Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательная грамматика для 4 класса ФГОС


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 27 с. Екатериновка
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 27
Приказ от___________________№________
______________ /Губская М.П./

Рабочая программа
дополнительного образования внеурочной деятельности
в 4 классе МБОУ СОШ №27
по интеллектуальному направлению
«Занимательная грамматика»
Количество часов – 32
Педагог дополнительного образования Яковенко В.П.
Программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы «Занимательный русский язык:
Задания для развития познавательных способностей» Л.В. Мищенковой. Москва, «РОСТ» 2013 г.
Планируемые предметные результаты обучения по программе «Занимательная грамматика» в 4 классе:
Предметные результаты:
углубить знания об основных орфографических правилах русского языка;
распознавать орфограммы, уметь обосновывать выбор правильного написания;
отличать признаки основных языковых единиц;
различать понятия: «многозначные слова», «синонимы», «антонимы», «омонимы», «архаизмы», «неологизмы», «паронимы», «палиндромы», приводить их примеры;
иметь представление о разнообразии речевых ошибок и способах их устранения;
знать историю происхождения и лексическое значение наиболее часто употребляемых слов и фразеологизмов;
знать виды словесных игр и головоломок;
приобрести опыт игры с шарадами, анаграммами, метаграммами, логогрифами и так далее;
творчески мыслить при решении ребусов, кроссвордов, шарад, криптограмм, использовать воображение, фантазию.
Содержание программы
№ Раздел программы, тема Кол-во часов Основное содержание программы Характеристика основных видов учебной деятельности (УУД)
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
1 И снова о русском языке… 17 часов Роль русского языка в жизни общества, его красота и богатство.
Смысл понятий: «крылатые слова» и «афоризмы»
История возникновения древнерусских и современных имен. Разнообразие имен и их форм.
История возникновения русских фамилий. Распространенные способы происхождения русских фамилий.
Распространенные типы речевых ошибок, их распознавание и устранение
Поиск в тексте фразеологизмов, определение их значения, замена словосочетаний соответствующими фразеологизмами
Отличительные признаки стихотворного текста. Разнообразие рифм. Подбор рифмующихся слов, продолжение сочинения стихотворения, следуя заданной теме
Выделение однородных членов предложения
Омонимы- слова, схожие по звучанию, но различные по лексическому значению.
Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. Вычленение фразеологизмов из текста. Замена словосочетаний фразеологизмами.
Смысл понятия «паронимы». Различение паронимов
Игры со словарными словами осознавать роль речи в жизни общества;
уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;
понимать необходимость быть носителем правильной речи;
проявлять интерес к изучению русского языка.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответствен за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат. -осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата;
контроль с проверкой работы
соседа по парте или с выполнением работы над ошибками, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно учитывать
выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку работать с учебным текстом,
выделять информацию,
ориентироваться в текущей
учебной книге и в других книгах комплекта;
в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;
работать с разными видами информации(представленными в текстовой форме, в виде таблиц,
правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций);
осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение, классификацию, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; работать с разными видами информации(представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта;
работа вдвоем, в малой группе, в большой группе и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); уметь корректно критиковать альтернативную позицию; использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы); понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. .Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно -популярных книг, понимать прочитанное. аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы); понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
2 Игротека 9
часов Повторение: в чем заключается богатство и выразительность русского языка; крылатые слова и афоризмы (их значение и признаки)
Повторение: история возникновения русских имен и фамилий
Повторение: логогрифы, речевые ошибки
Рифмы парные, перекрестные, опоясывающие. Игры со словами
3 Коллекция заморочек6 часов Решение занимательных заданий.
Игры со словами. «Спунеризмы» и «буриме»
Что такое «палиндромы». Всего: 32
часа Календарно-тематическое планирование и содержание программы «Занимательная грамматика»
для 4 класса 2016- 2017 уч.г.
№ п/п Тема Кол-во
часов Дата проведения
1 четверть – 8 часов
1 И снова о русском языке… 1 05.09
2 Крылатые слова и афоризмы 1 12.09
3 Копилка занимательных заданий 1 19.09
4 Игротека 1 26.09
5 Об именах 1 03.10
6 О русских фамилиях 1 10.10
7 В поисках сбежавших головоломок 1 17.10
8 Игротека 1 24.10
2 четверть – 8 часов
9 Мы играем в логогрифы 1 07.11
10 Учимся распознавать речевые ошибки 1 14.11
11 Коллекция заморочек1 21.11
12 Игротека 1 28.11
13 Ох уж эти фразеологизмы!...1 05.12
14 Работаем над рифмами 1 12.12
15 Словесные забавы 1 19.12
16 Игротека 1 26.12
3 четверть – 10 часов
17 Продолжаем работу над фразеологизмами 1 16.01
18 Русские пословицы и поговорки 1 23.01
19 Ассорти для любителей русского языка 1 30.01
20 Игротека 1 06.02
21 И снова о фразеологизмах 1 13.02
22 Однородные члены предложения 1 20.02
23 Ошибочка вышла!...1 27.02
24 Игротека 1 06.03
25 Про омонимы и их разновидности 1 13.03
26 Еще немного фразеологизмов 1 20.03
4 четверть – 6 часов
27 В стране Перевертундии1 03.04
28 Игротека 1 10.04
29 Что такое «паронимы» 1 17.04
30 Запоминаем словарные слова 1 24.04
31 31 июня 1 15.05
32 Игротека 1 22.05
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
педагогического совета _____________________/ Ивко Т.В./
МБОУ СОШ № 27 ____ _________________ 2016 года
от___________________ 2016 года №___