Рабочая программа профессионального модуля Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

Министерство образования и науки Республики Тыва
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Тыва
«Тувинский технологический техникум»




Согласовано Утверждено
Зам директора по ТО ГБПОУ РТ Директор ГБПОУ РТ
«Тувинский технологический «Тувинский технологический
техникум» техникум»
________________/Аралова Ч.Д./ _______________/Монгуш Д.Ч./
«___»______________2016г «___»_______________2016г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Техобслуживание и ремонт автотранспорта
























Чадан 2016






СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

7

4. условия реализации рабочей программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

26

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

28

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.03 Автомеханик в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы;
1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания;
1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности;
1.4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
проведения технических измерений соответствующим инструментом и
приборами;
выполнения ремонта деталей автомобиля;
снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля;
использования диагностических приборов и технического оборудования;
выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию автомобилей;
уметь:
выполнять метрологическую поверку средств измерений;
выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесарных работ;
снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля;
определять неисправности и объем работ по их устранению и ремонту;
определять способы и средства ремонта;
применять диагностические приборы и оборудование;
использовать специальный инструмент, приборы, оборудование;
оформлять учетную документацию;
знать:
средства метрологии, стандартизации и сертификации;
основные методы обработки автомобильных деталей;
устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;
назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомобилей;
технические условия на регулировку и испытание отдельных механизмов;
виды и методы ремонта;
способы восстановления деталей;

1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего –768 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 318 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 212 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 106 час;
учебной и производственной практики – 432 часов.





























































Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта, в том числе профессиональными (ПК) и общими компетенциями (ОК):


Код
Наименование результата обучения

ПК 1.1
Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.

ПК 1.2
Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.

ПК 1.3
Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

ПК 1.4
Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.

ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,

ОК 7
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля ПМ 01.
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика




Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося,
часов
Учебная,
часов
Производственная,
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)




Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов




1
2
3
4
5
6
7
8

ПК 1.1 – 1.4
Раздел 1. Выполнение слесарных работ и технических измерений
102
68
52
34
90


ПК 1.1 – 1.4
Раздел 2. Организация технического обслуживания и ремонта подвижного состава
216
144
90
72
252



Производственная практика
180



Всего:
840
212
142
106
342
-















3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ. 01 Техническое обслуживание и ремонт
автотранспорта

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1. Выполнение слесарных работ и технических измерений

68


МДК 01.01. Слесарное дело и технические измерения

37


Тема 1.1. Основные слесарные операции
Содержание учебного материала
11



1.1.1

Рабочее место и организация труда слесаря. Общая характеристика слесарных работ. Технология выполнения слесарных операций. Виды слесарных инструментов и приспособлений. Безопасность труда.
Разметка и ее назначение. Инструменты и приспособления, применяемые при разметке.
1

3



1.1.2

Основные этапы разметки. Разметка по шаблонам, изделию и чертежам
Рубка металла. Инструмент для рубки и приемы пользования им.
Рубка металла в тисках, на плите и наковальне.
1

3


1.1.3

Резка металла. Приемы резки различных заготовок. Механическая ножовка.
Резка металла ножницами.
1

3


1.1.4

Правка и гибка металла. Инструменты и оборудование, применяемые при правке и гибке металла. Разновидности процессов правки и гибки. Навивка пружин
1

3


1.1.5

Опиливание металла. Виды напильников. Выбор напильников.
Приемы и правила опиливания
Распиливание и припасовка. Правила при распиливании и припасовке. Применяемые инструменты
1

3



1.1.6
Шабрение. Инструменты и приспособления, применяемые при шабрении. Приемы шабрения различных поверхностей. Контроль точности шабрения
1
3


1.1.7
Притирка и доводки. Их назначение и применение. Притиры и абразивные материалы. Притирка плоских, цилиндрических и конических поверхностей.
1
3


1.1.8

Слесарная обработка отверстий. Инструменты и приспособления, применяемые при слесарной обработке отверстий.
1
3



Сверление, зенкерование и развертывание отверстий.
1



1.1.9
Понятие о резьбе. Виды и назначение резьб. Инструменты для нарезания резьб. Подбор сверл для сверления отверстий под резьбу
Нарезание резьбы
Понятие о клепке. Заклепки и заклепочные соединения. Инструменты, применяемые при клепке.
1
3


1.1.10
Ручная и механическая клепка
Понятие о пайке, лужении, склеивании. Припои и флюсы. Паяльники и паяльная лампа. Паяние мягкими и твердыми припоями. Паяние алюминия. Приемы лужения. Техника склеивания
1
3


Практические занятия
28



1.
Составление технологического процесса на слесарную операцию
2



2.
Разметка по шаблону, изделию и чертежу
4



3.
Расчет размеров болтов и заклепок
4



4.
Сверление, зенкерование, развертывание отверстий
4



5.
Правка, гибка, опиливание
4



6.
Распиливание и припасовка
4



7.
Нарезание резьбы
4



8.
Паяние
2


Самостоятельная (внеаудиторная) работа:
Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций на темы:
1.Правильность выбора заготовок
2.Пространственная разметка
3.Заточка и заправка сверл
4.Механизированный слесарный инструмент
20


Тема 1.2. Технические измерения
Содержание учебного материала
17



2.1.1

Точность обработки. Мера точности. Числовое значение линейной величины (размер). Действительный размер. Допуск. Понятие шероховатости
Формы и взаимное расположение поверхностей на чертежах. Отклонение от прямолинейности и плоскостности, отклонение от круглости, отклонение от цилиндричности, отклонение профиля продольного сечения, отклонения от взаимного расположения поверхностей
1

3



2.1.2
Единая система допусков и посадок. Размеры. Отклонения. Допуск размера. Понятие о системе допусков. Поля допусков и их обозначение на чертеже.
Посадка. Типы посадок. Обозначение на чертеже. Квалитеты точности
1

3



2.1.3
Точность измерений. Понятие измерений. Погрешность измерения.
Контроль линейных размеров. Линейка измерительная (масштабная), кронциркули, поверочная (лекальная) линейка, концевые меры длины штангенинструменты, микрометрический инструмент.
Штангенинструменты. Назначение и правила применения. Штангенциркули, штангенглубиномеры, штангенрейсмасы
1

3



2.1.4

Микрометрические инструменты. Назначение и правила применения. Микрометрические головки. Микрометр гладкий, микрометрический глубиномер, микрометрический нутромер,
Средства контроля углов и конусов. Угловые меры, поверочные угольники, угломеры,
1

3



2.1.5
Нормальные и предельные калибры. Калибр-шаблон. Щупы. Предельные калибры. Калибр-скобы. Калибр-пробки
1
3


Практические занятия
24



7.
Измерение линейных размеров
6



8.
Измерение угловых размеров
6



9.
Измерение параметров шероховатости
6



10.
Измерения с использованием щупов
6


Самостоятельная (внеаудиторная) работа
Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций на темы:
1.Допуски, посадки, средства измерения шпоночных и шлицевых соединений.
2.Допуски, посадки средства измерения резьбовых соединений.
3.Допуски и средства измерения углов и конусов
14


Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
1


Раздел 2. Организация технического обслуживания и ремонта подвижного состава




МДК 01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей




Тема 2.2. Классификация и общее устройство автомобилей
Содержание учебного материала
2



2.2.1

Индексация и классификация автомобилей. Краткие технические характеристики изучаемых автомобилей.
Общее устройство, назначение и расположение основных агрегатов и узлов изучаемых автомобилей
Преимущества и недостатки автомобилей с дизельными и инжекторными двигателями в сравнении с автомобилями с карбюраторными двигателями и работающими на газобаллонном топливе.
2


3


Тема 2.3. Двигатель
Содержание учебного материала
27
2


2.3.1

Назначение и общее устройство двигателей. Классификация двигателей, основные параметры двигателя. Общее устройство, рабочий цикл одноцилиндрового карбюраторного двигателя.
Рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя. Понятие о мощности двигателя. Рабочий цикл многоцилиндрового двигателя. Рабочий цикл 4-х тактного дизельного двигателя
1



3
3


2.3.2
Устройство кривошипно-шатунных механизмов изучаемых двигателей (КШМ)
1
3


2.3.3
Устройство газораспределительного механизма изучаемых двигателей (ГРМ)
1
3


2.3.4
Соотношение частоты вращения коленчатого и распределительного валов. Фазы газораспределения. Перекрытие клапанов. Устройство для регулировки теплового зазора

1

3


2.3.5
Система охлаждения. Назначение, виды, общая схема и сборочные единицы, их устройство. Тепловой баланс двигателя внутреннего сгорания.
1

3


2.3.6
Смазочная система. Понятие о трении. Назначение, устройство и работа смазочной системы.
1

3


2.3.7
Устройство и работа масляных фильтров и масляных насосов. Основные сведения о моторных маслах их маркировка и классификация.
1

3


2.3.8
Система питания карбюраторного двигателя. Простейший карбюратор. Двухкамерный карбюратор.
1
3


2.3.9
Система питания дизельного и инжекторного двигателя. Устройство и принцип действия топливного насоса, насоса высокого давления (ТНВД) и форсунки.
1
3


2.3.10
Смесеобразование и горение топлива в цилиндрах карбюраторного и дизельного двигателей. Требования к горючей смеси. Требования к составу смеси для работы двигателя на различных режимах. Понятие о детонации.
1

3


2.3.11
Общие сведения о топливах для двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Бензины, дизельные топлива, сжатые и сжиженные газы. Октановое и цетановое числа
1

3


2.3.12
Приборы для подачи и очистки топлива и выпуска отработавших газов. Топливный бак, топливопроводы, топливные фильтры, топливные насосы, воздушные фильтры. Система выпуска отработавших газов.

1

3


2.3.13
Назначение системы зажигания и пуска двигателя. Контактная, контактно-транзисторная, бесконтактная системы зажигания. Устройства облегчения пуска двигателя
1
3


Лабораторные работы
14



1.
Изучение устройства и работы кривошипно-шатунного механизма
2



2.
Изучение устройства и работы газораспределительного механизма
2



3.
Изучение устройства и работы системы охлаждения
2



4.
Изучение устройства и работы смазочной системы
2



5.
Изучение устройства и работы карбюраторного двигателя и двигателя работающего на сжиженном газе
2



6.
Изучение устройства и работы дизельного и инжекторного двигателя
2



7.
Изучение устройства и работы системы зажигания и пуска двигателя
2


Тема 2.4. Трансмиссия
Содержание учебного материала
12
2


2.4.1

Назначение трансмиссии автомобиля. Классификация. Схемы трансмиссии с одним и несколькими ведущими мостами. Составные части трансмиссии
Назначение сцепления. Однодисковое сцепление. Двухдисковое сцепление.
Механический и гидравлический приводы выключения сцепления. Усилитель выключения сцепления
1



3









2.4.2
Коробка передач. Назначение коробки передач. Типы коробок передач. Механизмы переключения передач. Автоматическая коробка передач.
Многоступенчатая и бесступенчатая коробка передач. Особенности механизмов переключения передач с дистанционным приводом.

2

3









2.4.3

Раздаточная коробка. Коробка отбора мощности. Делитель передач. Карданная передача. Шарнир равных угловых скоростей.
Главная передача. Дифференциал. Назначение, Принцип работы. Одинарная и двойная главная передача. Полуоси
2
3









2.4.4
Ведущие мосты. Классификация и типы. Назначение, устройство и принцип работы. Привод ведущих мостов
1
3


Лабораторные работы
6



8.
Изучение устройства и взаимодействия деталей сцеплений и их приводов
2



9.
Изучение устройства и взаимодействия деталей коробки передач, делителя передач, синхронизатора, раздаточной коробки
2



10.
Изучение устройства и взаимодействия деталей карданных передач, узлов ведущих мостов
2


Тема 2.5. Ходовая часть и рулевое управление
Содержание учебного материала
12



2.5.1
Ходовая часть рама, несущий кузов, передний, средний и задний мосты, подвески, амортизаторы, колеса и шины.
Независимая подвеска передних колес и подвеска задних колес легкового автомобиля. Амортизаторы. Стабилизация управляемых колес. Поперечный и продольный наклоны шкворня, развал и схождение передних колес.
2


3









2.5.2
Независимая подвеска передних колес и подвеска задних колес грузового автомобиля. Амортизаторы. Стабилизация управляемых колес. Поперечный и продольный наклоны шкворня, развал и схождение передних колес.
Ступицы передних и задних колес. Типы колес. Балансировка колеса. Классификация шин в зависимости от назначения. Маркировка шин, камер и ободных лент
2


3


2.5.3
Рулевое управление. Рулевой механизм, рулевой привод, рулевой усилитель. Типы рулевых механизмов.
2

3


2.5.4
Значение передаточного числа рулевого механизма для повышенной маневренности автомобиля. Привод рулевого управления. Рулевой привод при независимой подвеске передних колес. Травмобезопасный рулевой механизм
2
3


Лабораторные работы
4



11.
Изучение устройства ходовой части грузового и легкового автомобиля: переднего моста, ступицы колеса, передней, задней и балансирной подвесок, амортизатора, шины. Демонтаж и монтаж шины
2



12.
Изучение устройства рулевого механизма, гидравлического усилителя рулевого управления, насоса, рулевого привода.
2


Тема 2.6. Тормозные системы
Содержание учебного материала
11



2.6.1

Типы тормозных систем. Общее устройство и принцип действия тормозных систем.
Тормозной механизм. Тормозной привод. Тормозные механизмы колес.
Тормозной привод. Механический и гидравлический тормозной привод. Гидровакуумный усислитель.
2

3





3





3


2.6.2


Пневматический тормозной привод. Назначение, устройство и работа основных приборов и агрегатов тормозов с пневмоприводом
Приборы рабочей, стояночной, вспомогательной, запасной (аварийной) тормозных систем. Устройство для аварийного растормаживания стояночного тормоза.
Тормозные камеры, пружинные энергоаккумуляторы, воздушные баллоны, предохранители от замерзания конденсата, защитные клапана.
2

3





3


2.6.3
Значение герметичности тормозных систем. Способы контроля герметичности. Стояночный тормоз с ручным приводом
1
3


Лабораторные работы
6



13.
Устройство и работа тормозной системы с гидравлическим приводом, ее приборов, механизмов, соединений и деталей на легковых и грузовых автомобилях.
2



14.
Устройство и работа тормозной системы с пневматическим приводом
2



15.
Устройство и работа стояночного тормоза с ручным приводом и порядок его регулировки
2


Тема 2.7. Электрооборудование
Содержание учебного материала
11



2.7.1

Источники тока и реле-регуляторы. Применение, назначение. Аккумуляторные батареи: виды, назначение, устройство, характеристики. Хранение аккумуляторных батарей. Особенности эксплуатации аккумуляторных батарей в холодное время года
Генераторы. Назначение, устройство и принцип работы
2
3





3


2.7.2
Стартер. Назначение, устройство, принцип действия, схема включения.
Дополнительное электрооборудование. Назначение и классификация контрольно-измерительных приборов, электрические цепи включения, устройство, принцип действия
2
3








2.7.3
Электронные системы управления автомобилем (ЭБУ). Системы датчиков, электронный блок управления, исполнительные механизмы
Приборы освещения, световой и звуковой сигнализации.
1

3









Лабораторные работы
6



16.
Изучение источников тока на автомобилях
2



17.
Изучение устройства механизмов и систем электрооборудования: систем электроснабжения, электропуска, зажигания
2



18.
Изучение приборов освещения и сигнализации, контрольно-измерительных приборов и дополнительного электрооборудования
2


Тема 2.8. Системы активной и пассивной безопасности
Содержание учебного материала
7



2.8.1
Виды, назначение, систем влияющих на активную безопасность. Антиблокировочная система торможения, антипробуксовочная система
1
3


2.8.2
Система голосового управления функциями. Система помощи при торможении, система распределения тормозных сил
1
3


2.8.3
Система самовыравнивания подвески. Парктроник, система курсовой устойчивости, назначение и использование в движении
1
3


2.8.4
Виды систем пассивной безопасности. Ремни безопасности, подушки безопасности, преднатяжители ремней безопасности, детские кресла: их назначение, функции
1
3


Лабораторная работа
2



19.
Устройство и работа систем активной и пассивной безопасности
2



2.8.5
Контрольная работа по теме 2.8
1


Тема 2.9. Кузов и его оборудование
Содержание учебного материала
13



2.9.1


Кузов легкового автомобиля. Система отопления и вентиляции кузова.
Стеклоочистители и стеклоомыватели легкового автомобиля
Кузов грузового автомобиля. Кабина и платформа. Вентиляционные устройства кабины. Регулировочные устройства положения сидения водителя в грузовых автомобилях.
Замки дверей, стеклоподъемники, стеклоочистители, омыватели ветрового стекла и стекол фар, противосолнечные козырьки, зеркала заднего вида.
2



3















2.9.2

Устройство для опрокидывания и запирания кабины. Ограничитель подъема кабины. Отопитель. Подъемный механизм самосвала, привод подъемного механизма. Управление подъемным механизмом, меры предосторожности.
Автомобильная лебедка. Привод, правила использования. Грузоподъемный задний борт автомобиля, его привод. Управление грузоподъемным бортом.
2

3









Лабораторные работы
4



20.
Изучение устройства подъемных механизмов: стеклоподъемников и замков дверей, подъемного механизма самосвала и его привода, механизма управления грузоподъемным задним бортом.
2



21.
Методы регулировки: замков дверей кабины, запоров грузовой платформы, механизма регулировки положения сиденья водителя, ремней безопасности, положения зеркал заднего вида. Проверка работы устройства для обогрева и обдува ветрового стекла
2



Тема 2.10. Система технического обслуживания и ремонта автомобиля
Содержание учебного материала
22



2.10.1
Основные понятия о качестве и надежности машин. Основные свойства: работоспособность, безотказность, долговечность, ремонтопригодность, повышение надежности. Неисправности и отказы автомобиля.
1
3


2.10.2
Классификация износов автомобилей. Естественные и аварийные износы. Причины, вызывающие появление износов и пути увеличения срока службы деталей
1
3


2.10.3

Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобиля. Её сущность и влияние на работоспособность автомобилей.
Виды и периодичность технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Основные понятия: диагностирование, обслуживание, ремонт, срок службы, срок гарантии, амортизационный срок, сохранность.

1

3


2.10.4
Система средств технического обслуживания. Стационарные комплексы оборудования и передвижные средства. Состав стационарных комплектов оборудования. Современные средства диагностики
1
3


2.10.5
Площадка наружной мойки автомобиля. Пост заправки автомобиля топливом. Пост технического диагностирования автомобилей.
1
3


2.10.6
Перечень основного оборудования постов. Назначение, устройство, принцип работы и обслуживание. Основные неисправности оборудования и способы их устранения
1
3


2.10.7
Контрольная работа по темам 2.10.1 - 2.10.7
1



2.10.8
Диагностирование. Его роль в техническом обслуживании и ремонте автомобилей. Задачи, методы и средства диагностирования. Регламентное и заявочное диагностирование. Маршрутная технология диагностирования
1
3


2.10.9
Определение основных параметров состояния автомобиля. Прогнозирование остаточного ресурса автомобиля. Перспективные методы и средства диагностирования
2
3


2.10.10
Подготовка автомобилей к диагностированию. r°Диагностирование осмотром, по внешним признакам и щитовым приборам. Проверка основных технико-экономических показателей (мощность, скорость движения).
1
3


2.10.11
Критерии назначения ремонтных работ по результатам диагностирования автомобилей. Сдача автомобиля на техническое обслуживание и ремонт. Приемо-сдаточная документация
1
3


2.10.12
Разборка автомобиля и сборочных единиц. Сохранение приработанности и обеспечение сохранности деталей при разборке. Оборудование, приспособления и инструменты, применяемы при разборке. Документация на разборку автомобилей.
2
3


2.10.13
Технологическая последовательность разборки кузовов. Очистка и мойка сборочных единиц и деталей. Безопасность труда.
1
3


2.10.14
Дефектовочно-комплектовочные работы. Понятие о дефектации. Способы, средства, применяемые при дефектации. Проведение дефектации в процессе разборки.
1
3


2.10.15
Дефектация типовых деталей и сопряжений. Способы определения скрытых дефектов. Основные признаки выбраковки деталей
1
3


2.10.16
Ремонт и восстановление деталей. Механической обработкой, сваркой и наплавкой. Напыление металла. Нанесение гальванических и химических покрытий
1
3


Практические занятия
14



1.
Изучение диагностического оборудования
2



2.
Диагностирование осмотром, по внешним признакам и щитовым приборам. Проверка основных технических показателей
2



3.
Дефектация деталей в процессе разборки
2



4.
Замер изношенных поверхностей типовых деталей. Составление ведомости дефектов. Подбор основных деталей кузова по размерам и весовым группам
2



5.
Разделка, сращивание, изоляция и пайка электропроводов. Заполнение вмятин припоем. Зачистка поверхностей
2



6.
Нанесение полимерных материалов на изношенные поверхности деталей кузова
2



7.
Подготовка приспособлений, инструмента и деталей к сборке. Сборка резьбовых, шлицевых, шпоночных, зубчатых и конусных соединений. Установка подшипников и сальников на вал и в гнезда. Регулирование зазоров в конических подшипниках и зубчатых колесах. Статическая и динамическая балансировка
2



Практические занятия
26



8.
Проверка технического состояния двигателя по внешним признакам и щитовым приборам.
2



9.
Проверка состояния зазоров в клапанном механизме. Регулировка клапанов
2



10.
Проверка технического состояния систем охлаждения и смазочной системы по внешним признакам. Проверка состояния масляных насосов
2



11.
Техническое обслуживание системы питания карбюраторного двигателя.
2



12.
Техническое обслуживание системы питания инжекторного двигателя и двигателя работающего на сжиженном газе
2



13.
Проверка технического состояния сборочных единиц трансмиссии и ходовой части по внешним признакам. Изучение устройства приборов и приспособлений для замера параметров состояния.
2



14.
Регулировка развала и схождения колес
2



15.
Шиномонтажные работы. Балансировка колес автомобиля
2



16.
Проверка технического состояния сцепления, тормозов и рулевого управления по внешним признакам. Техническое обслуживание и регулировка
2



17.
Проверка технического состояния амортизаторов по внешним признакам и с помощью приборов.Техническое обслуживание подвески
2



18.
Проверка технического состояния электрооборудования: аккумуляторной батареи, генератора,
2



19.
Проверка технического состояния стартера, сборочных единиц электрооборудования и щитовых приборов.Техническое обслуживание электрооборудования
2



20.
Техническое обслуживание кузова, кабины, платформы, дополнительного оборудования автомобиля
2


Промежуточная аттестация в форме экзамена



Самостоятельная (внеаудиторная) работа
Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций на темы:
1. Роль и значение автомобильного транспорта в экономике страны
2. Состояние и перспективы развития автомобилестроения в РФ
3.Новые подходы в конструировании автомобильных двигателей.
4. Общее устройство, краткие технические характеристики, рабочий цикл двигателей внутреннего сгорания изучаемых марок автомобилей
5.Конструктивные различия в устройстве кривошипно-шатунного механизма рядного и V- образного двигателя, их преимущества и недостатки
6.Конструктивные различия в приводе газораспределительных механизмов изучаемых двигателей.
7. Фазы газораспределения. Перекрытие клапанов
8. Тепловой баланс двигателя внутреннего сгорания
9.Назначение термостата в системе охлаждения 10. Понятие о трении
11. Основные сведения о моторных маслах, применяемых в изучаемых двигателях
12.Проверка качества масла в полевых условиях
13. Схемы систем питания двигателей внутреннего сгорания карбюраторных, дизельных, газобаллонных, инжекторных их преимущества и недостатки
14.Топливный насос высокого давления, его устройство и принцип работы
15.Газобалонная установка устройство, принцип работы, меры безопасности
16. Требования к составу смеси для работы двигателя на различных режимах, понятие детонация
17.Требования к составу смеси для работы двигателя на различных режимах
18.Общие сведения о топливах для двигателя внутреннего сгорания: бензины, дизельные топлива, сжатые и сжиженные газы
19. Системы очистки воздуха. Способы и устройства для подогрева горючей смеси
20. Контактная, контактно-транзисторная, бесконтактная системы зажигания
21. Классификация и составные части трансмиссии
22. Механический и гидравлический приводы выключения сцепления, усилитель выключения сцепления
23. Типы коробок передач, механизмы переключения передач
24.Автоматическая коробка передач. Дистанционный привод переключения передач, его преимущества и недостатки
25. Делитель передач, карданная передача и шарнир равных угловых скоростей. Одинарная и двойная главная передача
26.Влияние развала и схождения на безопасность движения, устойчивость, маневренность, накат автомобиля и износ шин
27.Нормы давления и нагрузки на шины
28. Классификация шин в зависимости от назначения, типа конструкции и рисунка протектора. Маркировка шин, камер и ободных лент
29.Механизмы, облегчающие управление транспортным средством
30.Классификация тормозных систем изучаемых автомобилей
31. Механический и гидравлический тормозной привод, гидровакуумный усислитель
32.Устройство для аварийного растормаживания стояночного тормоза
33.Тормозные камеры, пружинные энергоаккумуляторы, предохранители от замерзания конденсата, защитные клапана
34.Способы контроля герметичности тормозной системы
35. Аккумуляторные батареи: виды, назначение, устройство, характеристики
36.Особенности эксплуатации аккумуляторных батарей в холодное время года
37. Принцип работы генераторов, установленных на изучаемых автомобилях
38. Ремни и подушки безопасности, преднатяжители ремней безопасности, детские кресла
39 Работоспособность, безотказность, долговечность, ремонтопригодность, повышение надежности автомобиля
40. Причины, вызывающие появление износов
41.Планово-предупредительная система технического обслуживания, ремонта и перспективы её совершенствования
42. Виды и периодичность технического обслуживания
43.Станции технического обслуживания автомобилей, услуги оказываемые ими
44.Современные средства диагностики
45.Современные стационарные и мобильные моечные комплексы
46 Задачи, методы и средства диагностирования
47.Диагностирование осмотром, по внешним признакам и щитовым приборам
48. Проверка основных технико-экономических показателей (мощность, скорость движения)
49.Порядок сдачи автомобиля на техническое обслуживание, документы, оформляемые при этом
50.Оборудование, приспособления и инструменты, применяемые при разборке. Документация на разборку автомобилей
51.Сущность основные задачи и методы дефектации, классификация дефектов оборудование и инструмент для дефектации
52.Обнаружение скрытых дефектов: универсальные инструменты: штангенциркуль, микрометр, нутромер
специальные – штангенрейсмас, штангенглубиномер
- контрольные средства – калибры, шаблоны, щупы, поверочные плиты, угольники
калибры, регулируемые калибры
53.Капиллярная и люминесцентная или цветная дефектоскопия (метод красок)
54.Магнитная дефектоскопия стационарными и переносными магнитными дефектоскопами (М-217, 77МД-1, 77МД-ЗМ)
55.Ультразвуковая дефектоскопия
56.Особенности обработки деталей под стандартные ремонтные размеры
57. Применение пайки, заделки трещин и других видов слесарной обработки при восстановлении деталей в ремонтном производстве автомобилей
58. Восстановление деталей способами давления (пластической деформации) без нарушения целостности: осадка, правка, раздача, обжатие
59. Восстановление сваркой и наплавкой автомобильных деталей при ремонте
60. Восстановление сваркой литых деталей из серого чугуна: блоки цилиндров, картеры маховиков, корпусы водяных и масляных насосов, картер коробки передач
61 Электролитические и химические способы восстановления автомобильных деталей: хромирование, осталивание, химическое никелирование, осаждение сплавов; цинкование, кадмирование, фосфатирование, оксидирование, никелирование
62.Восстановление автомобильных деталей синтетическими материалами на примере восстановления износа или коррозийного разрушения нижнего посадочного пояска для установки гильз в блок цилиндров двигателей ЗМЗ
63. Понятие «техническое диагностирование». Виды технического диагностирования. Методы диагностирования. Общий процесс технического диагностирования
64. Средства технического диагностирования: внешние, встроенные, установленные на автомобиле.
65. Оборудование технического диагностирования тяговых качеств автомобиля. Приборы для определения токсичности автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями
66.Оборудование для технического диагностирования двигателя и его систем: кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, систем питания бензиновых и дизельных двигателей, системы зажигания
67. Ежедневное обслуживание автомобилей – оборудование для уборки, мойки, заправки и смазки.
68.Техническое обслуживание №1 и техническое обслуживание
№2 – подъемно-осмотровое оборудование, инструменты для выполнения крепежных работ
69. Особенности, неисправности и проверка состояния газового оборудования. Технологическое оборудование для обслуживания автомобилей, работающих на газе.
70. Характерные неисправности кривошипно-шатунного механизма, их причины, признаки, способы определения и устранения
71. Характерные неисправности газораспределительного механизма, их причины, признаки, способы определения и устранения.
72.Порядок регулировок в газораспределительном механизме изучаемых автомобилей
73. Неисправности системы охлаждения, причины, признаки, способы определения и устранения
74. Работы, выполняемые при ТО системы смазки, их периодичность и порядок выполнения
75.Технология ремонта рам, рессор, корпусных деталей и кабин
76. Неисправности передаточных деталей трансмиссии и ходовой части
77. Технология ремонта деталей сцепления, тормозов, рулевого управления, технические требования на их ремонт
78. Техническое обслуживание генераторных установок, стартеров, приборов системы зажигания
79.Неисправности генераторных установок, стартеров, приборов системы зажигания,
Ремонт генераторов, реле-регуляторов и регуляторов напряжения, стартеров
80. Неисправности и дефекты кузова, кабины, платформы, дополнительного оборудования автомобиля, их внешние признаки и способы определения и устранения
81. Технологическая последовательность сборки автомобиля после ремонта.
82.Обкатка автомобиля после ремонта
83. Договор на техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (заказ-наряд).

72




Учебная практика
Виды работ:
1.Рубка металла. Правка и рихтовка металла. Гибка и резка металла
2. Опиливание металла
3.Сверление,зенкование,развёртывание.Нарезание резьбы. Распиливание и припасовка
4.Шабрение. Притирка и доводка.
5.Клёпка. Пайка,лужение и склеивание
6.Слесарно-сборочные работы
7.Организация рабочего места и подготовка автомобиля к разборке
8.Разборка автомобиля на агрегаты
9.Разборка и сборка двигателя
10.Разборка и сборка сцепления и карданной передачи
11.Разборка и сборка коробки передач и раздаточной коробки
12.Разборка и сборка переднего моста
13. Разборка и сборка среднего и заднего мостов
14. Разборка и сборка приборов и оборудования системы питания
15. Разборка и сборка рулевого управления, передней и задней подвесок
16. Разборка и сборка тормозной системы
17. Разборка и сборка кузова и дополнительного оборудования
18.Сборка автомобиля
19.Самостоятельная разборка и сборка автомобиля и его агрегатов
20.Подготовка комплекса автодиагностики КАД 400-02.Параметры проверяемые комплексом
21.Диагостические и балансировочные стенды КДСО-Р и СБМП-40к
22.Организация рабочего места и безопасность труда при техническом обслуживании автомобилей Ежедневное техническое обслуживание(ЕО) автомобилей
23.Первое техническое обслуживание (ТО-1) автомобилей
24.Второе техническое обслуживание
25.Ремонт двигателя: агрегатов и деталей механизмов и систем смазывания и охлаждения
26.Ремонт приборов электрооборудования
27.Ремонт трансмиссии
28.Ремонт переднего моста
29.Ремонт рулевого механизм
30.
.
252


Производственная практика
Виды работ:
1.Ознакомление с предприятием
2.Техническое обслуживание, диагностика и ремонт двигателя
3.Техническое обслуживание и ремонт системы питания карбюраторного двигателя
4.Техническое обслуживание и ремонт системы питания двигателей с внешней системой смесеобразования (дизельные и инжекторные)
5.Техническое состояние и диагностика приборов электрооборудования
6.Техническое обслуживание, диагностика и ремонт приборов системы зажигания
7.Техническое обслуживание, диагностика и ремонт сцепления, коробки передач, карданной передачи
8.Техническое обслуживание, диагностика и ремонт среднего и заднего мостов
9.Техническое обслуживание, диагностика и ремонт переднего моста и рулевого управления.
10. Техническое обслуживание, диагностика и ремонт тормозной системы
11. Техническое обслуживание, диагностика и ремонт ходовой части
12. Техническое обслуживание, диагностика и ремонт кабины, платформы, оперения.
13. Техническое обслуживание, диагностика и ремонт приборов освещения, световой и звуковой сигнализации
14.Диагностика автомобилей на стендах. Сборка и обкатка. Компьютерная диагностика
15.Учетная документация
16.Особенностиобслуживания и ремонта автомобилей импортного производства


180


Всего
840









4. условия реализации рабочей программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Программа модуля реализуется в учебном кабинете «Устройство автомобилей»; лабораториях «Технические измерения», «Техническое обслуживание автомобилей», «Электрооборудование автомобилей»; слесарной и электромонтажной мастерской.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- узлы и агрегаты автомобиля;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия;
- комплект деталей, инструментов, приспособлений.
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиа проектор;
- компьютерные обучающие программы.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- слесарные верстаки;
- комплект рабочих инструментов;
- слесарные тиски;
- заготовки для выполнения слесарных работ;
- станки: фрезерный, настольно-сверлильный, заточной и др.;
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- комплекс автодиагностики КАД400-02;
- стенд диагностический КДСО-Р;
- стенд «Система энергоснабжения автомобиля» СЭСА.01, СЭСА.01К
- набор измерительных инструментов;
- диагностические приборы и оборудование;
- двигатели грузовых и легковых автомобилей;
- узлы и агрегаты автомобилей.

4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело. М.: Академия, 2010 г.
Покровский Б.С. Основы слесарного дела. М.: Академия, 2010 г.
Чумаченко Ю.Т. Автослесарь.; Феникс, 2008 г.
Ханников А.А. Автомеханик. Минск: Современная школа, 2009 г.
Нерсесян В.И. Устройство легковых автомобилей: Практикум. – М.: ОИЦ «Академия», 2007.
Финогерова Т.Г., Митронин В.П. Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт автомобиля: Контрольные материалы. – М.: ОИЦ «Академия», 2010.
7.Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей: Учебник. – М.: ОИЦ «Академия», 2009.
8. Виноградов В.М. Технологические процессы ремонта автомобилей. М., Академия, 2011 г.
9.Родичев В.А. Грузовые автомобили, М., Изд.центр «Академия», 2012 г.
Дополнительные источники:
1. Карагодин В.И., Митрохин Н.Н. Ремонт автомобилей и двигателей., Академия, 2009 г.
2. Березин С.В. Справочник автомеханика. Издательство: Феникс, 2008 г.
3. Зайцев С.А., Куранов А.Р., Толстов А.Н. Допуски. Посадки и технические измерения в машиностроении. М.: Академия, 2009 г.
4. Набоких В.А. Электрооборудование автомобилей и тракторов.- М.: Академия, 2011 г.
5. Журналы: За рулем, Автомир.
Интернет-ресурсы:
1.Техническая литература. – Режим доступа: http//www.tehlit.ru.
2.Нормативно-техническая документация.- Режим доступа: http//www.pntdoc.ru/
3.Автомобильный транспорт.- Режим доступа: http//www.at.asmap.ru/
4.Библиотека автомобилиста. – Режим доступа: http//www.viambile.ru/

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Освоение программы модуля неразрывно связано с изучением таких общепрофессиональных дисциплин как: материаловедение, охрана труда, электротехника.
Программа модуля включает в себя прохождение учебной и производственной практик. Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках модуля «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», является освоение учебной практики в рамках данного профессионального модуля.
Производственная практика проводится в организациях, деятельность которых соответствует профилю подготовки выпускника.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Подготовку обучающихся по профессии 190631.01Автомеханик в рамках данного модуля осуществляют преподаватели, имеющие высшее образование и мастера производственного обучения, прошедшие стажировку в профильных организациях.







5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки

Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы
Верное определение неисправностей автомобиля, его агрегатов и систем.
Использование современных средств диагностики (бортовые компьютеры, электронные блоки управления), новых технологий диагностики (ультрофиолет, вибрационные установки).
Соблюдение техники безопасности при диагностировании агрегатов и систем автомобиля.
Оценка выполнения работ на учебной практике.
Анализ внеаудиторной самостоятельной работы

Выполнять работы по различным видам технического обслуживания
Организация и проведение работ по техническому обслуживанию автомобиля в соответствии с требованиями нормативных документов производителя по пробегу, либо ТО-1, ТО-2, СО в условиях СТО.
Использование современных средств и методов проведения технического обслуживания автомобилей (электронная система регулировок, компьютерный тест на работу автомобиля, узлов, агрегатов).
Соблюдение техники безопасности при техническом обслуживании автомобиля
Оценка выполнения работ на учебной практике.
Анализ внеаудиторной самостоятельной работы

Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности
Выполнение требований инструкций по разборке, сборке узлов и агрегатов автомобиля в ходе устранения неисправностей.
Соблюдение техники безопасности при ремонте автомобиля
Оценка выполнения работ на учебной практике.
Анализ внеаудиторной самостоятельной работы

Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию
Заполнение отчетной документации по техническому обслуживанию в соответствии с требованиями типовых форм (дефектная ведомость, приемо-сдаточная документация на производство технического обслуживания, заявка на средний ремонт, калькуляция и т.п.)
Оценка выполнения работ на учебной практике.
Анализ внеаудиторной самостоятельной работы

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Выполнение самостоятельных заданий по программе профессионального модуля (рефераты, презентации, доклады, отчеты и т.п.)
Наблюдение за выполнением практических задач, конкурсных работ, участие во внеучебной деятельности


Участие во внеурочной деятельности, связанной с будущей профессией
(конкурсы профессионального мастерства, олимпиады, выставки, выступления на конференциях, семинарах и т.п.)


Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
Оптимальный выбор методов и способов решения профессиональных задач в области технического обслуживания и ремонта автотранспорта.
Рациональное планирование своей деятельности.
Точное выполнение требований руководителя
Наблюдение за выполнением практических задач

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Самостоятельное принятие оптимальных решений в стандартных и нестандартных ситуациях.
Наблюдение за выполнением практических задач


Проведение своевременного контроля и корректировки деятельности в соответствии нормативно-технической документацией


Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Нахождение и использование разных источников информации, включая электронные, при изучении теоретического материала и прохождении учебной и производственной практик
Наблюдение за выполнением практических задач

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Нахождение и использование в учебной и профессиональной деятельности различных видов программного обеспечения, прикладных программ
Наблюдение за выполнением практических задач

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
Соблюдение правил труда, распорядка в соответствии с требованиями норм и правил, установленных законодательством, профессиональной этики (взаимодействие с преподавателями, мастерами п/о, с коллегами в ходе производственной практики).
Наблюдение за выполнением практических задач


Успешное выполнение групповых заданий при освоении профессионального модуля (деловые игры, круглые столы, выполнение коллективных заданий).


Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Готовность к исполнению воинской обязанности с применением полученных профессиональных знаний
Участие во внеучебной деятельности











13PAGE 15






Заголовок 115