Презентация к мастер-классу Рефлексия в начальной школе


Мастер-класс« Рефлексия как условиеформирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»Подготовила: Сорокина О.В.,учитель начальных классовМБОУ «Коляновская СШ» « У человека всё предназначено для самого себя: глаза - чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.»В.СолоухинВлади́мир Алексе́евич Солоу́хин (село Алепино, Владимирская губерния (ныне Собинский район Владимирской области)— русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».
Цель мастер- классаПовысить мотивацию педагогов к овладению рефлексивной деятельностью обучающихся. Задачи мастер- классаПознакомить коллег с понятием “рефлексия”.Дать представление о классификации рефлексии.Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках. Актуальность мастер- класса 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. (из ФГОС)Структура урока по стандартам второго поколения обязательно включает в себя этап урока- рефлексию. Регулятивные действияумение уч-ся организовать свою учебную деятельность123456ставить цельпланироватьпрогнозироватьконтролироватькорректироватьоценивать себя Что такое рефлексия?Слово рефлексия происходит от латинского reflexio- обращение назад.Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия Зачем? Для обучающихся:Подведение итогов( Что узнали? Как работали?)Обобщение результатовВыяснение впечатлений- Отметить успехи, достиженияОбрисовать перспективы движения Для педагога:Оценка собственной работыВыводы о необходимость корректировки программы, методов,приёмов. Рефлексия на уроке- это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. - физическую (успел – не успел); - сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно); - интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); - духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). Индивидуальная – формирование реальной самооценки .Групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.2. Рефлексия деятельности.3. Рефлексия содержания учебного материала. Рефлексия настроения и эмоционального состояния Букет настроения Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений. Оранжевый – знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни.Синий – вам нужна сильная разрядка и полноценный отдых.Зеленый – символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста. Голубой – мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым. Жёлтый-оптимизм переполняет Вашу душу и заставляет сердце стучать быстрее. Вы расслаблены и полны мечтами об удаче. Розовый – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному. Рефлексия настроения и эмоционального состояния Рефлексия деятельности. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика. 1. Сегодня я узнал…2. Было интересно…3. Было трудно…4. Я выполнял задания…5. Я понял, что…6. Теперь я могу…7. Я почувствовал, что…8. Я приобрел…9. Я научился…10. У меня получилось …11. Я смог…12. Я попробую…13. Меня удивило…14. Урок дал мне для жизни… Лесенка успеха Лесенка успеха123В своей педагогической деятельности и карьере я достиг больших высот.У меня есть небольшие результаты в педагогической деятельности и на достигнутом я останавливаться не собираюсь.Мне ещё нужно много работать над тем, чтобы достичь больших результатов в педагогической деятельности. Рефлексия содержания учебного материала Сегодня на уроке я:-научился…-было интересно…-было трудно…-мои ощущения…-этот урок дал мне для жизни…-больше всего понравились задания… -они мне нравятся больше остальных…-я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями-они легче остальных заданийЯ выполнил эти задания потому, что… Таблица -фиксация знания и незнания о каком- либо понятии {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Плюс-минус- интересноПлюсМинусИнтересно Дерево успехаМастер-класс был актуальным, полезным, интереснымНичего нового на мастер- классе я для себя не узнал «Наряди ёлку» 3-4 ошибкиНет ошибок1 ошибка Словарнаяработа Фонетический разборИзучение нового материалаРабота вгруппах«поезд» I. название темы (одно существительное);II. описание темы в двух словах, два прилага- тельных;III. описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;IV. фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме целое предложение);V. синоним, который повторяет суть темы.синквейн ПустыняНет зимыt=+50Мало водыМного пескаБарханы, дюныВерблюдыОазисКластер (гроздь) Всем большое спасибо!
Использованные источники:Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики. // Психологический журнал, 2003, т.24, №5.http://festival.1september.ru/articles/626313/http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgoshttp://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/01/10/refleksiya-v-kontse-uroka5. «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школы./под ред. А.Г. Каспржак и др. – Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004г 6.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе -  М.: «Сентябрь», 1996