Выступление на городском семинаре с докладом на тему Новые подходы в обучении и преподавании при реализации ФГОС


Новые подходы в обучении и преподавании при реализации ФГОС
Изменения – это всегда страшно.
Но никто не изменит за вас вашу жизнь.
Вы понимаете, какой должны сделать
выбор, но, несмотря на страх, движетесь вперед.
Это главное правило успеха.
Пауло Коэльо Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС? Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер.Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно - деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Цель этого преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение приобретенных знаний в жизни. Любой педагог хорошо знает — только то, что пропущено через себя, через деятельность ребёнка, его практический опыт, его эмоциональное переживание, запомнится им на всю жизнь, станет его способностью. А как же выглядит обычный школьный урок в большинстве случаев? Из поколения в поколение мы наблюдаем классическую систему преподавания, которая демонстрирует нам навыки передачи учебного материала от учителя к ученику в форме монолога. Да. Так уж сложилось, что большинство учителей, когда-то прочно усвоили, что профессионализм учителя-это хорошее знание своего предмета, умение в доступной форме передать эти знания ученикам в условиях идеальной тишины в классной комнате. Получаемая подобным методом информация может быть успешно продемонстрирована на экзаменах, но она не усваивается прочно учениками, малополезна после завершения ее изучения и различного рода экзаменаций и не используется в жизненных ситуациях. Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Главная целью образования – развитие личности обучающихся. Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Одним из основных документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения, является основная образовательная программа. Цели реализации данной программы: создание условий для развития и воспитания личности в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования; основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей – педагоги, не один 1 десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживаются традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому. Основная задача Программы помочь учителям России, изменить свою практику. В своем выступлении я хочу рассказать о «Новых подходах в преподавании и обучении», где дети являются активными обучающимися, которые формируют свое мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия . Итак, в отличие от традиционной методики, новая технология предполагает создание такой образовательной среды, которая способствует «обучение обучению» в классе. Это помогает детям развивать навыки совместного приобретения знаний, формирует вовлеченность всех учащихся класса в учебный процесс. А перед учителем ставится задача - повысить уровень мышления учеников, развивать речевые навыки, познавательный интерес, творческие способности. Теперь, использование идеи «обучение тому, как учиться», позволяет нам с помощью «бодрячков», физминуток и перегруппировок успешно настроить детей на учебную деятельность. Детям это очень нравится. Они чувствуют себя уверенней и свободней, а в классе создается атмосфера доверия и сотрудничества. Теперь класс представляет собой организацию, в которой учитель понимает меру своей ответственности, не ограниченной лишь рамками преподаваемого предмета. Поэтому каждый урок всегда начинается с приветствия, настроя на рабочий лад, психологического настроя. Например: «В голове моей- ясность, в руках и ногах моих-сила, в сердце моем-любовь», «Я могу быть маленьким…» и т.д. Также для создания позитивной атмосферы в классе, на каждом уроке проводятся различные игры, в ходе которых узнаёшь настроение детей, их переживания, умение строить доверительные отношения. В ходе игр может звучать смех, заклички и танцы («Я рисую солнце..»). Педагоги постоянно задают себе вопрос о том, как добиться на уроке качества знания. Всем нам непременно хочется, чтобы наш урок был интересным, ярким, творческим и, конечно же, отвечал современным требованиям и стандартам. Стараюсь применять такие способы и приемы на своих уроках, которые способствовали бы развитию интеллекта учащихся, формировали бы у них познавательные интересы, расширяли кругозор и развивали в каждом из них творческие способности. Скажу честно, что такая форма работы, как работа в группе, еще недавно была новым, потому что раньше я очень редко использовала такой вид работы. Теперь же знаю, что работа в группе позволяет ученикам сблизиться, учит уважительнее относиться друг к другу, учит умению слушать собеседника, работать в атмосфере доверия и сотрудничества. А для того, чтобы работа в группе была слаженной и продуктивной, необходимо с ребятами на классном часу придумать и записать правила группы, о которых они должны помнить и соблюдать и к которым не раз будут обращаться. При проведении групповой работы стараюсь создавать группы разного состава. Очень часто использую тематическую перегруппировку. Никто из детей ни отказывался работать со слабоуспевающими, все понимают, что все мы одна команда и нужно помогать друг другу. Итак, как работают группы? Например, сильные учащиеся привлекаются для объяснения. Средние ученики делают записи в тетрадях, а слабым предлагается сделать записи в виде «речевых заметок». Интересно то, что дети, у которых недостаточно быстро развита скоропись сами просят разрешения изобразить изучаемое в виде знаков, символов, картинок. Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в первых и вторых классах, не более 20-30 минут – в третьих и четвёртых классах. Не требую в классе абсолютной тишины, так как дети должны вести диалог, обменяться мнениями, прежде чем представить работу. Хочется отметить, что основная масса учеников с легкостью могут работать в группе. Принципиально важно сделать работу в группах слаженной, с обязательным активным участием всех ее членов, причем в группах с разным составом.
На помощь современному учителю, конечно же, пришло обучение критическому мышлению. Все мы знаем, что критическое мышление – это что-то заведомо хорошее, некий навык, который позволит нам успешно справляться с требованиями XXI века, поможет глубже понять то, что мы изучаем и делаем. Мышлением о мышлении так можно его назвать. А в широком смысле, критическое мышление- это подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученный в результате наблюдения, опыты, размышления или рассуждения. Для чего же так важно учить детей мыслить критически?
Пополнение словарного запаса учащихся,
•Развитие речи и умение свободно высказывать свои мысли;
•Способствование глубокому пониманию материала и стремлению учащихся логически рассуждать. Используя методы критического мышления помогает детям развивать навыки совместного приобретения знаний, формирует вовлеченность всех учащихся класса в учебный процесс. Для того, чтобы понять, как это работает на уроках, постараюсь проанализировать целесообразность развития критического мышления. На своих уроках я применяю методы критического мышления:
1.Кластеры
Кластер («гроздь») являются одним из ведущих приемов на уроке. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Целью этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздьями».
2. Флипчарты
Ученикам на уроке просто необходимо говорить, спорить, высказываться, вступать в диалог, при этом учитель незаметно направляет их в нужное русло. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Это четко прослеживается в совместной работе при составлении и защите флипчартов. Дети составляют тематические флипчарты (мини-проекты) . Представители от каждой группы выступают с защитой своего флипчарта.
3. ЗХУ
После подводящего диалога, дети определяют тему и цель урока, я предлагаю ученикам, заполнить таблицу (2 первых столбца).
Знаю Хочу узнатьУзнал! В конце урока дети указывают, что же нового они узнали.
4. Метод Джигсо.
Дети работают в группах по методу Джигсо с целью установления коммуникативных отношений, умению аргументировать и доказывать. Они доказывают, рассказывают, проводят небольшие опыты, а по сигналу переходят от одной группы к другой. Таким образом сильные учащиеся пересказывают свои наблюдения и опыты, а слабые ученики тоже вовлекаются в работу, как наблюдатели-слушатели.
5. «Тонкие» и «толстые» вопросы
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов я использую ,для того, чтобы узнать, как учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Я предлагаю сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов, записываю их на доске ряд вопросов и прошу учащихся попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения.
6. Ромашка Блума .
7. Также я применяю в своей работе кувертки.
Работают ребята в группах. Им было предлагается ознакомиться с текстом (разным для всех групп), затем на парты им были поставлены кувертки , как метод критического мышления, с разными заданиями: прочитать-проанализировать; прочитать- пересказать, прочитать-высказать свое мнение, прочитать-убеждать. Дети, конечно, в 1-2 классах слабо, но пытаются проанализировать, обсудить и доказать.
8. Горячий стул
9. Инсерт10.Диалоги на стикерах11. Кумулятивные и исследовательские беседы в группах
Данный перечень метод и приемов, который я применяю на своих уроках не заканчивается. Практически все задания, полученные детьми на уроках, преследуют цель развивать мыслить критически. Это различные виды диалогов «учитель-ученик», «ученик-ученик»и бесед , и релаксация, и , конечно же, рефлексия.
Раньше при проведении уроков у меня возникала проблема оценивания учащихся, потому что не успевала опросить даже треть учеников класса. А иногда, бывало так, что мне было жалко ставить оценку за работу ученику, так как думала, что он недостаточно поработал на уроке. Теперь у нас есть формативное оценивание. Оно призвано облегчить работу учителя. В контексте новых подходов ученики могут сами оценивать свои знания, а также анализировать допущенные ошибки. Я предлагаю на занятиях учащимся проводить самооценивание и взаимооценивание, оценивание, по заданным учителем, критериям. Я считаю, что формативное оценивание просто необходимо. Кроме подбадривающих слов, которыми мы, учителя начальных классов, всегда были щедры, появились другие методы и приемы. Детям очень понравилось оценивание: «жест рукой», «сигнал светофора», применение стикеров-смайликов, «измерение температуры» и т.д.
Анализируя результаты работы в школе, я решила , что в будущем также буду:
* применять групповую и парную работу.
* внедрять исследовательские беседы, которые полезны для общего развития ребёнка;
* использовать вопросы, составленные по таксономии Блума;
* шире использовать формативное оценивание.
Недавно я прошла курсы «Как начать и завершить урок по ФГОС. Эти курсы заставили меня изменить мои взгляды на преподавание и посмотреть на себя совсем с другой стороны. Мне придется очень многое в себе изменить, полностью перестроить свою работу, пересмотреть взгляды на многие вещи, освободиться от стереотипов.
«Цель обучения – научить обходиться без учителя», - сказал Эльберт Хаббард. Свою деятельность буду пытаться организовывать, руководствуясь этими словами.