программа по математике Математика для любознательных



ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта города Шахтинска»
КГУ «Общеобразовательная средняя школа №1 акимата города Шахтинска»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зав. методическим кабинетом Директор КГУ
отдела образования, «ОШ №1
физической культуры акимата города
и спорта города Шахтинска Шахтинска»
________ Г. Калуетова _______ С.Ю. Суханова
«____»___________2013 «___»____________2013
Программа развивающего курса по математике
«Математика для любознательных»
для учащихся 3 классов общеобразовательных школ
ОДОБРЕНО
Методическим советом
ГУ «Отдел образования,
физической культуры и спорта
города Шахтинска»
Протокол № ______
«____»____________2013
Рассмотрено на заседании ШМО, кафедры начальных классов
КГУ «Общеобразовательная школа №1 акимата города Шахтинска»
Протокол № 10 от 18.05.2013 год
Рекомендовано Методическим советом КГУ ««Общеобразовательная школа №1 акимата города Шахтинска»
Протокол № 6 от 24.05. 2013 года
Одобрено Методическим советом ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта города Шахтинска»
Протокол № _____ от «_____»________ 2013 год
Составитель: Войтова Инна Валерьевна,
учитель начальных классов высшей категории высшего уровня квалификации

Развивающий курс по математике «Математика для любознательных»
Рецензенты:
Дябина Г.Н. - руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов КГУ ««Общеобразовательная школа №1 акимата города Шахтинска»
Ахметова Ш.К. - заместитель директора по учебно-воспитательной работе КГУ «Общеобразовательная школа №1 акимата города Шахтинска»
Пояснительная записка
Данная программа рассчитана на 1 год (36 часов), предлагается для использования в классах общеобразовательной школы. В современном информационном обществе при подготовке детей к жизни необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу и синтезу, умение сравнивать, обобщать делать выводы. Эта программа – работа учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
Выполнение заданий на сообразительность - мощный инструмент для развития у детей воображения, мышления, речи. Решение подобных заданий укрепляет связь с жизнью, пробуждает у ребят интерес к математическим знаниям и понимание их практического значения. Всё это позволяет расширять кругозор ребёнка, знакомя его с самыми разными сторонами окружающей действительности.
Календарно – тематическое планирование составлено на основе «Учебных программ общеобразовательной школы /I – IV классы/» разработанных Министерством образования и науки Республики Казахстан Национальной академией образования имени Ы. Алтынсарина, г. Астана, 2010 год и ГОСО РК 2003-2010.
Цель программы: развитие у учащихся логического мышления, внимания, памяти, пространственного представления, познавательных и творческих способностей, любознательности, фантазии, смекалки, интереса к математике, привитие интереса учащимися к математике, систематизация и углубление знаний по математике.
Задачи:
1) создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
повышение математической культуры ученика;
воспитание настойчивости, инициативы.
Особенности программы заключаются в том, что учитывая возрастные особенности учащихся, программа выстроена таким образом, что процесс ознакомления с новым материалом сопровождается закреплением и обобщением полученных представлений, введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Таким образом, каждый пункт программы представляет собой этап, на котором уже имеющиеся знания расширяются, углубляются используются в новом качестве. Программа осуществляет принципы: актуальность (Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся); научность (Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения); системность (курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач); практическая направленность (содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах); обеспечение мотивации (во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике).
Эффективность усвоения учащимися программного материала достигается с помощью методов, присущих естествоведческим наукам: проведение наблюдений, практикумов, основанных на принципах РО, а так же различных стратегий критического мышления через чтение и письмо. Возможно проведение карт БиС (Триада). Предусмотрены занятия для групповой работы и работы в парах, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, а так же использование интерактивных технологий и интерактивного оборудования.

При работе по данной программе будут достигнуты следующие результаты:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
- решение комбинаторных задач путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
- проведение и успешное участие в математических соревнованиях.
Тематика творческих, проектных или исследовательских работ.
Изготовление книжки-малышки для учащихся 1-2 классов с математическими ребусами.
Самостоятельное составление и решение задачи- шутки.
Геометрия вокруг нас – создание геометрических кроссвордов.
Конкурс «Самый смышленый» - подготовка и проведение.
Интеллектуальный марафон.
Содержание программы:
3 класс- 36 часов
Вычисления в 100- 5 часов
Сложение и вычитание в пределах 100. Задачи на сложение и вычитание в пределах 100. Простые и составные задачи.
Вычисления в 1000 – 7 часов
Сложение и вычитание в пределах 1000. Простые и составные задачи, связанные с величинами. Арифметические задачи, требующие особых приемов решения.
Табличное умножение и деление – 18 часов
Табличное умножение и деление. Решение задач ( простых и составных) разных видов с применением умножения и деления.
Логические и творческие задания – 6 часов
Задачи- шутки, задачи геометрического содержания, задачи – ребусы, логические задания.
Учебно-тематический план программы:
№ Тема занятия Кол-во часов
Вычисления в 100- 5 часов
1. Сложение и вычитание в пределах 100 2
2. Задачи на сложение и вычитание в пределах 100. 1
3. Простые задачи 1
4. Составные задачи 1
Вычисление в 1000- 7 часов
1. Сложение и вычитание в пределах 1000 2
2. Простые задачи, связанные с величинами 1
3. Составные задачи, связанные с величинами 1
4. Арифметические задачи, требующие особых приемов решения 2
5. Конкурс «Самый смышленый» - подготовка и проведение. 1
Табличное умножение и деление – 18 часов
1. Таблица умножения и деления 2
2. Задачи на уменьшение и увеличение в несколько единиц 1
3. Задачи на разностное и кратное сравнение 1
4. Задачи разных типов на табличное умножение и деление 2
5. Задачи на деление с остатком 2
6. Задачи на нахождение неизвестного множителя 2
7. Составные задачи на умножение и деление 2
8. Конкурс «Самый смышленый» - подготовка и проведение. 1
9. Задачи, решаемые с помощью таблицы:
Цена-количество-стоимость 1
10. Задачи, решаемые с помощью таблицы:
Масса1 предмета – количество -общая масса 1
11. Задачи, решаемые с помощью таблицы:
Скорость-время-расстояние 1
12. Составные задачи, решаемые с помощью таблицы 1
13. Составные задачи разных видов 1
Логические задания – 6 часов
1. Изготовление книжки-малышки для учащихся 1-2 классов с математическими ребусами 2
Составление и решение задачи- шутки 1
2. Геометрия вокруг нас – создание геометрических кроссвордов. 1
3. Конкурс «Самый смышленый» - подготовка и проведение 1
4. Интеллектуальный марафон. 1
Итого: 36 часов
Глоссарий:
Сложение Одна из основных операций (действий) в разных разделах математики, позволяющая объединить два объекта (в простейшем случае — два числа).
Вычитание Одна из четырёх арифметических операций; операция, обратная сложению. Обозначается знаком минус «−».
Умножение Одно из четырёх основных арифметических действий, бинарная математическая операция, в которой один аргумент складывается столько раз, сколько показывает другой. В арифметике под умножением понимают краткую запись сложения указанного количества одинаковых слагаемых.
Деление Одно из четырёх простейших арифметических действий, обратное умножению. Деление — это такая операция, в результате которой получается число (частное), которое при умножении на делитель даёт делимое.
Сотня Название 100 (ста) единиц чего-либо.
Тысяча Натуральное число 1000, десять сотен, 10 пространственные структуры, отношения и их обобщения.
Логика «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — раздел философии, наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.
Число Основное понятие математики[1], используемое для количественной характеристики, сравнения и нумерации объектов. Возникнув ещё в первобытном обществе из потребностей счёта, понятие числа с развитием науки значительно расширилось. Письменными знаками (символами) для записи чисел служат цифры.
Геометрия Раздел математики, изучающий пространственные структуры, отношения и их обобщения.
Периметр фигуры Сумма длин всех сторон фигуры.
Список литературы для учителя и учащихся.
Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
М.В. Беденко «Сборник текстовых задач по математике». М «Вако»,2007
Г.В. Керова «Нестандартные задачи по математике». М: «Вако», 2008
Список использованной литературы.
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2007
Сахаров И.П., Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004