Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательная грамматика 1 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Масловская школа»
Джанкойского района Республики Крым




РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения учителей начальных классов
Протокол № 1 от 31.08.16 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора

________Халилова Э.А..

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МОУ «Масловская школа»
________ В.В. Комаровский
Приказ от 31.08.2016 г. №255










Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика»
1-а класс
Срок реализации: 1 год
(2016 - 2017 г.г.)












Составитель:
Борисова И.А.,
учитель начальных классов











с. Маслово
2016 г.







Рабочая программа курса « Занимательная грамматика» разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции 2016 г.)
Авторской программы И.А. Безеновой, А.Ф. Бояркиной, О.Н. Ивановой «Занимательная грамматика»
Основной образовательной  программы дополнительного образования  МОУ «Масловская школа» на 2016 – 2017 г.г.

На изучение курса «Занимательная грамматика» в учебном плане МОУ «Масловская школа» отводится: в 1 классе 33 часа (1 час в неделю).
Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку.
Задачи:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты
отличать звук от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим);
устанавливать признаки гласных и согласных звуков;
называть буквы русского алфавита;
подбирать родственные слова, антонимы, многозначные слова;
устанавливать системные связи слов;
правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов;
распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах;
делить слова на слоги;
подбирать родственные слова;
объединять слова в группы;
проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце;
составлять текст по вопросам учителя;
работать со словарями;
отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Веселые звуки - 6 ч
1. Удивительные невидимки звуки.
Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория  ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».
2. Слоговое лото.
Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
3. Веселые звуки.
Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».
4. Игры со звуками.
Игра “Том и Тим”. (Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах). Игра “Грамотный регулировщик”. (Звуко-буквенный анализ слов).
5. Весёлые гласные звуки .
Сказка о звуках. Игра «Посели букву в домик гласных». Нахождение гласных звуков в словах. Упражнение – изменение лексического значения слова путём замены звуков.
6. В мире согласных звуков
Упражнение «Угадай слово по звукам». Игры «Звенит – жужжит», «Твёрдый-мягкий». Игра «Доскажи словечко». Игры на развитие фонематического слуха.

Веселые буквы – 9 ч
7. Загадки и стихи о буквах.
Сказка  А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
8. Куда спрятались буквы.
Игра «Звук –хлопок». Упражнение «Составь слово». Упражнение – изменение лексического значения слова путём добавления, отсечения, замены звука. Игра «Возьмём – не возьмём». Игра «Буква – движение». Игра «Угадай слово по звукам»
9-10. Буквы е, ё, ю, я. Их загадки на письме.
Сказка «Как гласные звуки «А», «О», «Э», «У» спасли звук «Й». Лекция “Загадки звука [ й`] и букв е, ё, ю, я.” Буквы в названиях животных, в начале слова и звуки которые они обозначают (ёж, енот, ехидна, ястреб, ёрш, ягуар, юрок). Буквы е, ё, ю, я после согласных и перед гласными.
Стихи на букву (звук) - Й, Е, Ё, Ю, Я. Слово рассыпалось. Игра «Сколько букв? Сколько звуков?»
11. Ребусы, головоломки про буквы.
Разгадывание ребусов, головоломок, загадок, шарад. Игры с буквами.
12. Буквы ь, ъ.
Грамматические сказки и рассказы с буква ъ, ь. Весёлые стии С. Бондаренко. Рифмованные упражнения. Беседа о твёрдом знаке – букве-подсказчице.
13. Путешествие по ленте букв.
Назови гласные звуки русской азбуки. (А О У Э Ы И)
Назови гласные буквы русской азбуки (А О У Э Ы И Я Ё Ю Е)
Назови непарные звонкие согласные звуки (Н Н’ М М’ Л Л’  Р Р’ Й’)
Назови непарные глухие согласные звуки ( Х Х’ Ц Ч’ Щ’)
Назови парные согласные звуки (Б-П  В-Ф  Г-К  Д-Т  Ж-Ш  З-С     Б’-П’  В’-Ф’ Г’-Г’  Д’-Т’  З’-С’)
Какие буквы не обозначают никакого звука? ( Ъ, Ь)
Какие гласные обозначают мягкость согласного звука?
Какие гласные обозначают твёрдость согласного?
9. Какие согласные звуки всегда мягкие?
10. Какие согласные звуки всегда твёрдые?
Дай характеристику буквам Е, Ё.
12. Дай характеристику букве Л (Буквой “эль” обозначают два звука. Твёрдый звук [л] и мягкий звук [л']. Эти звуки согласные и звонкие).
Аналогично проводится работа над характеристикой остальных букв
14. В гости к Алфавиту.
Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».
15. По порядку становись.
Практические упражнения и игры с алфавитом.
Слова, слова, слова. – 17 ч
16.Слова, слова, слова.
Рассказ «Волшебные слова». Игра «Начало и конец слова». Сказка «Без одного слова». Ребусы.
17.Превращения слов
Скороговорки. «Доскажи словечко». Сказка «Вот что с буквами случилось». Считалки. Загадки.
18.Скороговорки
Стихотворение «На Хоря напала хворь». Скороговорки-ребусы. Загадки.
19.Тематические группы слов
Игра «Дополни группу», «Общее» «Лишнее». Найди слова. Загадки. «Доскажите словечко»
20.Знаете ли вы?
Загадка «Лесной карнавал». Крылатые выражения. Скороговорки. Загадки. «Доскажите словечко»
21.Ребусы, игры, головоломки и еще кое-что
Веселое зачеркивание. Ребусы. Загадки. Сквозная буква. «Доскажите словечко». Анаграммы.
22.Ударение
Практическая работа. Игра «Слово рассыпалось». Вопросы-шутки. Игра «Соображай быстро». Сценка «На арене цирка».
23.Многозначность слов
Практическая работа. Сказка-малютка «Про хвосты и головы». Инсценировка по рассказу Н.Сладкова «Овсянка». Крылатые выражения. Наборщик. Анаграммы.
24. Грамматические игры
Игры деда-Буквоеда «9 ос». «Змейка», анаграммы, загадки, шарады, «Шифровальщик», Буква заблудилась»
25. Синонимы
Сказка «Переполох», игра «Найди друга», задачи Знайкина, игра «Из двух слов – одно». Загадки. «Доскажите словечко».
26.Антонимы
Сказка «Яблоко» (Г.Сапгир). Игра «Наоборот». Грамматические задачи. «Зашифрованное слово». Грамматическая арифметика.
27. Крылатые выражения
Сценка «Три загадки» (Н.Сладков). Ирга «Кто больше». Ира «Третье слово». Загадки. Игры деда-Буквоеда «9 ква».
28. Состав слова. Корень
Инсценировка «Кор и Ень». Игра Кто первый?». Игры деда-Буквоеда «9 котов». Игра «найди слова». Загадки.
29. Сложные слова
Загадки. Практическая работа. Игры деда-Буквоеда «1, 2, 3 ». Шифровальщик. Игра «Третье слово». Анаграммы.
30. Как интереснее изучать словарь
Работа с текстами. Игра «Заглянем в окошко». Игры деда-Буквоеда «9 люков». Загадки. Ребусы. Крылатые выражения.
31.Родное слово
Инсценировка «Буква заблудилась». Шарады. Игра «Веселые буквы». Наборщик.
32. К тайнам волшебных слов. Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».
33. Итоговое занятие

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема
Кол-во часов

1
Веселые звуки
6

2
Веселые буквы
9

3
Слова, слова, слова.
17


Итого
33





































13PAGE 15


13PAGE 14515




15