Презентация к семинару-практикуму для классных руководителей Активные формы работы с родителями


АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИсеминар-практикум «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» В.А.Сухомлинский Цель работы с родителями: создание единого воспитательного пространства «семья-школа».Направления работы:психолого-педагогическое просвещение родителей,вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс,участие родителей в управлении школой. Структура работы лицея с родителямиЗам. директора по ВР,старшие воспитатели,классные руководителиДиректорПредседатель родительского комитетаРодительский совет Психологическая службаКлуб «Ровесник»Спортивные соревнованияПрофилактическая работаОбщешкольный родительский лекторийРодительские гостиныеТворческие отчеты для родителейТренинг детско-родительских отношенийИндивидуальные консультацииРабота с родителями трудных детей и подростковРодительские собранияСовместные общественно полезные дела «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями» Школьный афоризм Задание: изобразите графически тип родителей, опираясь на предлагаемое описание. Типы родителейПозитивно-ориентированныеСоюзникиМанипуляторыТворческиеРавнодушныеДеструктивные Причины непонимания между учителем и родителямиЗадание: обсудите в группах причины непонимания в системе «педагог – родитель» с точки зренияа) родителейб) учителей. Причины непонимания между учителем и родителямиНизкий (разный) уровень социально-психологической культуры родителей и педагогов.Недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в школе, а учителей – об условиях и особенностях семейного воспитания.Отношение педагогов к родителям не как к субъектам воспитательной деятельности, а как к её объектам.Неумение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, находить причины своих ошибок. Результаты анкетированияУчастники опроса – 52 учителя {3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}№ВопросВариант ответаДаНетНе знаю1Доброжелательны ли мы по отношению к родителям?100%002Легко ли им попасть в школу?90%6%4%3Достаточно ли чистый подъезд к школе и ее вход?87%12%1%4Легко ли родителям найти учительскую, кабинет завуча и директора (понятны ли указатели к ним)?46%52%0%5Гостеприимны ли люди, встречающие родителей, есть ли место, где родители могут посидеть?83%12%5%6Умеем ли мы разговаривать с родителями по телефону?96%2%2%7Весь ли персонал школы доброжелателен по отношению к родителям?65%21%14%8Проводим ли мы обучение родителей?75%23%1%9Проводим ли мы консультации или семинары для родителей по выполнению домашних заданий детьми, дисциплине, мотивации учения и др.?83%17%010Есть ли у нас группы родителей, выполняющие функции наблюдателей (за качеством обучения, отношениями учеников и учителей и др.) в школе?46%44%10%11Участвуют ли родители в обсуждении финансовых вопросов и определении целей работы и развития школы?90%8%2%12Все ли мы делаем для того, чтобы визиты родителей и представителей общественности в школу были регулярными?81%12%7%13Пожелали бы мы себе таких учителей (такой школы), как мы сами?98%0%2% Формы работы с родителями ФИЛВОРД «Формы работы с родителями»{3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}АОЛДШРРИНГМЫКДРАНИГЗЖПКОЕДЙКНИОГИТЯЕЩКВМУПРАКТИКУМОРАКЛГИРЕНИЯПНЕАОСОБРАНИЕФСДРНОЧЮЛЕКЦИЯУИИФАЛЕЖУЦТОНЛЕСЕРЫХЕЯГРИЛЬСОРКУСУМРЕПЭТЗНЕИМАРЛЬНЕВАУЕНГЕДОЧНИКУЦХГЦРЛАКМЕНОРИКЛИАОБУИРГЕНЯЬЗЯБДЫЦЕХЫЮНФАБРДИСКУССИЯЕДБОЖСАНАТОРИЙЗ ФИЛВОРД «Формы работы с родителями»АОЛДШРРИНГМЫКДРАНИГЗЖПКОЕДЙКНИОГИТЯЕЩКВМУПРАКТИКУМОРАКЛГИРЕНИЯПНЕАОСОБРАНИЕФСДРНОЧЮЛЕКЦИЯУИИФАЛЕЖУЦТОНЛЕСЕРЫХЕЯГРИЛЬСОРКУСУМРЕПЭТЗНЕИМАРЛЬНЕВАУЕНГЕДОЧНИКУЦХГЦРЛАКМЕНОРИКЛИАОБУИРГЕНЯЬЗЯБДЫЦЕХЫЮНФАБРДИСКУССИЯЕДБОЖСАНАТОРИЙЗ Родительское собраниеАктивные методы:а) работа в мини-группах («мозговой штурм», дискуссия);б) ролевые игры. Тема собрания: «Выбор профессии»Цель: выявление представлений родителей о выборе профессии их детьми.Родители делятся на группы – «родителей» и «подростков». Вопросы для обсуждения:Какая профессия является, на ваш взгляд, удачно выбранной?Назовите предпочитаемые профессии.Приоритет у возможностей родителей или интересов самого ребенка. Взгляды родителей сопоставляются с реальными результатами предварительного анкетирования детей. Тема собрания: «Решаем проблему»Группе родителей необходимо принять общее решение по поводу педагогических проблем, возникших в классе. Перед родителями в начале собрания формулируется проблема (недружный класс, дети не хотят учиться).Родители распределяются на мини группы. Каждая получает «Бланк анализа проблемы» и заполняет его письменно.Бланк анализа проблемы     Когда работа в группах завершена, участники озвучивают результаты. Материалы групп обобщаются и подытоживаются.В чем суть проблемыКак ее можно решитьКто это будет делать Тема собрания: «Как общаться с подростком»Родителям предлагается на время почувствовать себя подростком, войти в его роль, представить, о чем он думает, что чувствует. С этой целью родители осуществляют поиск разрешения ситуаций, в которых могут оказаться их дети (ситуации может предлагать педагог или сами родители).Ситуации для обсужденияПодросток уходит в свою комнату и демонстративно закрывает дверь перед носом родителей.Мама спрашивает сына, выучил ли он уроки. Он отвечает: «Надоело, когда меня учат!»Дочь целый день лежит на диване с наушниками, слушает музыку. На все просьбы мамы начать делать уроки не реагирует.Родители предлагают свои варианты решения из позиции подростка и родителя. Условия применения активных методов на родительском собранииОбеспечение безопасности участников.Заинтересованность родителей.Организация пространства. Необходимость предупредить родителей заранее. Выбор оптимального времени на родительском собрании для применения активных форм взаимодействия.  Родительское собрание будет эффективным, если: ориентироваться на ресурсы родителей как интеллектуальные, так и эмоциональные;удовлетворять принципам: активности (следовать желаниям родителей); оптимальности (выбирать для обсуждения проблемы, требующие объединения усилий и совместного принятия решения); значимости (выбранные для обсуждения тема, проблема должны быть актуальны и принимаемы изнутри); результативности; сотрудничества (помощь друг другу в решении проблем детей, объединение усилий, понимание того, что проблемы ребенка в семье решают родители, а учебные проблемы - школа);проводить только те собрания, необходимость которых очевидна; заранее сообщать тему родителям, проводить всю техническую подготовительную работу; начинать и заканчивать родительское собрание вовремя;организовывать обмен мнениями и идеями; стремиться к интеграции различных взглядов, а не к компромиссу;проводить рефлексию. Рекомендации по проведению родительских собраний1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.5. Педагог и родители – партнеры.6. Соблюдение норм профессиональной этики.7. Использование разнообразных форм работы. «Уборка в доме»Заберу с собой и буду активно применятьБесполезно,не нужноИнтересно, но требует переработки, обдумывания