Программа внеурочной деятельности История математики для любознательных (6 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Свердловский центр образования»

«Рассмотрено»
на заседании МО учителей
математики и физики
Протокол №___от «___» _______201__ г

«Утверждено»
Приказ №______
от «___» ____________201 __ г




ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ»

для 6 классов



Волосенко Светлана Александровна,
первая квалиф.категория


2016-2017 уч.год

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «История математики для любознательных» составлена на основе:
- Закона Российской Федерации «Об образовании»
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей. .Григорьева Д.В., Степанов П.В., М., 2011 в рамках УМК по Математике 5-6 классы (авторы: А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С. Якир) издательского центра «Вентана-Граф».

Актуальность программы обоснована введение ФГОС ООО, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, Письмом ДОО Минобрнауки России от 12.05.2011 №03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федеральных государственных стандартов общего образования». Программа ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися, основной образовательной программы. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая направлена не только углублять и расширять знания, но и способствовать формированию универсальных (метапредметных) умений и навыков, развитию познавательных способностей, повышению мотивации к изучению такого предмета как математика. Реализация программы дает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников.
В содержание современного математического образования в соответствии с новыми стандартами образования вводится дополнительный методологический раздел «Математика в историческом развитии». Он предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения. Но, как правило, на уроках форма сообщения исторических фактов сводится лишь к краткой беседе, экскурсу, лаконичной справке или решению задач. Поэтому курс «История математики для любознательных» дает возможность обучающимся получить более полную и объемную информацию по предмету.
Изучение материала программы способствует эстетическому воспитанию человека. Подобранный материал развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний, сформировать у учащихся представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Цель – развитие интереса к истории возникновения и развития математики, расширение кругозора и эрудиции обучающихся.
Задачи:
- повышение уровня математической подготовки учащихся;
- приобретение опыта коммуникативной и творческой деятельности;
- развитие познавательной и творческой активности учащихся на основе занимательных заданий.
- совершенствование интеллектуальных и речевых умений ребят путем обогащения математического языка;
- формирование умений самостоятельно работать с учебной, научно-популярной литературой при организации проектной деятельности;
- повышение мотивации обучения;
Новизна  данного курса заключается в том, что на занятиях происходит знакомство учащихся с  категориями математических задач,  не связанных непосредственно со школьной программой, с новыми методами рассуждений, так необходимыми для успешного решения учебных и жизненных проблем.









Планируемые результаты учебной деятельности

Изучение по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных, предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию; 
умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметные результаты:
умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

Предметные результаты
знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики;
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования.
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
понимание и использование информации, представленной в форме таблиц;
умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
расширение кругозора, осознание взаимосвязи математики с другими учебными дисциплинами и областями жизни при выполнении проектной деятельности;
приобретение опыта самостоятельной деятельности при решении учебных и исследовательских задач
выполнение проектов по темам данного курса;
Обучающий получит возможность:
- пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематической литературой для получения необходимой информации;
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических заданий;
- интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию с помощью ИКТ)
- публичного выступления перед учащимися своего класса;
- аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности



Формы и режим занятий
В соответствии с ФГОС школьники выбирают содержание внеурочной деятельности, в которой они могут участвовать. Режим проведения занятий – 1 час в неделю в течение 34 учебных недели.
Интерес к математике у учащихся 5-6 классов находится на уровне любознательности. Школьники с большим интересом составляют и разгадывают кроссворды, ребусы, делают доклады и решают задачи, связанные с историческими фактами. Поэтому программа внеурочной деятельности рассчитана на обучающихся 6 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень.
Методы и приемы обучения: проблемно-развивающее обучение, иллюстративно-наглядный метод, индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися, проектные и исследовательские технологии.
Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать индивидуальную, парную групповую, коллективную работы.
Формы контроля
- упражнения в письменной и устной форме
- защита проектов
- сообщения, мини доклады, кроссворды, ребусы
Проекты: «Старинные меры длины, веса, площади»,
«Сказочный задачник», «Великие и известные».










Содержание курса

1. Зарождение математики, древние цивилизации (10 часов)
Период зарождения математики. Математика древнего мира. Счет у первобытных людей. Возникновение понятия числа, числовых обозначений. Образование понятий о геометрических фигурах. Значение производственной деятельности людей в возникновении и развитии математических понятий. Общее и специфическое в развитии математики древних цивилизаций: Древний Египет, Древний Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай. Древняя Греция: милетская школа. Фалес, Пифагор. Александрийская школа в эпоху Римской империи. Евклид. Знаменитые задачи древности.
2. Математика народов Средней Азии и Ближнего Востока
(5 часов)
Багдадская школа. Аль-хорезми. Омар Хайям. Возникновение и особенности написания арабских цифр. Цифры у разных народов. Значение математики народов Востока для последующего развития математики в Европе. Арабская нумерация. Система десятичных дробей у Аль-каши.
3. Математика на Руси (11 часов)
О происхождении арифметики. Буквы и знаки (славянские цифровые знаки). Старинные русские меры длины, меры площадей, веса жидкостей, сыпучих тел. Русские счеты. Упрощенные приемы умножения и деления Нумерация и дроби на Руси. Рукопись Кирика. Великие математики из народа: Иван Петров, Л. Магницкий. Интересные приемы устного счета. Задачи со сказочным сюжетом. Занимательные задачи.
4. Математика в «лицах» (8 часов)
Краткие биографии великих ученых, философов, мыслителей и математиков: Леонардо Пизанский, Ф.Виет, Л.Эйлер, М.В.Остроградский, С.В Ковалевская, К.Ф.Гаусс, Н.И Лобачевский, Г.Лейбниц, Б.Паскаль, В.А.Стеклов, А.Н.Колмогоров. Их основные открытия. Высказывания «великих» о науке.






Тематическое планирование

занятия
Содержание
учебного материала
Кол-во
часов



1.Зарождение математики, древние цивилизации
(10 часов)

1.
Вводное занятие
1

2
Счет у первобытных людей
1

3
История чисел
1

4-5
Общее и специфическое в развитии математики древних цивилизаций: Древний Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай. Проект
2

6
Математика Древнего Египта
1

7-8
Достижения математиков Древней Греции: Милетская, Пифагорийская математические школы
2

9-10
Биографические миниатюры об ученых: Фалес, Пифагор, Евклид
2


2. Математика народов Средней Азии и Ближнего Востока
(5 часов)

11
Арабская нумерация, цифры у разных народов
1

12
Омар Хайям, история календаря
1

13
Открытие арифметических действий, дробей, задач
1

14
История записи десятичных дробей.
1

15
Биографические миниатюры об ученых: Ал-Хорезми, Джемиш ал-Каши,
1


3. Математика на Руси (11 часов)

16
Рождение и накапливание навыков счета
1

17
Буквы и знаки. Развитие нумерации на Руси
1

18
Русские счеты. Упрощенные приемы умножения и деления
1

19-20
Старинные русские меры длины, меры площадей, веса жидкостей, сыпучих тел. Проект
2

21
Геометрические сведения в старых русских памятниках
1

22
Арифметика Л.П.Магницкого
1

23
Биографические миниатюры: монах Кирик,
Ивашка Елизарьев, Иван Петров
1

24
Интересные приемы устного счета,
занимательные задачи
2

25
Задачи со сказочным сюжетом
1

26
Денежная система русского народа
1


4. Математика в «лицах» (8 часов)

27
Леонардо Пизанский (Фибоначчи)
1

28
Ф.Виет, Б.Паскаль
1

29
Г.Лейбниц, Л.Эйлер
1

30
К.Гаусс, Н.И.Лобачевский
1

31
М.В.Остроградский, С.В.Ковалевская
1

32
В.А.Стеклов, А.Н.Колмогоров
1

33-34
Математический брейн-ринг
2


Литература
Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы, - М., 2012
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Бурбаки Н. Очерки по истории математики, 2007
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Глейзер Г.И. История математики в школе: книга для чтения учащихся 5-6 класса. Пособие для учителя – М., 1998
Депман И.Я. За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5-6 классов, - М, 2009
Занимательная математика в рассказах для детей. А.П.Савин, В.В.
Станцо, А.Ю.Котова, М., 2012
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Олехник С. Н., Нестеренко Ю. В., Потапов М. К. Старинные занимательные задачи. - М., 1988.
Панов В.Ф. Математика древняя и юная. Под ред. B.C. Зарубина. - М., 2006.
Писаревский Б. М., Харин В. Т. Беседы о математике и математиках. – М., 2004.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

















13 PAGE 141015



15