Рабочая программа внеурочной деятельности Учимся создавать проекты
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УЧУСЬ СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТ»
















Учитель: Калинкина Надежда Адамовна
На основе: авторской программы Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. «Учусь создавать проект», Москва: Издательство РОСТ, 2012г.
Уровень: базовый
Классы: 3
Годовой курс: 136 часов
Количество часов в неделю: 4 часа




п. Кулаково
2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 3 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./2012.
Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
На изучение курса по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/» по замыслу авторов отводится 136 часов по 2 занятия в неделю. 136 занятий и резервные занятия «Советы на лето от Мудрого дельфина». Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 610 лет.
Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники и учебные пособия для учащихся и учителя:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 3 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 3 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
В соответствии с планом работы школы по внеурочной деятельности, с санитарными нормами, с целью предупреждения перегрузок у учащихся начальной школы мы составили рабочую программу на 136 часов в год, на 4 часа в неделю.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология. Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Рабочие тетради способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности. Рабочие тетради курса «Учусь создавать проект» для начальной школы - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.
Каковы особенности занятий по рабочим тетрадям «Учусь создавать проект»?
В данные пособия вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.
Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Данные тетради станут хорошим помощником, как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи курса:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
воспитание целеустремленности и настойчивости;
формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Планируемые результаты
Ученик получит возможность научиться:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностные универсальные учебные действия
У ребенка формируются:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Программа предусматривает достижение результатов:
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи;
предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации про
·граммы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
Тематическое планирование
№ занятия
Тема
Кол.
часов
Дата


Кто я? Моя семья
1



Чем я люблю заниматься. Хобби
1



О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта
1



Как собирать материал? Твои помощники
1



Проблема.
1



Проблема. Решение проблемы
1



Гипотеза. Предположение
1



Гипотеза. Играем в предположения
1



Цель проекта
1



Задача проекта
1



Выбор нужной информации
1



Выбор нужной информации
1



Интересные люди – твои помощники
1



Продукт проекта
1



Виды продукта. Макет
1



Визитка
1



Как правильно составить визитку к проекту
1



Как правильно составить визитку к проекту
1



Мини-сообщение.
1



Выступление перед знакомой аудиторией
1



Выступление перед знакомой аудиторией
1



Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно
1



Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта
1



Пробные выступления перед незнакомой аудиторией
1



Пробные выступления перед незнакомой аудиторией
1



Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно
1



Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно
1



Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно
1



Тест «Чему я научился?»
1



Памятка для учащегося-проектанта
1



Памятка для учащегося-проектанта
1



Твои впечатления от работы над проектами
1



Ярмарка достижений
1



Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения
1



Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант
1



Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями
1



Выбор помощников в работе над проектом
1



Этапы работы над проектом
1



Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность»
1



Проблема. Решение проблемы
1



Выработка гипотезы-предположения
1



Цель проекта
1



Задачи проекта
1



Сбор информации для проекта
1



Знакомство с интересными людьми. Интервью
1



Знакомство с интересными людьми. Интервью
1



Обработка информации. Отбор значимой информации
1



Обработка информации. Отбор значимой информации
1



Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка»
1



Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка»
1



Играем в ученых. Это интересно
1



Играем в ученых. Это интересно
1



Тест «Чему ты научился?»
1



Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение)
1



Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение)
1



Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение)
1



Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация»
1



Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация»
1



Значимость компьютера в создании проектов. Презентация
1



Значимость компьютера в создании проектов. Презентация
1



Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР
1



Программа МРР
1



Программа МРР
1



Программа МРР
1



Совмещение текста выступления с показом презентации
1



Совмещение текста выступления с показом презентации
1



Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта
1



Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта
1



Тест «Советы проектанту»
1



Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки
1



Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки
1



Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ»
1



Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ»
1



Играем в ученых. Это интересно
1



Играем в ученых. Это интересно
1



Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности
1



Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности
1



Памятка жюри конкурсов
1



Пробное выступление перед незнакомой аудиторией
1



Пробное выступление перед незнакомой аудиторией
1



Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией
1



Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией
1



Играем в ученых. Это интересно
1



Играем в ученых. Это интересно
1



Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта
1



Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта
1



Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом
1



Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом
1



Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы
1



Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи.
1



Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации
1



Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации
1



Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта
1



Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта
1



Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование
1



Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование
1



Памятки. Составление памяток по теме проекта
1



Памятки. Составление памяток по теме проекта
1



Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере
1



Практическая работа. Создание мини-постера
1



Практическая работа. Создание мини-постера
1



Практическая работа. Создание мини-постера
1



Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм
1



Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм
1



Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм
1



Программа МРР. Анимации. Настройка анимации
1



Программа МРР. Анимации. Настройка анимации
1



Программа МРР. Анимации. Настройка анимации
1



Программа МРР. Анимации. Настройка анимации
1



Программа МРР. Дизайн
1



Программа МРР. Дизайн
1



Программа МРР. Дизайн
1



Программа МРР. Дизайн
1



Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями
1



Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями
1



Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями
1



Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями
1



Требования к компьютерной презентации.
1



Требования к компьютерной презентации.
1



Требования к компьютерной презентации.
1



Требования к компьютерной презентации.
1



Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР
1



Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР
1



Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР
1



Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту
1



Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту
1



Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту
1



Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка
1



Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка
1



Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка
1



Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия
1



Твои впечатления работы над проектом
1



Пожелания будущим проектантам
1



Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году.
1



«Советы мудрого дельфина на лето»
1



«Советы мудрого дельфина на лето»
1


Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение курса «Учусь создавать проект»
Книгопечатная продукция
Для обучающихся:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 3 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Дополнительная литература для обучающихся:
1.  Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
2.  Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
Для учителя:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 2 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Рекомендуемая литература для учителя:
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2.  Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
3.  Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.         
4.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
5.   Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
Электронные образовательные ресурсы:
1.  Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (09.03.11)
2.  Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ](09.03.11)
3.  Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (09.03.11)
4.  «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (09.03.11)
Технические средства
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Компьютер
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи.

 








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




ђ Заголовок 1ђ Заголовок 2ђ Заголовок 3ђ Заголовок 4ђ Заголовок 5ђ Заголовок 6ђ Заголовок 7ђ Заголовок 8ђ Заголовок 915