 18.10 7 Выбираем  и  обдумываем  наше  общие исследование. Занятие -  практикум
Практическая  работа  над целью,  проблемой,  гипотезой,  звездочкой  обдумывания  общего  исследования. 25.10 8 Намечаем план-схему  выполнения  исследования(«Звездочка  обдумывания») Учимся  составлять «Звездочку  обдумывания»
Составление «Звездочки  обдумывания»  по  теме  выбранного исследования. 1.11 9 Какой  разнообразный  мир  книг! Занятие – экскурсия  в  школьную  библиотеку.
Учимся  выбирать  нужные  книги  по   теме  проекта,
Учимся  ориентироваться  в  мире  книг  в  библиотеке. Познавательные
•отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
• сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
• выстраивать логическую цепь рассуждений;
• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
8.11 10 Я  в  мире  книг
Книги-  помощники  исследователей. Занятие -  поиск.
Учимся  выбирать  из  книги  нужный  материал  по  теме исследования  и  делать  закладки,  пометы  карандашом,  выписки  в  рабочую  тетрадь. 15.11 11 Возможности компьютера  в  добывании  материалов  по  теме  исследования Занятие -  игра
Учимся   работать  с  Интернетом.
Учимся  запрашивать  в  Интернете  материалы  по  теме  проекта.
Учимся  оценивать найденную  информацию  по теме  исследования 29.11 12 Обращаемся  к  опыту  знающих  людей Занятие -  интервью
Учимся  задавать  вопросы  для  получения  информации  по  теме  исследования
Учимся   простейшим  формам  оформления  полученных  ответов  на  заданные  вопросы в  рабочих   тетрадях 6.12 13 Составление  технологической  карты  работы  над исследованием Занятие-конструктор
Учимся  обобщать  полученные  материалы  из  разных  источников,
Классифицировать  их,  сравнивать,  анализировать.
Учимся  составлять  технологическую  карту  работы  над  исследованием. 13.12 14 От  замысла  к  конечному  продукту
(Работаем  над  реализацией  замысла  исследования по технологической  карте) Занятие -  практикум
Учимся  практическому  освоению замысла и  работе  по  технологической  карте 20.12 15 Важно:  уметь  защитить  свою исследовательскую работу Занятие-эталон
Понятие  о  защитном  слове  и  его  значимости.
Требования  к  защитному  слову.
Учимся  слушать  образец  защитного  слова.
Учимся  видеть  и  анализировать
культуру  устного  выступления.
Учимся   умению  и  культуре  задавать  вопросы  защищающемуся  со  своим  исследованием 27.12 16-17 Готовим  защитную  речь  по   теме  исследования   Занятие-практикум
Учимся  устному  высказыванию  по  опоре и  выполнению  требований  к  защитной  речи.
Занятие - тренинг
Учимся  работать  в  команде. 17.01 24.01 18-19 Без  презентации
Защитная   речь  бедна  и  бледна Занятие-практикум
Требования  к  компьютерной  презентации.
Учимся  делать  презентацию  к  составленному  тексту.
Занятие - тренинг
Учимся  показывать  презентацию  к  составленному  тексту  защиты  исследовательской работы 31.017.02 20 Защита   коллективной  исследовательской работы Занятие -  публичное  выступление  перед  родителями и  другими первоклассниками   Коммуникативные
• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
•  предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;             • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. 14.02 21 Анализ  и  корректировка  проделанной  работы  над  исследованием Занятие-  вертушка
Учимся  делать  выводы  и  обобщать,  подводить  итоги.
Учимся   из  проделанной  работы  планировать  дальнейшую   исследовательскую деятельность 21.02 22-29 Моё  личное  исследование  и  работа  над  ним  совместно  с  учителем Занятия-  практикумы  и  занятия  - консультации
Учимся  под  руководством  учителя  и  самостоятельно  создать  свою исследовательскую работу  на  выбранную  учеником  тему,  пройдя  все  этапы  его  создания  и  защиты 7.03 14.03 21.03 28.03 4.04 11.0425.04 2.05
30-32 Корректировка учителя дополнений,  внесенных  учащимися  и  их  родителями в   исследовательскую работу
«Рабочая  тетрадь  юного  исследователя»   Учимся  коллективно  обсуждать  представленные  материалы,  вступать  в  диалог,  отстаивать  свою  точку  зрения,  оценивать  себя  и  друг  друга. 9.05 16.05 33 Мы-исследователи Занятие - итоговая  игра Учимся  подводить  итоги  и  систематизировать.   23.05 Перечень информационно-методического обеспечения
1. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007 г.
2. Савенков А.И. «Я - исследователь» Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007 г.
3. Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.
4. Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся»//Начальная школа, 2006г. .№2.
5. Чиркова Е.Б. «Модель урока в режиме технологии проектного обучения» //Начальная
школа, 2003г. № 12.
6. Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения»  М.: Русская энциклопедия, 1998г.
7. Дубровина И.В. «Интересы как одно из условий развития способностей школьника» Москва: Академия, 1998г.
8. Леонтович А.В. «В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой  деятельности»  // “Завуч” 2001г. № 1
9. Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания»
// “Завуч” 2001г. № 1
10. Леонтович А.В. «Рекомендации по написанию исследовательских работ» // “Завуч” 2001г. № 1
11. Харчевникова Е.Г. «Овладение учителем школьными технологиями» // Начальная школа  2003г.  №2.
12.Семенова Н. А. «Исследовательская деятельность учащихся»// Начальная школа  2006г. №2.
13. Аркадьева А.В. «Исследовательская деятельность младших школьников» // Начальная школа плюс До и После. – 2005г.