Урок литературы в 1-м классе. Сказки народов мира. Ненецкая сказка «Кукушка


Урок литературы в 1-м классе.
"Сказки народов мира". Ненецкая сказка «Кукушка»
Цели:
Обучающая - формировать умения пересказывать произведения с использованием сказочной лексики, необходимые для ответа на вопрос, оценивать их поступки, обосновывать свою позицию;
- формировать умения делать вывод о главной мысли сказки, подбирать соответствующие пословицы;
Развивающая - развивать умение аргументировать, делать вывод, коммуникативные способности, обогащать нравственные представления, словарный запас учащихся;
Воспитывающая - воспитывать чувство патриотизма, дружбы, товарищества, любовь и уважение к близким;
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник «Букварь»,рисунки с изображением основных занятий ненецкого народа.
Структура урока:
Организация класса.
Постановка цели и задачи урока.
Проверка домашнего задания
Изучение нового материала
Закрепление
Итог урока.
Методы и формы работы:
Беседа.
Демонстрация.
Обзор.
Анализ произведений.
Метод контрольных вопросов.
Проблематизация.
Итог урока: в течении урока учащиеся должны продемонстрировать умение пересказывать произведение с использованием сказочной лексики, оценивать их поступки, обосновывать свою позицию; делать вывод о главной мысли сказки, подбирать соответствующие пословицы.
Ход урока
Организация класса.
II. Постановка цели и задач урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с ненецкой сказкой, будем читать, пересказывать и отвечать на вопросы.
III. Проверка домашнего задания.
А) беседа над содержанием сказки:
-А сейчас мы проверим домашнее задание. На дом был задан пересказ сказки. Сейчас мы узнаем , как вы подготовились.
-Как называется сказка, над которой вы работали на прошлом уроке и дома? («Почему у месяца нет платья»).
- Какой народ мира написал сказку «Почему у месяца нет платья»?
(Сербская сказка).
-Давайте вспомним сказку. Кто главный герой сказки?
(Месяц и портной).
-Ребята, а кто такой портной и чем он занимается?
(Шьет одежду). А портной из сказки, что шил? (Платье)
Для кого шил? (Для месяца)
Так, давайте послушаем сказку «Почему у месяца нет платья».
Б) пересказ сказки учащимися:
- Ребята, сейчас (Имя ученика) Коля будет пересказывать нам сказку , а вы должны внимательно слушать и ответить на вопрос:
- Почему у месяца нет платья?
( Один ученик пересказывает у доски)
- Ребята, Коля нам пересказал сказку. За пересказ Коля получает оценку «5». Молодец!
В) работа над содержанием сказки.
- Ребята, вы внимательно слушали пересказ, а теперь ответьте на вопросы:
- Почему на каждой примерке платье было мало месяцу?
IV. Изучение нового материала.
А) беседа учителя:
– Ребята! А знаете, я очень люблю сказки. Мне часто их рассказывала моя мама. И сейчас, когда за окном дует холодный ветер, тоскливо и мрачно, а нам в нашем кабинете тепло и уютно, хочется читать и рассказывать знакомые и любимые сказки.
Б) Работа со словарем
- Прошлой зимой я была на далеком севере, где полярная ночь продолжается много месяцев и привезла с собой ненецкую народную сказку.
Ненцы - народ, составляющий основное население северных районов тундры.
Тундра- холодные северные беслесные пространства.(Картинка)
Люди ненецкого народа живут в жилищах, которые называют Чум.
Чум – это палатка, крытая шкурами.(Картинка)
Малица-верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.(Картинка)
В) отгадывание загадки:
- Вы узнаете название ненецкой сказки, если отгадаете загадку:
Что за птица
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка)
В) Сообщение о кукушке.
Кукушка получила своё название за то, что она кукует, кричит: "Ку-ку! Ку-ку!"..Но есть у неё и другая, особенность: кукушка не высиживает и не выкармливает птенцов, а, снеся яичко на землю, подхватывает его клювом и летит по всему лесу в поисках какого-нибудь гнезда мелкой птицы, в котором уже лежат яйца. Найдя такое, кукушка вынимает из него одно яйцо, съедает и подбрасывает в него свою ношу.
Чтение сказки.
А) беседа:
Ребята! Я вам прочитаю ненецкую сказку «Кукушка», а вы внимательно послушаете и ответите на вопрос:
Какое настроение вызывает у вас эта сказка?
Б) чтение сказки учителем.
Физкульт минуткаРаз - подняться, потянуться,Два - нагнуться, разогнуться,Три - в ладоши, три хлопка,Головою три кивка.На четыре - руки шире,Пять - руками помахать,Шесть - на место тихо сесть.
В) беседа по содержанию сказки ,,,,,,,
Кто главные герои сказки?
О чем говорится в сказке?
Сколько детей было у матери?
Что дети делали с утра до вечера?
Какими были дети: беззаботными, злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными,легкомысленными, бесжалостными?
Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой?
Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
Почему мать превратилась в кукушку?
Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?
Г) Чтение по цепочки(каждый ученик читает 1 предложение)
Д) Работа над пословицами
- Ребята, на доске записаны пословицы , Выберите те, которые соответствуют сказке
«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»
«И старость не страшна, коли молодые помогут»
« Глупо говорить – людей смешить.»III. Обобщение.
- В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намек добро молодцам урок.» Чему учит нас эта сказка?
IV. Домашнее задание. Придумайте свой конец сказки.
V.. Оценивание.
Кукушка
Ненецкая народная сказка

Ненцы