«Рефлексия. Эффективность, виды и приемы рефлексии»


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


МaCалімніS аты-ж™ні: Укибаева Алия Рахимбаевна
ЕSбек ™тілі: 24 жыл
Жaмыс орны: Алматы облысы, Жамбыл ауданы
«^лкен ауылындаCы орта мектеп» КММ
Лауазымы: аCылшын тілі п‰нініS мaCалімі
Категория: I



ПЛАН МАСТЕР-КЛАССА:
ТЕМА: «Рефлексия. Эффективность, виды и приемы рефлексии»
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МАСТЕР-КЛАССА: Оказание содействия участникам коучинга в определении понятия «рефлексия», познакомить с классификацией видов и приемами рефлексии.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Участники коучинга узнают, как с помощью рефлексии можно улучшить эффективность и результативность учебной и педагогической деятельности, освоят некоторые приемы рефлексии.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: Учителя школы
ХОД МАСТЕР-КЛАССА: Вступительная часть где даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей;
- основная демонстрационная часть;
- комментирующая часть, где руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей работы, которые, с его точки зрения, наиболее важны и носят оригинальный характер;
- обсуждение занятия самими участниками мастер-класса;
- подведение итогов руководителем мастер-класса.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: Мозговой штурм , беседа, презентация ,работа в группах, обратная связь, приёмы «Синквейна», «Карусель».
ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер, проектор, экран, презентация «Рефлексия»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: Информационный раздаточный материал, флипчарты, маркеры, цветные стикеры











СОДЕРЖАНИЕ МАСТЕР-КЛАССА :
Этапы работы:
Вводная часть
Содержание этапа
Деятельность участников
Время
Ресурсы


Приветствие

Деление на группы



Мозговой штурм


Приветствие участников коучинга, объявление темы и формулирование цели данного коучинга


В одной притче говорится:
“Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное, успешным. Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.
Подумайте и ответьте на вопросы:
- Что такое рефлексия?
- Для чего она нужна ученику?
- Для чего она нужна учителю?








Участники выбирают стикеры понравившегося цвета, затем, участники формируют группы по цвету стикеров




















Работа в группах
Каждая группа выдвигает свои версии. Активное обсуждение.
15 мин







Информационный блок 1
Презентация «Технология
рефлексии»







Основная
часть

Участникам в группах предлагается разработать прием:
Рефлексии настроения и эмоционального состояния
Рефлексии деятельности
Рефлексии содержания учебного материала
Классификация Задачи Приемы Вопросы
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Упражнения для развития рефлексивных способностей.
Представь что ты.
Представь, что ты камень, одуванчик, воздушный шар. Что ты чувствуешь? Сравни свои ощущения.
- Изобрази, что ты чувствуешь, когда ешь лимон, конфету и т.д.
- Изобразить различные чувства так, чтобы другие отгадали.

Без маски
Цель упражнения: - снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности; - формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я".

Содержание карточек:
"Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня..."
"Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ..."
"Иногда люди не понимают меня, потому что я ..."
"Верю, что я ..."
"Мне бывает стыдно, когда я ..."
"Особенно меня раздражает, что я ..." и т.п."
Участники знакомятся с понятием «рефлексия», с классификацией и видами рефлексии.
Презентация работы групп. Обсуждение.







После каждого задания участники делятся своими внутренними ощущениями, переживаниями, сравнивают их, стремятся понять, что вызвало те или иные чувства?






Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку.
20 мин
ППТ «рефлексия», с классификацией и видами рефлексии.
Информационный блок 2




Участники в группах разрабатывают таблицу использования приемов рефлексии на разных этапах урока.
Работа в группах

10мин
Информационный блок 2

Обратная связь. Рефлексия.
Оценка эффективности проведения коучинга

.
Прием «Шкала уверенности».
10 мин












РЕФЛЕКСИЯ:
Рефлексия на коучинг по теме «Рефлексия. Эффективность, виды и приемы рефлексии»
В процессе коучинг занятий , проведенных раннее и в ходе рефлексии, убедилась в том, что некоторые учителя нашей школы ошибочно трактуют понятие «Рефлексия», они в процессе уроков иногда применяют некоторые элементы, увиденные где - то и как - то, не понимая и не зная методику проведения рефлексии.
Так как основным принципом повышения квалификации учителей, прошедшие курсы по программам АО «НИШ, является помощь коллегам, сочла необходимым организовать коучинг и дать понятие о рефлексии в процессе действия. Из опыта проведенных коучинг занятий пришла к выводу, что не только с удовольствием приходят слушатели, но и принимают активное участие. В этом заслуга не сколько хорошо подготовленное мероприятие и отведённая роль коучу, сколько скрытая «изюминка» психологического характера. Подобрала интересную, доступную информацию и задания, подготовила много наглядного материала, презентацию, продумали рефлексию; я разработала памятку в помощь педагогам с методами и приемами рефлексии для дальнейшего индивидуального использования. Считаю единственным недостатком в проведенном коучинге - небольшой сбой техники, но я достойно вышла из затруднительной ситуации, далее познакомила слушателей с теоретическим материалом по презентации.
Учителя смогли, работая в группах применять такие стратегии как «Представь что ты.
»: в ходе, которого составляли кластер, спикеры защитили свои работы и ответили на вопросы по внедрению новых технологий в школе.
Пробовали упражняться в составлении «Синквейна», многие учителя были не знакомы с данным методом КМ и с интересом прослушали алгоритм работы, а затем приложили свои знания и фантазию в стихосложении.
Узнали о «ЗХУ», участвовали в «Ролевой игре» -каждая группа получила задание. В качестве динамической паузы провела игру «Крокодил», которая еще более раскрепостила наших участников. Я представила вниманию педагогов метод «Карусель» - в ходе групповой работы необходимо было ответить на проблемные вопросы открытого характера, в завершении обсудить их совместно.
На протяжении коучинг занятия царила доверительная обстановка, никто не отказывался от каких либо заданий, а наоборот с азартом принимались за следующее. В качестве рефлексии нашим подопечным предлагалось подойти к « Лестница Успеха», прикрепить к нему смайлики.
На память гости получили рекомендации и брошюры «В помощь педагогу».
После проведения коучинга необходимо провести рефлексию, проанализировать, что получилось, какие были недочёты или неудачи, определить, что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в следующий раз, что я и сделала в дальнейшем. Проанализировав ситуацию, пришла к выводу, что участники ушли одухотворенные, в приподнятом настроении. А это значит, что каждый из подопечного взял для себя что-то важное. Организовывать коучинги лучше на каникулах, так как больше свободного времени и слушатели могут спокойно воспринимать информацию. Анализируя лист оценивания, пожелания, мы уже знаем, по какой теме подготовить следующий коучинг. В целом – довольна результатами коучинга.











Фото – отчет по коучингу «Рефлексия. Эффективность, виды и приемы рефлексии»

Информационный блок Работа в группах Оценочный лист группы


Работа по дополнительному Рефлексия коучинга
материалу


























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ: