Как зимуют травы, деревья и кустарники.

Конспект урока окружающего мира в 1 классе

Тема: «Как зимуют травы, кустарники и деревья»

Задачи урока:

Предметные:
Расширить знания учеников о жизни деревьев и кустарников в зимний период.
Познакомить учащихся с особенностями жизни травянистых растений зимой.
Рассмотреть внутреннее строение почек.
Продолжить обучение детей постановке опытов и формулировке их результатов.
Метапредметные:
Продолжить работу по формированию умений учебного сотрудничества.
Продолжить формирование умения работать с оглавлением учебника, учебными текстами.
Развитие практического умения поиска информации путём проведения опытов.
Продолжить формирование умения делать выводы из наблюдений.
Продолжить работу по формированию у учащихся умения работать с различными источниками информации,

Личностные:
Продолжить работу по воспитанию у детей бережного отношения к природе.
Воспитание умения слушать и слышать учителя и одноклассников.

Оборудование и наглядные пособия:

Учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Окружающий мир» 1 класс, хрестоматия «Давай знакомиться, мир!» 1 класс, тетрадь для самостоятельной работы, лупы, разрезанные почки деревьев и кустарников, веточки деревьев и кустарников, собранные во время экскурсии.



Этап урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты





Личностные
Метапредметные
Предметные

1.Организационный момент.

Организовать рабочее место учащихся
Контроль организации рабочих мест учащихся
Проверка готовности рабочих мест
Самоопределение
Мобилизация волевых усилий


II. Изучение нового материала.
Работа с содержанием учебника

Учить детей ориентироваться на страницах учебной книги.

Откройте содержание учебника. Найдите и прочитайте название темы, с которой познакомились на прошлом уроке?

Как называется тема, с которой мы будем работать сегодня?

На какой странице нам нужно открыть учебник?


Откройте учебник на странице, где обозначена эта тема.

Какие цели поставим на урок?
(Есть ли жизнь в воде подо льдом?)



(Как зимуют травы, кустарники и деревья)


(На с.42)








Работать с оглавлением и справочниками учебника;


Работа с разворотом учебника



















Актуализация знаний учащихся, полученных на экскурсии.



Работа с хрестоматией «Давай знакомиться, мир!».


































Работа с разворотом учебника

Рассмотрите пиктограммы на этой странице. Что они обозначают?

Рассмотрите иллюстрацию на развороте учебника. Как вы думаете, какие растения могли бы увидеть Маша и Миша, оказавшись рядом со своим отцом?

Учитель.
Есть ли жизнь под снегом?

Что могли бы увидеть Маша и Миша под снегом в лесу, в поле, в саду?





А что вы увидели под снегом? Поделитесь своими наблюдениями.




Как вы думаете, умирают ли на зиму травы? Для уточнения ответа на этот вопрос обратимся к хрестоматии. (с.40, «Умирают ли на зиму травы?»)
Какой вывод сделаем из прочитанного?

Можно ли под снегом увидеть цветущие растения?

Рассмотрите изображение этих растений на иллюстрации. Знакомы ли они вам?

Нелегко приходится растениям зимой. Как деревья зимой от мороза защищаются?


На прошлых уроках мы много говорили о том, как помочь животным зимой, рыбам подо льдом, изготавливали и развешивали кормушки для птиц. А как можно помочь растениям зимой?







Что делает папа Маши и Миши в саду? Зачем он это делает?
















Подумай, проведение опыта, долгосрочный эксперимент.

Деревья: берёзу, сосну, ель, яблоню, кусты, травянистые растения: пижму, мятлик.



Да, есть.

Зимующих под опавшей листвой насекомых, жаб, ящериц, сухие стебли с плодами и даже зелёные растения.


Ответы детей.




Текст читает учитель.





Травы на зиму не умирают. Многие из них остаются под снегом зелёными.


Пастушья сумка, анютины глазки, ярутка.


У деревьев прекращается сокодвижение, они заранее сбрасывают листву.






Укрыть теплолюбивые растения плёнкой, укрыть корни растений опавшей листвой или опилками, связать ветви кустарников.


Ответы детей.

Снег очень тяжёлый и может поломать ветки.




.












Формирование экологической культуры: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения;


Прогнозирование: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.


Формулирование и удержание учебной задачи.

Использование установленных правил в контроле способа решения;









Использование словаря учебника (УМК), в процессе изучения нового материала.


III. Практическая работа.


















Правила при проведении опытов


















Проведение опытов .














Работа в тетради на печатной основе
Фиксация результатов проведённых опытов
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях
Найдите пиктограмму «Подумай», прочитайте вопрос. Как вы думаете, остаются ли деревья на зиму без листьев?

Что вы можете сказать о хвойных деревьях?
А о лиственных?
Рассмотрите рисунок слева, рядом с пиктограммой, указывающей на проведение опыта.
Как вы думаете, что мы будем делать?

Учитель. Чтобы рассмотреть почку в разрезе, мы воспользуемся лупой.

Учитель Начнём практическую работу с повторения правил при проведении опытов
1.Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться.
2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.
3. Если опыт проводит один ученик, то второй молча наблюдает. Только после этого проводится обмен мнениями по результатам проведённого опыта.
4. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.
5. Подходить к столу и проводить замену оборудования можно только с разрешения учителя.

Опыт.

Учитель. Рассмотрите разрезанную почку через лупу. Что вы видите внутри почки?


Поменяйтесь местами и рассмотрите другие веточки.
Несмотря на то, что лиственные деревья и кустарники сбросили осенью листву, без листьев они не остались. Маленькие листья в зачаточном состоянии спрятаны в почках. Сверху они покрыты коричневыми чешуйками.

Результаты своих наблюдений мы зарисуем в тетради для самостоятельных работ.
Откройте тпо на с.31, найдите задание №30. Рассмотрите пиктограммы. О чём они говорят?
Прочитайте задание. Зарисуйте свои наблюдения в пустом прямоугольнике.
Кто хочет показать, что у него получилось?



Ответы детей.










Мы будем рассматривать разрезанную почку под лупой.

























Дети выполняют опыт.

Очень маленькие зелёные листочки, ещё не распустившиеся цветочки.


















1-2 ученика выходят к доске и показывают выполненное задание.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;
Работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад);



IV. Длительный эксперимент



























Начало длительного наблюдения.
Проведение опыта.
Обогатить знания учащихся новыми сведениями о развитии зелёных листьев из почки.
А теперь подумайте, в какое время года закладываются на деревьях почки? Обсудите в группе и договоритесь, кто будет отвечать.

Учитель. Оказывается, почки закладываются весной, когда на ветвях появляется молодая листва. Молодые листочки растут, а вместе с ними растут и почки на ветках. К осени эти почки успевают покрыться плотной чешуёй, подготовиться к зиме. А весной эти почки распустятся и образуются новые почки.


Учитель.
Совершенно безжизненными кажутся деревья в зимнем лесу. А между тем они в это время лишь отдыхают, накапливают силы, чтобы с наступлением весны сбросить зимние оковы. Если принести домой веточку дерева и поставить её в воду, то она оживёт, и на ней появятся зелёные листочки.
Найдите пиктограмму «Длительное наблюдение» и рассмотрите рисунок. Что мы должны с вами сделать?
Вы собрали веточки разных деревьев. Назовите, каких именно.
Начав длительный эксперимент сегодня, каждый будет наблюдать за своими веточками с почками, пока из них не появятся зелёные листочки.
В перемену поставите веточки в воду.


Обсуждение в группах и ответы детей.































Берёзы, липы, каштана, сирени, тополя, яблони.

Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;


V. Итог урока.


Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Обобщить то, о чём мы сегодня говорили на уроке, поможет материал учебника. Прочитаем текст на с.43.
Достигли мы целей урока?
Что почки образуются весной, что под снегом можно встретить и цветущие растения.

Удовлетворение познавательных интересов, поиска дополнительной информации об изучаемом предмете



VI. Рефлексия.


Дети выбирают и показывают цветной круг.













13PAGE 15


13PAGE 14715




15