Мастер класс«Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе».


Мастер- класса по теме
Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получит преимущества в движении вперёд». Доманский Е. В.
«Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе».
Цель: повысить мотивацию будущих коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся начальных классов.
Задачи:
Познакомить с понятием “рефлексия”
Дать представление о классификации рефлексии
Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках
Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.
Подготовка к мастер-классу.
Конверты с буквами «Р Е Ф Л Е К С И Я»
Раздать таблицы: «Понятие. Знаю. Узнал. Хочу узнать».–
Здравствуйте уважаемые коллеги! Зовут меня Светлана Викторовна. Работаю в Ясногорской школе, Оловяннинского района учителем начальных классов.
Уважаемые участники, коллеги я рада приветствовать вас на своём мастер-классе. Пусть этот мастер-класс принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами и буде полезным.
– Перед началом нашей работы мне бы хотелось узнать ваше эмоциональное состояние. Покажите свое настроение соответствующей карточкой
Я рада, что вас отличное весёлое настроение. Удачи вам и новых открытий!
Работать будем в группах. (№1 №2 №3)
На уроках младшие школьники любят играть, предлагаю поиграть в игру " Буквы рассыпались" Возьмите, пожалуйста, конверты и достаньте содержимое. Предлагаю составить из них ключевое слово. Что получилось? Рефлексия.
Слайд 1. Тема моего Мастер-класса «Приемы рефлексии на уроках в начальной школе».
А вот что такое Рефлексия? Знакомо ли вам значение этого понятия? А может вы что-то уже знаете?
Работа в группах. Перед вами лежит таблица-фиксация знаний. Она состоит из трёх граф. 1 графа это понятия. Вам необходимо заполнить 2 графу с помощью условных обозначений.
"-" - это я совсем не знаю, надо узнать.
"!" - это я уже немного знаю, но надо разобраться.
" +" это я уже знаю и умею.
В конце работы возвратимся к оценочному листу, чтобы посмотреть насколько вы утвердились в знаниях.
Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности, творчества и сознательности. Ребёнок может быть активен, если каждое его действие является осознанным и понятным.
- Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке –подготовка обучающихся к сознательной внутренней рефлексии, к  развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. 
Работа в группе.
Что такое рефлексия? ( 3 минуты) Выступление групп.
Физминутка Дождик
А что же такое рефлексия?
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ..
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока как это принято считать, но и на любом этапе урока
Рефлексия по форме деятельности:
индивидуальная – формирование реальной самооценки (-за что ты можешь оценить свою работу, - беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень)
групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)
Рефлексия по содержанию(способу проведения)
Устная рефлексия - выражение своих мыслей в форме повествования, диалога или вопросов помогает прояснить некоторые значимые проблемы. Она предполагает коммуникативную ответственность, например , в процессе круглых столов, где происходит обмен мнениями или дискуссия между участниками.
Рефлексия письменная более многогранна. Письменная – эссе (мини -сочинение, раскрывающее конкретную тему, схема, таблица, письмо другу.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.
Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.
Исходя из целей, различают следующие виды рефлексии
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия деятельности;
рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Место: начало урока или конец урока
Цель: установить эмоциональный контакт с классом.
Работа в группах: каждой группе предлагается выбрать приёмы рефлексии настроения и эмоционального состояния.
1 грДерево успеха - зелёный лист нет ошибок, жёлтый лист - 1 ошибка, красный лист- 2-3 ошибки.
Радостный гномик(всё хорошо), Грустный гномик (грустно).
Мишка (весёлый, грустный)
SMS-сообщение ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS- сообщение другу или учителю, как прошёл урок, оценить как плодотворно он работал.
Острова: о. Познания, о. Радости, о. Скуки, о. Уверенности.
«Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька– у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.
2 группа
«Солнышко». Инструкция: Закончи предложение: «Моё настроение похоже на…»:
солнышко;
солнышко с тучкой;
тучку;
тучку с дождиком;
Пометки на полях (инсерт, маркировка) или Мудрые совы. – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать
Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.
Музыкальная рефлексия (различают фрагменты 2-х произведений. (тревожная и спокойная восторженная музыка)
Чемодан, мясорубка, корзина.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
«Дерево чувств». Если ребёнок чувствует себя хорошо, комфортно, то вешает на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
3 группа
Плюс-минус-интересно».
П (плюс) М (минус) И (интересно)
«Цветик – многоцветик».  Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения.
Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии
Понятие Знал Узнал Хочу узнать
"Смайлики» – ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас.
«Светофор», ребята поднимают карточку определенного цвета, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке.
«Поляна». Похожий приём. На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока. Предлагаю детям прикрепить понравившуюся бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Рефлексия деятельности
Следующий вид рефлексии - Рефлексия деятельности - это осмысление способов и приёмов работы с учебным материалом, поиск более рациональных приёмов. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ, в конце урока,- чтобы оценить активность каждого ученика на разных этапах урока.
Место: в течение урока или в конце
Цель: осмысление способов и приёмов работы с учебным материалом.
Здесь применяю приёмы «Лесенка успеха» – нарисовать человека на нижней ступеньке - ничего не получилось; на средней ступеньке – были проблемы; на верхней ступеньке – мне всё удалось!
С помощью ступеней можно ещё определить, на каком уровне ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка.
Слайд 20. «Букет настроения» (доволен – не доволен своей работой на уроке).
Слайд 21. «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1-2 ошибки, красный лист – 3 - 4 ошибки.
Слайд 22. «Поезд». На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагаю опустить «веселое личико смайлика» или «Солнышко» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» или «Тучку» - в тот, задание, которого показалось неинтересным.
Слайд 23. «Поляна». Похожий приём. На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока. Предлагаю детям прикрепить понравившуюся бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
«Корзина идей», Волшебный мешочек». Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, о наиболее интересных заданиях и т.д. Все листочки кладутся в корзину (мешочек), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Своё мнение на листочках учащиеся высказывают анонимно.
«Мишень». Учащиеся «стреляют» (ставят крупную точку) в каждом секторе (по баллам), как они себя оценивают
Работа в группах
Группа №1
Группа №2
Группа №3
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы
Место: в течение урока или на этапе подведения урока
Цель: выявление уровня осознания изученного материала:
1. Фразы из рефлексивного экрана.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
«+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать (это прием называется - «Пометки на полях» (или инсерт, маркировка).
Приём «Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета)
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени.
В графу «П» – «плюс» заносится все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» – «минус» - что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» – «интересно» учащиеся вносят все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме
Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.
первая строка – название темы (одно существительное);
вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
. Приём «Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии». Его я Вам предложила в начале мастер-класса.
Понятие Знаю Узнал Хочу узнать
  Слайд 33. Приёмы: Кластер (гроздь), Жучок, – когда фиксируется какое-либо системное понятие с его взаимосвязями.

Чемодан, мясорубка, корзина.На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.Мясорубка – информацию переработаю.Корзина – всё выброшу.Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
Итог
Вариантов проведения рефлексии невероятно много. Главное , чтобы было интересно, увлекательно и полезно для ребёнка
В мастер-классе я рассказала Вам лишь о небольшой части, используемых мною приёмов рефлексии.
Таким образом
Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Если ты умеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».
В нашей профессии нет предела совершенству. То, что еще вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.
Предлагаю возвратиться к таблица-фиксация знаний с помощью условных обозначений заполните 3 графу. Оценить на каком уровне находятся ваши знания по данной теме, посмотреть насколько Ваши знания пополнились либо утвердились.
Кто может зачитать данные своей таблицы? (Ответы участников). Спасибо!
Все, что мы делаем сейчас, - это не самоцель, это - серьезная подготовка к постоянной внутренней рефлексии.
Поэтому, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя.
РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА.
- Если вам понравился мой мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете эти и другие приёмы использовать в своей работе – покажите мне Солнышко. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите Тучку. (Спасибо!)
Уважаемые коллеги, я желаю вам успеха в развитии рефлексивных умений детей.